15:16, 23 марта 2016

Кто зарабатывает на популярности селфи

Влияние самолюбования на экономику

Увлечение селфи приобрело такие масштабы, что начало влиять на мировую экономику. Автопортреты стимулируют потребление: продажи растут у косметических брендов, фитнес-центров и пластических хирургов. «Секрет» рассказывает, как мода на автопортреты влияет на финансовые показатели самых разных компаний.

Кто зарабатывает на популярности селфи

Увлечение селфи приобрело такие масштабы, что начало влиять на мировую экономику. Автопортреты стимулируют потребление: продажи растут у косметических брендов, фитнес-центров и пластических хирургов. «Секрет» рассказывает, как устроена селфиномика.

Бьюти-индустрия

В 2015 году жители Великобритании купили в два раза больше праймеров (база под макияж, позволяющая корректировать черты лица), чем годом ранее. Продажи всей декоративной косметики в стране выросли на 14,3%. Бьюти-директор NDP Group Джун Дженсен связывает это с растущей популярностью селфи. С её слов, успех многих фотографий знаменитостей связан с правильным макияжем, а восхищённые подписчики, увидев красивый портрет, бегут в магазин за такими же средствами.

Подобный эффект ощутили в L’Oréal — в четвёртом квартале прошлого года продажи средств для макияжа выросли на 10,9%, а средств для ухода за кожей — на 2%. Генеральный директор компании Жан-Поль Агон говорит, что стратеги компании давно заметили коммерческую силу селфи. Чтобы получить от тренда максимум, в 2012 году L’Oréal купила косметические бренды Urban Decay, а в 2014-м — NYX. Кроме того, в начале 2015 года компания выпустила приложение Make Up Genius, которое позволяет пользователям опробовать на себе различные виды виртуального макияжа, который можно повторить офлайн с помощью косметики L’Oréal. Сейчас у него больше 1,4 млн пользователей.

Фитнес

Многие фитнес-клубы активно пользуются культом селфи для своего продвижения — например, устанавливают больше зеркал в залах и наносят на них хештеги с названием компании. Такой маркетинговый ход уже опробовали в сети «Территория фитнеса» — после установки зеркал посетители стали выкладывать в своих соцсетях по три-пять селфи в день. Как призналась «Секрету» PR-директор компании Дарья Слободянюк, «коммерческую выгоду в материальном выражении посчитать невозможно, но популярность селфи играет на руку всей индустрии».

Другой способ заработать на популярности автопортретов нашли в центре единоборств M-Profi — в ноябре 2015 года там организовали курс самообороны с помощью селфи-палок. Как утверждают авторы курса, человек может попасть в ситуацию, когда единственное средство самообороны под рукой — селфи-палка, которую турист всегда носит с собой. В курс стоимостью 5000 рублей входит одно теоретическое занятие и четыре практических. За три месяца занятия посетило больше 50 женщин. «Мы привлекли внимание российской и мировой общественности к проблеме насилия в отношении женщин, у нас законодательно это проблема слабо регулируется, а женщины воспитываются и воспринимаются как слабый пол», — рассказывает Евгений Чарский, генеральный директор компании Charsky Studio, реализовавший этот проект. Несмотря на то что коммерческая составляющая не была приоритетной, проект стал хорошей рекламой и центра спортивных единоборств.

Пластическая хирургия

По данным Американской академии лицевой пластической и реконструктивной хирургии (AAFPRS), треть пациентов в 2015 году решились на операцию, потому что были недовольны своими фотографиями. В результате за год число операций по корректировке формы носа выросло на 10%, по трансплантации волос — на 7%, по корректировке век — на 6%.

Не так давно у селфи появилась новая разновидность — белфи. Главный объект таких фотографий — ягодицы. Люди, делающие белфи, обычно равняются на снимки Дженнифер Лопес и Ким Кардашьян. Заведующий отделением пластической хирургии клиники «Биос» Андрей Ворошкевич рассказал «Секрету», что слышал доклад на косметическом симпозиуме в Лас-Вегасе в прошлом году, где отмечалось, что впервые в истории в 2014 году количество интересующихся операциями по увеличению ягодиц оказалось больше, чем тех, кто задумывался об увеличении груди, — 51 млн человек против 47 млн.

Туристическая индустрия

По данным исследовательской компании Public Relations Society of America, 84% американских пользователей Facebook обязательно просматривают фотографии из планируемого места путешествия и корректируют маршрут, исходя из отзывов других пользователей.

По данным The Daily Mail, в день пользователи смартфонов делают около 1 млн автопортретов. Изучая статистику, эксперты составили рейтинг самых популярных мест для туристических селфи. Первое место заняла Эйфелева башня, которая была запечатлена на 10 700 селфи в Instagram. На втором месте оказался комплекс Disney World во Флориде (почти 9900 постов), а на третьем — небоскрёб «Бурдж-Халифа» (8860 постов) в Дубае.

По данным опроса онлайн-агентства путешествий Tripsta, 10% туристов из России регулярно черпают вдохновение в социальных сетях и сообществах. В 2014 году сервис OneTwoTrip запустил инструмент, позволяющий отслеживать состояние отелей с помощью фотографий постояльцев из открытых аккаунтов соцсетей.

Образование

Селфи меняет и индустрию образования. Так, в январе 2015 года колледж City Lit в Лондоне открыл первый набор на курсы «Искусство автопортрета». Наборы в группы проводятся регулярно и недостатка в желающих не бывает. Курс длится один месяц, а его стоимость составляет 132 фунта (около 13 000 рублей). Каждая фотография, сделанная в рамках курса, выносится в обсуждение всей группы и в интернет.

В России подобные курсы в режиме онлайн запустила компания LG. За 16 уроков любой желающий может научиться делать автопортреты и даже освоить даже онлайн-этикет для селфи.

В Китае приобрели популярность студии для селфи, которые оснащены профессиональным оборудованием, выполнены в интерьерах разного стиля, как и классические фотостудии. Стилисты и имиджмейкеры помогают поставить свет и выбрать ракурс. В подобных студиях можно записаться на мастер-классы по селфи.

Рынок рекламы

Рынок рекламы тоже меняется под влиянием селфи. Особенно этот тренд заметен в Instagram. Сейчас у соцсети более 400 млн пользователей: более 70% аудитории — люди от 16 до 34 лет. Модная индустрия бросилась покорять платформу: стоимость рекламы в социальной сети может доходить до $500 000.

PR-директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com Светлана Баранова рассказывает, что компания не раз привлекала тревел-блогеров, чтобы они постили свои селфи с отдыха. Эффект по итогам таких кампаний был в разы лучше, чем от медийной рекламы. «С одного тревел-блогера в Instagram, который опубликовал своё селфи с отдыха с нашей рекламой, мы получили за несколько часов более 2000 переходов к нам на сайт, а пост нашей с рекламой лайкнули почти 25 000 человек. Это очень хороший показатель, учитывая, что по итогам размещения рекламной статьи даже в крупном туристическом СМИ было не более 150–200 переходов на сайт», — делится Светлана.

Эффективность такой рекламы объясняется несколькими причинами: визуально бренд запоминается лучше, а большое количество лайков, репостов и комментариев к посту создают впечатление, что общество рекомендует данный продукт. Люди склонны верить сарафанному радио.

Платёжные системы

Финансовый мир тоже скоро столкнётся с изменениями под влиянием селфи. По данным Financial Times, MasterCard запускает новую услугу для держателей карт в Великобритании: теперь подтвердить покупку можно не пин-кодом, а с помощью селфи. Фотография будет перекодироваться в двоичный код и сравниваться с оригиналом, что позволит сократить вероятность ошибки до минимума. С файла также будут отслеживаться данные о дате снимка, местоположении телефона и уникальный номер фотографии.

Услуга уже была протестирована в Нидерландах и США, а к лету будет запущена ещё в 14 странах мира. В MasterCard надеются, что она поможет сократить число отказов от покупки из-за забытого пароля (примерно 30% отказов происходит по этой причине), а также помогут уменьшить число ошибочных транзакций при зарубежных поездках.

Интернет-ритейлер Amazon также хочет запатентовать технологию онлайн-платежей с помощью селфи. Система будет просить пользователей делать две фотографии. Сначала необходимо поместить своё лицо в окошко на экране, а потом выполнить какую-нибудь просьбу от программы, например подмигнуть. Это поможет максимально обезопасить систему платежа — мошенник не сможет воспользоваться фотографиями, сделанными ранее.

Фотография на обложке: Jorg Hackemann / Shutterstock

Новости партнеров