Предприниматели из Азии чаще других идут на самоубийство. Что их мучает
Как постичь азиатский тип мышления40 южнокорейцев кончают жизнь самоубийством каждый день — в пять раз больше, чем в прошлом поколении. Число самоубийств в Японии тоже крайне высоко. Причём уходят из жизни и самые благополучные. В 2017 году вице-президент аэрокосмической компании Korea Aerospace Industries Ким Ин Си был найден мёртвым в своём доме, рядом с телом нашли предсмертную записку. Годом ранее убил себя управленец из Lotte Group. У них были семьи, хорошие дома, деньги.
Что ими двигало? Дело не только в перфекционизме, иначе бы ни один топ Кремниевой долины, где одержимы вопросом самооценки, не дожил бы и до 30 лет. Любопытное исследование этого вопроса провёл британский журналист Уилл Сторр в своей книге «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» (вышла в издательстве Individuum). Он считает, что жители Востока и Запада не просто видят мир по-разному, они видят разные миры. «Секрет» публикует самые интересные фрагменты его наблюдений.
Иная перспектива
Для потомков Конфуция мир — не набор отдельных вещей, а пространство взаимосвязанных сил. Это значит, что в Восточной Азии люди больше внимания обращают на то, что происходит вокруг: они видят всю картину, а не только её главный предмет.
<…>
...выяснилось, что студенты Киотского университета предпочитали начинать свой отчёт об увиденном с описания контекста («водоём напоминал пруд»), в отличие от студентов Мичиганского университета, которые чаще начинали с описания пёстрой, быстрой и броской рыбки на переднем плане. И хотя «центральную рыбку» упоминали в обоих случаях примерно одинаковое количество раз, азиаты на 60% чаще упоминали объекты на заднем плане.
<...>
«Жители Востока и Запада не только по-разному видят мир, — сказал мне Нисбетт (Ричард Нисбетт — американский психолог, профессор социальной психологии Мичиганского университета. — Прим. "Секрета"), — они в буквальном смысле видят разные миры».
<...>
Учёные разобрали статьи о двух серийных убийцах: в New York Times и в китайской газете World Journal. Они обнаружили, что американские журналисты чаще выискивали причины случившегося в характере убийцы, который оказывался либо «крайне вспыльчивым», либо «психически неуравновешенным». Китайские же репортёры делали акцент на внешних обстоятельствах: один потерял работу, другой оказался «изолированным» от общества. Опросы подтвердили такие выводы: оказалось, что китайцы, как правило, считают, что в поступке убийцы виноваты жизненные невзгоды, и многие убеждены, что, окажись он в менее стрессовой ситуации, возможно, вообще никого бы не убил. И напротив, американцы с их чёрно-белым взглядом на мир, где есть только хорошие и плохие люди, чаще считали, что преступлений нельзя было избежать.
Человек среди других
Рыхлость азиатского «я» проявляется и в языке. В китайском нет понятия «индивидуализм» (ближайшее к нему по значению слово переводится как «эгоизм»). В японском и корейском слово, обозначающее человека, переводится как «человек среди [других]». Большинство исследований показывают, что у азиатов самооценка ниже, чем у жителей Запада.
Ричард Нисбетт рассказал о своём друге японце, который заметил, что американцы всегда стремятся поднять самооценку друг другу: «Если кто-то произнесёт речь, ему скажут: "Отличная речь, чувак" — и неважно, если речь была плохой. В Японии же скажут: "Мне было так тебя жаль. Ты так сильно нервничал". Японцы не считают обязательным поднимать друг другу самооценку. И конечно, Америка задала тон для подобной чепухи. А в самой Америке тон в таких вопросах задаёт Калифорния. По сути, чем дальше на запад, тем больше индивидуализма, тем больше заблуждений по поводу выбора, больше упора на чувство собственного достоинства и собственного-всего-остального до тех пор, пока всё это не плюхнется в Тихий океан. Не знаю, в курсе ли ты, что в Калифорнии на повышение самооценки выделяют бюджетные средства?» «Кажется, я что-то такое читал», — ответил я.
Умереть вопреки
В конфуцианской культуре причины, по которым люди решают расстаться с жизнью, часто отличаются от наших, причём именно так, как этого можно было ожидать. На Востоке неудачниками считаются те, кто пренебрегает своим долгом и не старается привнести гармонию в жизнь группы. Для женщины в таком чрезвычайно патриархальном обществе это может быть долг перед семьёй. «Когда человек не может позаботиться о детях, он убивает детей, а затем себя», — рассказал мне профессор Ким (Ыйчхоль Ким — социальный психолог в Университете Инха в Южной Корее. — Прим. «Секрета»).
<...>
В Китае коррумпированные чиновники нередко сводят счёты с жизнью, чтобы остановить расследование и позволить своей семье сохранить нечестно нажитое добро. В 2009 году южнокорейский президент Но Му Хён спрыгнул с обрыва после обвинений во взяточничестве. «Он покончил с собой, чтобы уберечь жену и сына, — сказал профессор Ким. — Только так он мог остановить расследование». Между тем в Японии самоубийства крупных бизнесменов и политиков давно считаются поступками чести. «Генеральный директор компании должен считать её своей семьёй, — объяснила мне профессор антропологии Чикако Озава де Сильва. — Вместо того чтобы сказать: "Привет, я Дэвид", в Японии говорят: "Привет, я Дэвид из Sony"», — говорит она. «Даже в неофициальной обстановке?» — спросил я. — «Даже на самых неформальных вечеринках».
В тяжёлые времена такая склонность японцев к единению с профессией может оказаться особенно убийственной. «Годами или даже веками самоубийство восхваляли как высокоморальный поступок, — продолжает Чикако. — Вероятно, это началось ещё во времена самураев. Считалось, что, когда человек совершает самоубийство, он возвращает честь или смывает позор с семьи. Но эта метафора обрела более широкий смысл, поэтому и самоубийство главы компании теперь кажется японцам вполне логичным. Директор может сказать: "Я возьму на себя ответственность за компанию" — а затем покончит с собой, а СМИ и общественность будут говорить, что он поступил достойно». Там, где принятие группой столь важно, непринятие может оказаться пагубным для эго. «Такой страх есть у всех, но в Японии он особенно выражен, — добавляет она. — Это у всех на уме, постоянно».
Благодарим издательство Individuum за возможность опубликовать отрывок из книги Уилла Сторра. 20 апреля писатель представит книгу «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» в Библиотеке им. Некрасова в Москве.
Фотография на обложке: Hulton Archive / Getty Images