Шоковая разморозка. Что будет с ценами на бензин, когда их перестанут сдерживать
Сколько будет стоить топливо осенью 2019 года1 июля закончится заморозка цен на топливо, о которой правительство договаривалось с нефтяными компаниями. Уже сейчас ценники не выглядят «замороженными»: они стремительно растут в оптовой продаже, их тоже постепенно переписывают и на АЗС. Власти пытаются успокоить покупателей, но эксперты озвучивают не самые приятные для автомобилистов и бизнеса сценарии.
Что происходит с ценами сейчас?
Они растут, несмотря на объявленную заморозку. В рознице это ещё не так заметно, но на оптовом рынке динамика впечатляющая. Вот как всего за два месяца выросли индексы на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (площадка, на которой происходят почти все организованные торги по нефтепродуктам).
На АЗС с начала года бензин подорожал в среднем более чем на 2%, дизтопливо — свыше чем на 5%. Это фиксируют данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса РФ.
Почему цены растут?
Причин несколько. Их подробно перечисляет Российский топливный союз (РТС, объединение собственников независимых от нефтяных компаний АЗС) в майском письме вице-премьеру Дмитрию Козаку:
-
Топлива на рынке стало меньше, нарушился баланс спроса и предложения. Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократили объём производства из-за ремонтов, плюс нефтяные компании нарастили экспортные, более выгодные для себя поставки.
-
Власти не смогли увеличить долю нефтепродуктов, которую нефтяники обязаны продавать через биржу (сейчас через эту торговую площадку они должны продавать не менее 5% произведённого бензина и 10% дизеля). А то, что попадает на биржу, сами же нефтяные компании мгновенно выкупают с помощью торговых роботов, чтобы потом реализовать это топливо оптом «мимо биржи» уже на других, более выгодных для себя условиях.
-
Недостаточно эффективно и продуманно работает демпфер — механизм компенсации нефтяным компаниям за ограничение роста цен (о нём подробнее ниже).
Ситуация напоминает прошлогоднюю: в первой половине 2018 года биржевые индексы тоже росли галопирующими темпами. И тогда это сильно отразилось на автомобилистах: только за весну цены на заправках выросли на 7%, то есть в почти в пять раз быстрее инфляции.
В 2019 году такой динамики на АЗС пока не наблюдается. Нефтяные компании на своих заправках удерживают цены по соглашению с правительством, независимые продавцы вынуждены ориентироваться на конкурентов, чтобы не потерять клиента.
Как работает соглашение и почему его сворачивают?
Год назад правительству пришлось экстренно вмешаться в ситуацию. Оно снизило акцизы, договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен до конца 2018 года, обязало их увеличить поставки на внутренний рынок и ввело им за это компенсацию в виде демпфера.
Это значит, что государство возвращает нефтяникам из бюджета 60% разницы между экспортной ценой топлива и её стоимостью на внутреннем рынке. В среднем это 3,5 рубля за литр бензина АИ-92. Но если российский рынок станет выгоднее экспортного, нефтяники начнут делиться прибылью с бюджетом.
Пока этого не происходит. ФАС даже пришлось [пожурить] (https://www.rbc.ru/business/24/05/2019/5ce7e9c79a7947929f7a4c39) производителей топлива за то, что они предпочитают экспорт внутреннему рынку и не выполнили важный пункт соглашения — увеличить на 2% поставки дизеля и бензина на территории России. Те ответили, что им нужно зарабатывать, чтобы не разориться, как это уже случилось с Антипинским НПЗ, который 20 мая подал иск о банкротстве.
Несмотря на разногласия, соглашение продлевали несколько раз. Последнее действует до конца июня. В начале месяца на Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ) вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что не видит причин снова пролонгировать заморозку цен. Правительство договорилось с нефтяными компаниями, что цены не будут расти быстрее инфляции, добавил он.
На этом же форуме против продления заморозки высказался глава «Роснефти» Игорь Сечин. Ранее он говорил, что на нефтяников переложили потери от сдерживания цен и нерыночного регулирования внутреннего рынка.
Нефтяники правда терпят убытки?
«Роснефть» и «Газпром нефть» неоднократно критиковали правительство за то, что госрегулирование в отрасли приводит к убыткам проектов нефтепереработки в России.
В мае «Роснефть» приостановила запуск крупного проекта в нефтехимии и переработке нефти на Дальнем Востоке. Компания заявила, что не готова делать такие инвестиции в условиях, когда за последние годы в Налоговый кодекс внесли 50 важных изменений не в пользу бизнеса.
«Правительство делает всё, чтобы убить экономику нефтепереработки и делать инвестиции неэффективными», — утверждал в марте гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков.
Однако среди нефтяных гигантов есть и другое мнение. Руководство ЛУКОЙЛа рассказало, что переработка нефти в России вдвое выгоднее, чем в Европе, а инвестиции в перерабатывающие мощности внутри страны окупаются даже быстрее, чем ожидалось.
Нефтяники пользуются льготами от правительства. Правительство не устраивает, как они это делают, следует из выступления на том же ПМЭФ министра финансов Антона Силуанова.
Он припомнил ЛУКОЙЛу $800 млн инвестиций в шельф на Конго. «Вопрос: так наши льготы куда идут? В нашу экономику или в иностранные экономики?» — сказал он.
Что же будет с ценами?
Чиновники заверяют, что после разморозки цен топливо на российских заправках подорожает не больше чем на величину инфляции. Об этом, в частности, говорил министр энергетики Александр Новак.
Несмотря на заморозку, в мае цены выросли на 2,8%, констатировали в Центробанке. Дмитрий Медведев потребовал от Дмитрия Козака разобраться, почему произошло. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что дальше рост будет «сдержанным».
Сам Козак ранее назвал тревогу по поводу стремительного роста цен на оптовом рынке «преждевременной», отвечая на письмо РТС. Чиновник объяснил тенденцию ростом мировых цен на топливо и отметил, что правительство мониторит ситуацию.
В другом объединении продавцов топлива — «Независимом топливном союзе» — не удовлетворены этим ответом. «В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, а в итоге мы получили ценовой скачок», — говорится в заявлении организации.
Там считают, что история повторяется, и добавляют: «Вряд ли такой стремительный взлёт оптовых цен можно охарактеризовать, как "немного поднялись" (так говорил Козак. — Прим. "Секрета")».
Один из наиболее вероятных сценариев в НТС называют ситуацию, при которой после 1 июля розничные цены на стелах автозаправок крупных нефтяных компаний и независимых АЗС резко поползут вверх.
«Население примет ситуацию болезненно, правительство вновь будет вынуждено резко снижать акцизы на моторное топливо и административно заставлять нефтяные компании заливать дополнительными объёмами биржу. Нефтяные компании и независимые АЗС окажутся в убытках, а автовладельцы снова "затянут пояса"», — перечисляет президент союза Павел Баженов.
Прогнозы экспертов «Секрета фирмы»
- Оптимистичный.
Мировые цены на нефть снижаются, а вместе с окончанием соглашения о заморозке будет увеличена субсидия для НПЗ, что тоже окажет сопротивление росту цен. Плюс в конце июня завершаются ремонты сразу на нескольких крупных НПЗ, то есть предложение нефтепродуктов возрастёт. Думаю, что летом о росте цен на АЗС нам беспокоиться не стоит.
- Умеренный.
Не думаю, что нефтяные компании увеличат цены на своих АЗС выше дозволенного, то есть сделают это в пределах инфляции. Но что будет с ценами на оптовом рынке и бирже — неизвестно. Если отменят заморозку цен, то никаких ограничений не будет. И тогда владельцы частных АЗС в очередной раз окажутся в ситуации, когда им придётся закупать топливо дороже, чем нефтяные компании продают его в рознице на своих заправках. Приведёт это к очередным банкротствам независимых АЗС и появлению на рынке суррогатного топлива, из-за чего будут страдать автомобилисты и бюджеты всех уровней.
- Пессимистичный.
Вполне реальным можно считать риск того, что к осени 2019 года бензин марки АИ-95 подорожает до 55 рублей за литр, дизтопливо может вырасти в цене до 50 рублей.
Текст: Анатолий Круглов