secretmag.ru
Опубликовано 19 ноября 2015, 16:50

Дроны и видеошлемы Марка Цукерберга

Как эволюционирует Facebook

Facebook уже давно перестал быть просто социальной сетью. Сейчас это центр научных разработок. Издание Fast Company выделило три исследовательских направления, на которые компания делает ставку. Это изучение искусственного интеллекта, дронов и разработки в области виртуальной реальности — год назад Facebook купил компанию Oculus VR за $2 млрд. «Секрет» объясняет, зачем всё это нужно Марку Цукербергу.

Дроны и видеошлемы Марка Цукерберга

Facebook уже давно перестал быть просто социальной сетью. Сейчас это центр научных разработок. Издание Fast Company выделило три исследовательских направления, на которые компания делает ставку. Это изучение искусственного интеллекта, разработки в области виртуальной реальности и дроны. «Секрет» объясняет, зачем всё это нужно Марку Цукербергу.

Искусственный интеллект

Фотография: DeepFace Facebook

Фотография: DeepFace Facebook

Facebook исследует возможности искусственного интеллекта (ИИ) больше пяти лет. В 2010 году компания представила технологию распознавания лиц на фотографиях, с тех пор в соцсети пользователи могут отмечать своих друзей на снимках. Отдельное подразделение, занимающееся разработками в области ИИ, появилось в 2013 году. Его возглавил профессор Нью-Йоркского университета Ян Лекун — один из лучших в мире специалистов по теории обучения машин. Он мало похож на типичного программиста из Facebook. Лекун родом из Парижа, ему 55.

У подразделения три лаборатории: основная базируется в Нью-Йорке. Тут работает команда из 20 инженеров и исследователей во главе с Лекуном (переезжать в Менло-Парк учёный отказался, и Марк Цукерберг пошёл ему навстречу). Ещё 20 человек исследуют искусственный интеллект в штаб-квартире Facebook. Есть также небольшой офис в Париже, там трудятся пять человек, они сотрудничают с Французским институтом исследований в области компьютерных наук (INRIA). К работе Лекун привлёк в качестве консультанта отца теории машинного обучения Владимира Вапника, а также других известных учёных. В 2014-м они опубликовали статью, где объясняли, как достигли 97% точности в распознавании лиц: Лекун утверждает, что технология распознавания лиц Facebook DeepFace — лучшая в мире.

Изучение ИИ — попытка подготовить Facebook к эре интернета вещей, где все устройства — от часов до машин — будут присоединены к сети и концентрация информации будет расти ещё быстрее, чем сейчас. «Привычные системы уже не будут работать», — говорит вице-президент по инжинирингу Джей Парих. Пока ещё соцсеть лучше собирает информацию, чем понимает, что она означает. Новые решения, придуманные в лаборатории Лекуна, помогают анализировать контент и делать его релевантным для пользователей. «Facebook активно над этим работает, потому что эту же технологию будут применять и Instagram, и WhatsApp, и Messenger», — объясняет CEO Instagram Кевин Систром. Некоторые разработки в области ИИ уже применяются в ряде продуктов Facebook. Например, приложение Moments позволяет находить снимки с друзьями в смартфоне и делиться ими.

Виртуальная реальность

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

Oculus VR — компанию, разработавшую очки виртуальной реальности Oculus Rift, — Facebook купил в 2014 году за $2 млрд. После сделки команда продолжает работать над своим устройством. CEO Oculus Брендан Айрайб говорит, что продажа пошла им на пользу. Компания смогла нанять для работы над очками талантливых людей: «Раньше у нас работало 60 или 70 человек. Сейчас их больше 360».

Многие думают, что виртуальную реальность можно использовать только в играх. Но Цукерберг не считал бы её исследования приоритетными, если бы не видел больших перспектив. В Oculus он верит по двум причинам. Во-первых, виртуальная реальность, по его мнению, будет следующей платформой, куда переместятся пользователи, как когда-то они ушли в смартфоны с ноутбуков (Цукерберг до сих пор жалеет, что его соцсеть так и не выпустила свою мобильную операционную систему). Во-вторых, люди всегда будут любить общаться. «В Сети около 40% времени пользователи болтают и читают СМИ», — говорит Цукерберг. — Это не изменится и в долгосрочной перспективе, когда Oculus станет зрелой платформой». Значит, подготовившись, Facebook в нужный момент окажется сильнее всех. Недавно компания уже применила технологию Oculus, выпустив функцию просмотра 360-градусного видео.

Цукерберга интересует не только виртуальная реальность, но и дополненная — технология, позволяющая переносить виртуальные объекты в реальный мир. Например, персонаж из фильма может появиться в настоящем доме и начать взаимодействовать с пользователем. Oculus работает и над этим. Если компании удастся создать технологию, благодаря которой очки смогут совмещать виртуальный и реальный миры, «то их захотят все», уверен Цукерберг. У Facebook много конкурентов. В этом направлении работают также Microsoft, Sony и HTC.

Продавать очки Oculus Rift Facebook начнёт в начале 2016 года. Они будут рассчитаны прежде всего на геймеров. Весь комплект (вместе с Xbox One Gamepad, контролёрами The Oculus Touch и гарнитурой) обойдётся в $1500. Отдельно очки будут стоить не меньше $350. Зарабатывать Oculus VR собирается на лицензионных отчислениях от разработчиков игр и на продаже самих устройств.

Интернет для всех

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

Фотография: Mark Zuckerberg/Facebook

«Если мы хотим объединить людей всего мира и дать каждому высказаться, недостаточно быть просто большим сервисом, — говорит Цукерберг. — Нужно обеспечить всех доступом к интернету». В 2013-м Facebook договорился с Nokia, Qualcomm, Samsung и другими IT-гигантами о совместной работе над инициативой Internet.org. Она направлена на то, чтобы дать возможность выходить в Сеть 60% людей, которые до сих пор этого не могут.

Internet.org выпустила вместе с локальными операторами связи в Индии, Индонезии, Пакистане, Южной Африке и других странах приложение с бесплатным доступом к Facebook, новостям, поиску и другим сервисам. Его используют 15 млн человек.

В марте 2014-го Facebook открыл специальную лабораторию, которую возглавил Яэль Магуяр. Он придумал отправлять в труднодоступные места дроны Aquila. Это беспилотники, заряжающиеся от солнечных батарей, с размахом крыльев, как у Boeing 737. Они летают на высоте более 18 000 м — выше обычных самолётов — и дают доступ в интернет, причём высокоскоростной, с помощью лазера. В ходе испытаний на высоте полёта до 120 м оборудование обеспечивало передачу данных на скорости свыше 10 Гбит/с. Планируется, что реальные полёты начнутся в конце 2015 года.

Есть и проблемы. Федеральное агентство воздушного транспорта настаивает на том, чтобы каждым дроном с земли управлял отдельный пилот. «Это может сделать Aquila экономически невыгодным», — говорит Магуяр. Он хочет создать технологию, позволяющую одному человеку управлять 1000 самолётов.

В краткосрочной перспективе затея с дронами выглядит как благотворительный проект, но в долгосрочной может принести большие деньги, считает Цукерберг. Он вспоминает, как на совете директоров его спросили : «Ты собираешься потратить на это миллиарды долларов? И когда появится прибыль?» Тогда он ответил: «У меня нет чёткого плана прямо сейчас, но я знаю, что будет хорошо, если мы это сделаем. Экономики разных стран вырастут, жизнь людей улучшится, и мы сможем вернуть часть вложений». Он привык сражаться со скептиками. «Когда Facebook только запускался, я не думал, что он превратится в хороший бизнес. Я просто понимал, что это нужная вещь, — говорит он. — Никто другой не думал о нём как о бизнесе, поэтому не пытался этим заниматься».

Источники: Wired, Popsci, Digital Trends. Фотография на обложке: Antoine Antoniol / Bloomberg via Getty Images