Дроны и видеошлемы Марка Цукерберга

Как эволюционирует Facebook
19 ноября 2015 в 16:50

Facebook уже давно перестал быть просто социальной сетью. Сейчас это центр научных разработок. Издание Fast Company выделило три исследовательских направления, на которые компания делает ставку. Это изучение искусственного интеллекта, разработки в области виртуальной реальности и дроны. «Секрет» объясняет, зачем всё это нужно Марку Цукербергу.

Искусственный интеллект

Фотография: DeepFace Facebook

Facebook исследует возможности искусственного интеллекта (ИИ) больше пяти лет. В 2010 году компания представила технологию распознавания лиц на фотографиях, с тех пор в соцсети пользователи могут отмечать своих друзей на снимках. Отдельное подразделение, занимающееся разработками в области ИИ, появилось в 2013 году. Его возглавил профессор Нью-Йоркского университета Ян Лекун — один из лучших в мире специалистов по теории обучения машин. Он мало похож на типичного программиста из Facebook. Лекун родом из Парижа, ему 55.

У подразделения три лаборатории: основная базируется в Нью-Йорке. Тут работает команда из 20 инженеров и исследователей во главе с Лекуном (переезжать в Менло-Парк учёный отказался, и Марк Цукерберг пошёл ему навстречу). Ещё 20 человек исследуют искусственный интеллект в штаб-квартире Facebook. Есть также небольшой офис в Париже, там трудятся пять человек, они сотрудничают с Французским институтом исследований в области компьютерных наук (INRIA). К работе Лекун привлёк в качестве консультанта отца теории машинного обучения Владимира Вапника, а также других известных учёных. В 2014-м они опубликовали статью, где объясняли, как достигли 97% точности в распознавании лиц: Лекун утверждает, что технология распознавания лиц Facebook DeepFace — лучшая в мире.

Изучение ИИ — попытка подготовить Facebook к эре интернета вещей, где все устройства — от часов до машин — будут присоединены к сети и концентрация информации будет расти ещё быстрее, чем сейчас. «Привычные системы уже не будут работать», — говорит вице-президент по инжинирингу Джей Парих. Пока ещё соцсеть лучше собирает информацию, чем понимает, что она означает. Новые решения, придуманные в лаборатории Лекуна, помогают анализировать контент и делать его релевантным для пользователей. «Facebook активно над этим работает, потому что эту же технологию будут применять и Instagram, и WhatsApp, и Messenger», — объясняет CEO Instagram Кевин Систром. Некоторые разработки в области ИИ уже применяются в ряде продуктов Facebook. Например, приложение Moments позволяет находить снимки с друзьями в смартфоне и делиться ими.

Виртуальная реальность

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

Oculus VR — компанию, разработавшую очки виртуальной реальности Oculus Rift, — Facebook купил в 2014 году за $2 млрд. После сделки команда продолжает работать над своим устройством. CEO Oculus Брендан Айрайб говорит, что продажа пошла им на пользу. Компания смогла нанять для работы над очками талантливых людей: «Раньше у нас работало 60 или 70 человек. Сейчас их больше 360».

Многие думают, что виртуальную реальность можно использовать только в играх. Но Цукерберг не считал бы её исследования приоритетными, если бы не видел больших перспектив. В Oculus он верит по двум причинам. Во-первых, виртуальная реальность, по его мнению, будет следующей платформой, куда переместятся пользователи, как когда-то они ушли в смартфоны с ноутбуков (Цукерберг до сих пор жалеет, что его соцсеть так и не выпустила свою мобильную операционную систему). Во-вторых, люди всегда будут любить общаться. «В Сети около 40% времени пользователи болтают и читают СМИ», — говорит Цукерберг. — Это не изменится и в долгосрочной перспективе, когда Oculus станет зрелой платформой». Значит, подготовившись, Facebook в нужный момент окажется сильнее всех. Недавно компания уже применила технологию Oculus, выпустив функцию просмотра 360-градусного видео.

Цукерберга интересует не только виртуальная реальность, но и дополненная — технология, позволяющая переносить виртуальные объекты в реальный мир. Например, персонаж из фильма может появиться в настоящем доме и начать взаимодействовать с пользователем. Oculus работает и над этим. Если компании удастся создать технологию, благодаря которой очки смогут совмещать виртуальный и реальный миры, «то их захотят все», уверен Цукерберг. У Facebook много конкурентов. В этом направлении работают также Microsoft, Sony и HTC.

Продавать очки Oculus Rift Facebook начнёт в начале 2016 года. Они будут рассчитаны прежде всего на геймеров. Весь комплект (вместе с Xbox One Gamepad, контролёрами The Oculus Touch и гарнитурой) обойдётся в $1500. Отдельно очки будут стоить не меньше $350. Зарабатывать Oculus VR собирается на лицензионных отчислениях от разработчиков игр и на продаже самих устройств.

Интернет для всех

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

«Если мы хотим объединить людей всего мира и дать каждому высказаться, недостаточно быть просто большим сервисом, — говорит Цукерберг. — Нужно обеспечить всех доступом к интернету». В 2013-м Facebook договорился с Nokia, Qualcomm, Samsung и другими IT-гигантами о совместной работе над инициативой Internet.org. Она направлена на то, чтобы дать возможность выходить в Сеть 60% людей, которые до сих пор этого не могут.

Internet.org выпустила вместе с локальными операторами связи в Индии, Индонезии, Пакистане, Южной Африке и других странах приложение с бесплатным доступом к Facebook, новостям, поиску и другим сервисам. Его используют 15 млн человек.

В марте 2014-го Facebook открыл специальную лабораторию, которую возглавил Яэль Магуяр. Он придумал отправлять в труднодоступные места дроны Aquila. Это беспилотники, заряжающиеся от солнечных батарей, с размахом крыльев, как у Boeing 737. Они летают на высоте более 18 000 м — выше обычных самолётов — и дают доступ в интернет, причём высокоскоростной, с помощью лазера. В ходе испытаний на высоте полёта до 120 м оборудование обеспечивало передачу данных на скорости свыше 10 Гбит/с. Планируется, что реальные полёты начнутся в конце 2015 года.

Есть и проблемы. Федеральное агентство воздушного транспорта настаивает на том, чтобы каждым дроном с земли управлял отдельный пилот. «Это может сделать Aquila экономически невыгодным», — говорит Магуяр. Он хочет создать технологию, позволяющую одному человеку управлять 1000 самолётов.

В краткосрочной перспективе затея с дронами выглядит как благотворительный проект, но в долгосрочной может принести большие деньги, считает Цукерберг. Он вспоминает, как на совете директоров его спросили : «Ты собираешься потратить на это миллиарды долларов? И когда появится прибыль?» Тогда он ответил: «У меня нет чёткого плана прямо сейчас, но я знаю, что будет хорошо, если мы это сделаем. Экономики разных стран вырастут, жизнь людей улучшится, и мы сможем вернуть часть вложений». Он привык сражаться со скептиками. «Когда Facebook только запускался, я не думал, что он превратится в хороший бизнес. Я просто понимал, что это нужная вещь, — говорит он. — Никто другой не думал о нём как о бизнесе, поэтому не пытался этим заниматься».

Источники: Wired, Popsci, Digital Trends. Фотография на обложке: Antoine Antoniol / Bloomberg via Getty Images

Нам важно ваше мнение

Загрузка...