Опубликовано 18 апреля 2019, 14:26

Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает

Как постичь азиатский тип мышления
Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает

40 южнокорейцев кончают жизнь самоубийством каждый день — в пять раз больше, чем в прошлом поколении. Число самоубийств в Японии тоже крайне высоко. Причём уходят из жизни и самые благополучные. В 2017 году вице-президент аэрокосмической компании Korea Aerospace Industries Ким Ин Си был найден мёртвым в своём доме, рядом с телом нашли предсмертную записку. Годом ранее убил себя управленец из Lotte Group. У них были семьи, хорошие дома, деньги.

Что ими двигало? Дело не только в перфекционизме, иначе бы ни один топ Кремниевой долины, где одержимы вопросом самооценки, не дожил бы и до 30 лет. Любопытное исследование этого вопроса провёл британский журналист Уилл Сторр в своей книге «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» (вышла в издательстве Individuum). Он считает, что жители Востока и Запада не просто видят мир по-разному, они видят разные миры. «Секрет» публикует самые интересные фрагменты его наблюдений.

Иная перспектива

Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает

Для потомков Конфуция мир — не набор отдельных вещей, а пространство взаимосвязанных сил. Это значит, что в Восточной Азии люди больше внимания обращают на то, что происходит вокруг: они видят всю картину, а не только её главный предмет.

<…>

...выяснилось, что студенты Киотского университета предпочитали начинать свой отчёт об увиденном с описания контекста («водоём напоминал пруд»), в отличие от студентов Мичиганского университета, которые чаще начинали с описания пёстрой, быстрой и броской рыбки на переднем плане. И хотя «центральную рыбку» упоминали в обоих случаях примерно одинаковое количество раз, азиаты на 60% чаще упоминали объекты на заднем плане.

Конфуций в окружении учеников, иллюстрация к трактату «Сяо цзин»

Конфуций в окружении учеников, иллюстрация к трактату «Сяо цзин»

© Wikimedia Commons

<...>

«Жители Востока и Запада не только по-разному видят мир, — сказал мне Нисбетт (Ричард Нисбетт — американский психолог, профессор социальной психологии Мичиганского университета. — Прим. "Секрета"), — они в буквальном смысле видят разные миры».

<...>

Учёные разобрали статьи о двух серийных убийцах: в New York Times и в китайской газете World Journal. Они обнаружили, что американские журналисты чаще выискивали причины случившегося в характере убийцы, который оказывался либо «крайне вспыльчивым», либо «психически неуравновешенным». Китайские же репортёры делали акцент на внешних обстоятельствах: один потерял работу, другой оказался «изолированным» от общества. Опросы подтвердили такие выводы: оказалось, что китайцы, как правило, считают, что в поступке убийцы виноваты жизненные невзгоды, и многие убеждены, что, окажись он в менее стрессовой ситуации, возможно, вообще никого бы не убил. И напротив, американцы с их чёрно-белым взглядом на мир, где есть только хорошие и плохие люди, чаще считали, что преступлений нельзя было избежать.

Человек среди других

Самая высокая в мира статуя Конфуция в Цюйфу, провинция Шаньдун

Самая высокая в мира статуя Конфуция в Цюйфу, провинция Шаньдун

© Xinhua / SCMP

Рыхлость азиатского «я» проявляется и в языке. В китайском нет понятия «индивидуализм» (ближайшее к нему по значению слово переводится как «эгоизм»). В японском и корейском слово, обозначающее человека, переводится как «человек среди [других]». Большинство исследований показывают, что у азиатов самооценка ниже, чем у жителей Запада.

Ричард Нисбетт рассказал о своём друге японце, который заметил, что американцы всегда стремятся поднять самооценку друг другу: «Если кто-то произнесёт речь, ему скажут: "Отличная речь, чувак" — и неважно, если речь была плохой. В Японии же скажут: "Мне было так тебя жаль. Ты так сильно нервничал". Японцы не считают обязательным поднимать друг другу самооценку. И конечно, Америка задала тон для подобной чепухи. А в самой Америке тон в таких вопросах задаёт Калифорния. По сути, чем дальше на запад, тем больше индивидуализма, тем больше заблуждений по поводу выбора, больше упора на чувство собственного достоинства и собственного-всего-остального до тех пор, пока всё это не плюхнется в Тихий океан. Не знаю, в курсе ли ты, что в Калифорнии на повышение самооценки выделяют бюджетные средства?» «Кажется, я что-то такое читал», — ответил я.

Умереть вопреки

Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает

© VCG / Getty Images

В конфуцианской культуре причины, по которым люди решают расстаться с жизнью, часто отличаются от наших, причём именно так, как этого можно было ожидать. На Востоке неудачниками считаются те, кто пренебрегает своим долгом и не старается привнести гармонию в жизнь группы. Для женщины в таком чрезвычайно патриархальном обществе это может быть долг перед семьёй. «Когда человек не может позаботиться о детях, он убивает детей, а затем себя», — рассказал мне профессор Ким (Ыйчхоль Ким — социальный психолог в Университете Инха в Южной Корее. — Прим. «Секрета»).

<...>

В Китае коррумпированные чиновники нередко сводят счёты с жизнью, чтобы остановить расследование и позволить своей семье сохранить нечестно нажитое добро. В 2009 году южнокорейский президент Но Му Хён спрыгнул с обрыва после обвинений во взяточничестве. «Он покончил с собой, чтобы уберечь жену и сына, — сказал профессор Ким. — Только так он мог остановить расследование». Между тем в Японии самоубийства крупных бизнесменов и политиков давно считаются поступками чести. «Генеральный директор компании должен считать её своей семьёй, — объяснила мне профессор антропологии Чикако Озава де Сильва. — Вместо того чтобы сказать: "Привет, я Дэвид", в Японии говорят: "Привет, я Дэвид из Sony"», — говорит она. «Даже в неофициальной обстановке?» — спросил я. — «Даже на самых неформальных вечеринках».

Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает

© Wikimedia Commons

В тяжёлые времена такая склонность японцев к единению с профессией может оказаться особенно убийственной. «Годами или даже веками самоубийство восхваляли как высокоморальный поступок, — продолжает Чикако. — Вероятно, это началось ещё во времена самураев. Считалось, что, когда человек совершает самоубийство, он возвращает честь или смывает позор с семьи. Но эта метафора обрела более широкий смысл, поэтому и самоубийство главы компании теперь кажется японцам вполне логичным. Директор может сказать: "Я возьму на себя ответственность за компанию" — а затем покончит с собой, а СМИ и общественность будут говорить, что он поступил достойно». Там, где принятие группой столь важно, непринятие может оказаться пагубным для эго. «Такой страх есть у всех, но в Японии он особенно выражен, — добавляет она. — Это у всех на уме, постоянно».

Благодарим издательство Individuum за возможность опубликовать отрывок из книги Уилла Сторра. 20 апреля писатель представит книгу «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» в Библиотеке им. Некрасова в Москве.

Фотография на обложке: Hulton Archive / Getty Images