secretmag.ru
Опубликовано 29 мая 2017, 15:35

Что происходит со стартапами после продажи

Есть ли жизнь после успешной сделки

Как живут стартапы после продажи? «Секрет» проследил за судьбой нескольких проектов после их слияния с крупными игроками и выяснил, что происходит с командой и продуктом

Что происходит со стартапами после продажи

В начале мая компания Waymo, которая занимается разработкой беспилотных автомобилей, обвинила сооснователя стартапа Otto Энтони Левандовски в краже своих технических данных. Скандал между владельцем Waymo Google (а точнее, холдингом Alphabet) и Uber, купившим стартап за $680 млн, обещает стать одним из самых громких споров между технологическими гигантами. Купленные корпорациями компании после сделки редко удостаиваются такого внимания — чаще всего они теряют не только публичность, но и сам продукт. Как живут стартапы после продажи? «Секрет» проследил за судьбой нескольких проектов после их слияния с крупными игроками и выяснил, что происходит с командой и продуктом.

Snapchat и Looksery

Looksery

Looksery

Запущенный в сентябре 2011 года Snapchat очень быстро стал популярен и к 2012 году раскрутился настолько, что попал в поле зрения Facebook. Тогда Марк Цукерберг предложил основателям проекта $3 млрд, однако те отказались продавать своё детище. В августе 2014 года стоимость приложения Snapchat достигла $10 млрд, а компания сама решила заняться поглощениями — в 2015 году она приобрела украинский стартап Looksery.

Приложение было разработано Виктором Шабуровым и Юрием Монастыршиным. С его помощью пользователи могли в режиме реального времени изменять своё изображение даже в видеочате: выравнивать цвет кожи, делать лицо более худым, устранять дефекты, накладывать анимацию. Сумма сделки составила около $150 млн. Пока это самая крупная сделка в истории украинского малого бизнеса.

Сразу же после поглощения Looksery перестал существовать: его приложение исчезло из App Store и Google Play. Используя технологию украинцев, Snapchat разработал свои знаменитые Snapchat Lenses, которые недавно скопировал Instagram, — фильтры для селфи с масками и эффектами. Команда в полном составе переехала в Калифорнию, где уже жили основатели проекта. До этого программисты работали в Одессе.

Airbnb и Lapka

Что происходит со стартапами после продажи

© © Lapka

Когда в сентябре 2015 года крупнейший мировой сервис бронирования жилья для путешествий с оборотом в $24 млрд купил маленький причудливый российский стартап, это вызвало удивление. До сделки Lapka выпустила только несколько гаджетов для iPhone, позволяющих определять уровень радиации, влажности, количество нитратов в продуктах, силу электромагнитного поля и уровень алкоголя в крови. Все эти продукты никак не были связаны с деятельностью сервиса бронирования жилья. Однако, по признанию основателя проекта Вадика Мармеладова, Airbnb купила российский стартап не из-за продукта, а из-за команды: им понравился дизайн, который делали в Lapka.

После присоединения к Airbnb Lapka полностью прекратила свою деятельность, и команда арт-проекта начала разрабатывать новые дизайн-решения уже для сервиса аренды. Мармеладов через несколько месяцев после продажи стартапа запустил бизнес-инкубатор «Руки». В апреле 2017 года стартовал ещё один проект Мармеладова — LOT2046. Это сервис, который предлагает подписку на набор базовых вещей: майки, джинсы, кеды — и с определённой периодичностью доставляет их человеку, не желающему ходить за вещами в магазин.

BlaBlaCar и «Подорожники»

«Подорожники»

«Подорожники»

Чтобы выйти на российский рынок, французская каршеринговая компания приобрела украинский сервис «Подорожники», который позволял водителям искать попутчиков, основанный в 2010 году Алексеем Лазоренко. Сумма сделки варьируется от $1 млн до $3 млн.

Деньги на развитие бизнеса Лазаренко с командой начали искать уже спустя год после старта: в 2011 году «Подорожники» участвовали в российском Startup Weekend, который организовывал Аркадий Морейнис. Немного позже они получили инвестиции и лично от Морейниса — около $100 000. В конце 2013 года было принято решение о слиянии сервиса с BlaBlaCar. В январе 2014 года французская компания полностью поглотила «Подорожников» и заработала на рынке России. Вся команда стартапа теперь работает под новым брендом. Лазаренко стал региональным менеджером компании по России и Украине.

Yahoo! и Slummy

Ник Д’Алоизио

Ник Д’Алоизио

© © Courtesy of Nick D' Aloisio

Глава Yahoo! Марриса Майер пользуется славой убийцы стартапов: за первые полтора года на посту руководителя компании она купила 38 проектов, 31 из которых закрыла. Такая печальная участь постигла и Slummy — приложение, перерабатывающее новости и отчёты в короткие заметки. После поглощения Yahoo! стартап был почти сразу же закрыт. Зато основатель и единственный сотрудник приложения Ник Д’Алоизио получил $30 млн, став одним из самых молодых self-made-миллионеров в мире: на момент сделки юноше было 17 лет.

Именно молодой человек, а не его приложение, в первую очередь интересовал Yahoo!. После сделки Ник остался в компании и стал развивать приложение Yahoo! News Digest, сделанное на базе Summly. Правда, позже он всё-таки ушёл из компании. Сейчас Д’Алоизио — студент Оскфорда и работает над новым проектом.

Microsoft и Mojang

Игра Minecraft компании Mojang

Игра Minecraft компании Mojang

В 2014 году Microsoft объявила о покупке шведского разработчика видеоигр Mojang — создателя популярной игры Minecraft — за $2,5 млрд. На тот момент это была уже довольно успешная компания: только за 2012 год она заработала $101 млн.

После поглощения все сотрудники Mojang остались на своих рабочих местах, кроме трёх основателей проекта: Маркуса Перссона, Карла Маннехома и Джейкоба Порсера. Microsoft мог избавиться от основателей из-за непредсказуемого характера Маркуса Перссона, который имеет репутацию скандалиста. Например, когда Перссон узнал, что Facebook покупает разработчика очков виртуальной реальности Oculus Rift, он отказался делать версию игры для них. Однако, по словам самого Перссона, он просто устал от видеоигр и больше не хочет этим заниматься. CEO Microsoft Сатья Наделла говорил, что основной причиной покупки стартапа была технология HoloLens — для разработки продуктов для очков виртуальной реальности.

Apple и SnappyLabs

SnappyLabs

SnappyLabs

Австралиец греческого происхождения Джон Папандриополус в 2011 году разработал приложение, которое позволяет делать снимки высокого разрешения — 20–30 кадров в секунду. Для сравнения: вышедший в 2014 году iPhone 5S мог делать только 10 кадров в секунду. Проектом заинтересовалась Apple и сделала основателю предложение, от которого он не стал отказываться. На момент сделки в 2014 году в компании SnappyLabs работал только один человек — сам Папандриополус. Сумма, которую заплатила ему Apple, не разглашается.

После поглощения приложение SnappyLabs прекратило своё существование и было удалено из App Store. Основатель проекта стал частью Apple Camera Software Team, но в 2016 году покинул команду. Сейчас Папандриополус ведёт блог, где даёт советы и инструкции о том, как работать с изображениями.

Periscope и Twitter

Periscope

Periscope

Идея создания Periscope — любимая история всех СМИ. Она появилась у Кейвона Бейкпура, когда он был на каникулах в Стамбуле и неожиданно оказался в центре беспорядков на площади Таксим. Бейкпур захотел узнать, откуда столько народу и почему пустили слезоточивый газ. Он полез в Twitter и, пока читал там информацию, пропустил само действо. Вернувшись в США, Бейкпур рассказал об этом своему другу Джо Бернштейну, и в феврале 2014 года они запустили проект Periscope. Спустя чуть больше года, ещё до официального запуска приложения, оно было полностью выкуплено Twitter. Сума сделки составила $120 млн.

Изначально Twitter планировал приобрести другой стриминговый сервис — Meerkat. Однако качество его трансляций в разы уступало Periscope: видеоролики транслировались с высокой задержкой, что делало общение в прямом эфире затруднительным. Также сервис не предоставлял возможность сохранения трансляций для отложенного просмотра.

Сегодня Periscope — один из немногих примеров поглощения молодого стартапа без убийства продукта. Уже через четыре месяца после запуска Periscope установили 10 млн человек, а количество просмотров видео достигло уровня «40 лет в день». Проект независимо развивается внутри Twitter с прежней командой, брендом и штаб-квартирой. Недавно у него появился серьёзный конкурент — Facebook создал своё лайвстриминговое приложение для iOS. Однако новая функция получила массу претензий.

Фотография на обложке: Ajay Verma / Reuters