secretmag.ru
Опубликовано 21 мая 2015, 15:15

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Что даст дешёвый рубль

Российские власти считают, что страна не полностью использует свой туристический потенциал, и отрасль должна приносить в 5 раз больше. В этом году есть два тренда, которые могут исправить ситуацию: увеличивающееся количество россиян, которые выбирают отдых внутри страны, и подешевевший рубль, сделавший Россию бюджетным направлением для иностранцев. «Секрет» поговорил с экспертами и участниками рынка, чтобы понять, насколько вероятно позитивное развитие событий. Их мнения разделились и мы составили три прогноза на сезон с разной степенью вероятности.

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Российские власти считают, что страна не полностью использует свой туристический потенциал и отрасль должна приносить в пять раз больше. В этом году есть два тренда, которые могут исправить ситуацию: увеличивающееся количество россиян, которые выбирают отдых внутри страны, и подешевевший рубль, сделавший Россию бюджетным направлением для иностранцев. В рейтинге стран, привлекательных для туризма, наша страна уже поднялась с 63-го на 44-е место, расположившись сразу за Турцией. «Секрет» поговорил с экспертами и участниками рынка, чтобы понять, насколько вероятно позитивное развитие событий. Их мнения разделились, и мы составили три прогноза на сезон.

Некоторые участники рынка уже заметили увеличение спроса. Так, в онлайн-агентстве путешествий Tripsta количество забронированных туров в Россию на летний период 2015 года выросло на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но сейчас рост туристического потока идёт не за счёт Германии и США, откуда всегда приезжало много путешествующих, а за счёт Китая, Кореи и Индии. Китайцы и до этого интересовались Россией (в 2014 году в стране побывало 1,1 млн китайцев), но участники рынка уверены, что в этом году это направление окрепнет ещё сильнее.

Пессимистов в отрасли тоже достаточно — вряд ли туриндустрия сможет в корне измениться на одной лишь девальвации, говорят они. «Россия остаётся сложной страной в плане получения виз — об этом регулярно трубит рынок. Падение популярности бренда России из-за политической обстановки и сложности с оформлением документов — намного более влиятельный фактор, чем подешевевшая валюта», — считает основатель проекта Travelatus Валентин Домбровский.

При этом даже скептики признают, что внутренний туризм в этом году растёт. На это влияет несколько факторов: та же девальвация рубля, запрет на выезд за рубеж для силовиков, а также возросшие патриотические настроения. За год внутренний туризм вырос на 40%.

Представители туриндустрии в замешательстве: сказать точно, каким будет этот сезон, трудно.

Сценарий №1. Россию ждёт туристический бум

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

По данным Airbnb, за год число иностранных туристов в России выросло втрое. Количество воспользовавшихся сервисом для путешествия в Москву выросло на 87%, а в Санкт-Петербург — на 144%.

Резкий рост заказов от иностранных туристов в апреле после спада в конце прошлого года заметили в сервисе заказа личных водителей Wheely. Увеличение числа туристов наблюдают и гиды. Испаноязычный гид и основательница проекта Step2SPb Александра Тимескова рассказала «Секрету», уже сегодня у неё всё расписано до конца лета. По её наблюдениям, раньше Россию могли себе позволить только состоятельные иностранцы, а сегодня приезжает всё больше бюджетных туристов.

Рост прибыли за счёт иностранных туристов отмечают и авиакомпании. По данным сервиса бронирования авиабилетов Aviasales.ru, количество иностранных туристов, покупавших авиабилеты в Россию, в прошлом году, несмотря на санкции, росло на 10–15% в месяц. Небольшое падение было в феврале этого года, но потом рост продолжился. «Россия сейчас отличное транзитное направление. Из-за падения рубля летать из Европы в Азию «Аэрофлотом» и «Трансаэро» стало дешевле на $150–250, чем другими авиалиниями», — объясняет представитель Aviasales Янис Дзенис. По его оценке, у ключевых перевозчиков сегодня появилась возможность закрыть потери от внутреннего трафика и отказа россиян от полётов за границу.

Ещё одна радостная для туриндустрии тенденция — рост внутреннего туризма. «В прошлом году туры по России предлагали всего пара операторов. Сегодня на рынок вышло существенное количество крупных компаний, которые стали пакетировать местные туры, — рассказывает глава сервиса бронирования туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин. — В связи с этим в марте мы запустили российское направление, и почти сразу 20% наших продаж стали приходиться на него». Тенденцию подтверждает руководитель сервиса бронирования жилья для отдыха в частном секторе Tvil.ru Алексей Черепахин: в январе количество бронирований жилья на юге России увеличилось в три раза.

Сценарий №2. Количество туристов не изменится, но изменится их состав

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Этим летом количество посетителей осталось прежним, но изменился их состав, рассказывает управляющая Музея русской водки Мария Колякина. Раньше их музей и ресторан посещали крупные группы из Италии, Испании, Франции и Германии, а на это лето места активно бронируют группы из Индии, а также большое количество индивидуальных путешественников из Китая. «Этим летом мы будем делать упор на гостях из Азии, а не из Европы. Примерно три месяца назад количество гостей из Японии и Китая у нас увеличилось в разы. Мы уже разработали новый подход к новым клиентам», — добавляет Колякина.

Подстраиваются под новую тенденцию и гостиничные сети. «Рост доли туристов из Китая за первый квартал 2015 года составил 64%. Учитывая эту тенденцию в индустрии, наша сеть приняла участие в программе China Friendly, направленной на создание комфортной среды для китайских туристов», — рассказывает директор по маркетингу и PR сети гостиниц Azimut Hotels Наталья Корнейчук. Для участия в программе гостиницы обязаны создать китайские версии сайта, поставить на ресепшен сотрудника, говорящего на китайском языке, и обеспечить в отеле навигацию на китайском.

Несмотря на активный рост числа туристов из новых стран, основной поток туристов всё же составляют россияне — это подтверждают представители и гостиниц, и некоторых экскурсионных бюро. «Количество иностранных клиентов у нас сократилось на 30%, но при этом этом количество клиентов из России, использующих наш сервис для выбора экскурсий, выросло на 30%», — делится статистикой основатель сервиса по бронированию необычных экскурсий Sputnik Александр Ким.

По мнению основателя сервиса поиска авиабилетов [Skytrick.com] (http://skytrick.com/ru/) Павла Малышева, рост количества российских туристов в Санкт-Петербурге действительно компенсирует падение пассажиропотока из дальнего зарубежья, однако представители туриндустрии города всё равно заработают этим летом меньше обычного. «В марте этого года аналитики и участники рынка говорили, что туристический рынок Петербурга сократился более чем на 30%. Предполагаю, это связано с тем, что иностранцы тратят в поездках больше наших соотечественников», — заключил Малышев.

###Сценарий №3. Туристический рынок упадёт

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Роста турпотока в Россию этим летом ожидать не стоит, считает основатель сервиса бронирования туров OnlineTur.ru Андрей Бородин. По его словам, сложная процедура получения визы и антироссийская риторика западных стран исключают эту возможность. Немного подкорректировать ситуацию удастся за счёт внутреннего туризма.

Не ждут наплыва иностранных туристов даже в популярном среди европейских туристов Санкт-Петербурге. Генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман замечает, что в этот же период прошлого года компания продала уже 100% своих туров. Сейчас у них забронировано всего 50% путевок. «Цыплят, конечно, по осени считают, однако прошлогоднего результата нам ждать не стоит. Продадим за лето 60–70% туров. Экономическая составляющая для иностранных туристов положительная, но отталкивает политическая — они законопослушные и вряд ли поедут в Россию, если местные госдепы рекомендовали этого не делать», — заключает Фридман.

Такой провал по числу иностранных туристов в AP Companies, занимающейся организацией круизов для иностранцев на теплоходах Москва — Санкт Петербург с 2002 года, увидели впервые. «По этому маршруту ходят 47 теплоходов, на борту каждого — по 250 туристов. Почти всегда все 250 человек — иностранцы. В этом году лишь 22% пассажиров будут из других стран», — рассказывает управляющий партнёр AP Companies Лиана Абсалямова. — Половину всех иностранных туристов на теплоходах составляли граждане США. В этом году американцы заблаговременно полностью отказались от своих туров в Россию. К нам всё ещё приезжают немцы, французы, австралийцы и голландцы, турки, но большинство иностранцев — китайцы (они составляют 40% иностранных туристов, путешествующих на теплоходах)». В пустующие теплоходы попытаются привлечь российских туристов, но компаниям будет нелегко переориентироваться на новых клиентов.

Фотография на обложке: Геодакян Артём/TASS