Новое русское. Десять отечественных брендов из 90-х, покоривших мир
Морские карты, лазер, гитарные примочки и другие хиты25 лет назад учёные, инженеры, просто энергичные люди были выброшены в частную экономику. Заработав первый капитал, они начали создавать свои бренды. Одни полетели сразу, а другие послужили почвой, тренировкой для будущих продуктов. Итого: в 2016 году Россия зависит от углеводородов, больше половины экспорта формируют нефть, газ, уголь и т.д. — но прославляют нашу страну вовсе не полезные ископаемые, а, в первую очередь, технологии и креатив.
Учёные, инженеры, просто энергичные люди в 90-х были выброшены в частную экономику. Заработав первый капитал, они начали создавать свои бренды. Одни «полетели» сразу, а другие послужили почвой, тренировкой для будущих продуктов. Итого: в 2016 году Россия зависит от углеводородов, больше половины экспорта формируют нефть, газ, уголь и т. д. — но прославляют нашу страну вовсе не полезные ископаемые, а в первую очередь технологические разработки и креатив.
Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»
Морские карты «Транзас»
Российская компания «Транзас» была основана ещё в СССР. В 1990 году петербуржцы Николай Лебедев, Николай Мужиков, Евгений Комраков, Виктор Годунов, которые в советское время работали на флоте, решили создавать новые электронные карты и ПО для моряков — существовавшие советские технологии давали сбои и сильно отставали от западных. Первым продуктом компании была навигационная система Navi-Master, которую установили на паром «Анна Каренина». В течение 1990-х компания постоянно росла и уже через пару лет после основания открыла представительство в английском Саутгемптоне. Работа с зарубежными партнёрами позволила «Транзасу» пережить экономические проблемы. Сейчас у компании около 20 дочерних фирм и дистрибьюторская сеть в 130 странах. Бизнес занимает 45% мирового рынка морских тренажёров и свыше 30% рынка морских электронных карт.
Гитарные педали АМТ Electronics
Сотрудник одного из оборонных предприятий Сергей Маричев увлёкся музыкой ещё в 1980-х: он создал рок-группу, быстро осознал, что в родном Омске невозможно найти электрогитару, и сделал инструмент сам.
Сразу после вступления в силу закона о кооперации Маричев основал свою первую компанию, которая выпускала гитарные педали и миди-конвертеры, а также торговала в Омске импортной оргтехникой. В 1995 году Маричеву пришлось забросить бизнес — он был закредитован и не смог найти финансирование, чтобы погасить долги, на фоне банковского кризиса. К любимому делу Сергей вернулся в начале нулевых, когда вырос его сын Ян и предложил возобновить производство гитарных примочек.
Сейчас у AMT 25 официальных представителей в других государствах. Больше всего педалей и усилителей отправляют в Японию, США и Европу. Дальше идут страны Юго-Восточной Азии и Ближний Восток. Спрос превышает предложение, но предприниматель не хочет брать кредиты на расширение. АМТ Electronics растёт несмотря на то, что рынок музыкальных инструментов и приспособлений сокращается. Выручка компаний составляет около $200 000 — 300 000 в месяц.
Волоконные лазеры и усилители IPG Photonics
Группа компаний IPG Photonics, основанная российским физиком Валентином Гапонцевым в 1990 году, — лидер в области сверхмощных промышленных лазеров, ей принадлежит 80% мирового рынка. Предприниматель начал свой бизнес в 51 год — до этого он всю жизнь занимался наукой и исследовал волоконные и оптоэлектронные технологии. Сейчас состояние Гапонцева оценивается в $1 млрд. Офисы его компании работают в Европе, Азии, США, Канаде и России, а акции с 2006 года котируются на технологической бирже NASDAQ.
Системы защиты данных «Лаборатории Касперского»
Программист и выпускник Высшей школы КГБ Евгений Касперский основал свою компанию, занимающуюся защитой от компьютерных вирусов, хакерских атак и спама, в 1997 году и почти сразу нашёл зарубежных клиентов. В конце 1990-х он начал сотрудничество с немецкими и финскими организациями. По словам Касперского, экспансия не была сложной: «Первое время рынок приходил к нам. Мы стали занимать первые места в антивирусных тестах, распространялись бесплатно — я просто заливал на FTP наши разработки, кто-то скачивал, оценивал и покупал наши продукты». Сейчас компания ведёт бизнес в 200 странах мира. В 2015 году выручка «Лаборатории» сократилась на 9% и составила $619 млн. Это случилось впервые за 18 лет истории компании, в течение которых выручка постоянно росла. Лучше всего продукты компании продаются в Германии, США и Канаде.
Проект в сфере облачных технологий Parallels
В 2000 году студент МФТИ Сергей Белоусов основал компанию SW, которая разделилась на Parallels и сервис копирования и хранения данных Acronis. Россия приносит только 2,5% выручки обеих компаний, а сам Белоусов делит своё время между США и Азией, где его разработки особенно популярны. Правда, сейчас компания работает над созданием нового продукта специально для российского рынка — проект «Росплатформа» на базе Parallels Cloud Server и Parallels Automation станет аналогом зарубежных Amazon Cloud и Micro Azure.
Игра Cut the Rope
Компания Zeptb появилась в 2008 году, её создали братья-близнецы Ефим и Семён Войновы, которые увлекались программированием и видеоиграми с детства. Первая игра братьев для Zeptb называлась Parachute Ninja и была довольно популярной, получила несколько сотен тысяч скачиваний и хорошие отзывы. Однако разработчики прославилась на весь мир только в 2010 году, когда вышла казуальная головоломка Cut the Rope. Она стала одной из самых популярных мобильных игр в истории, и с момента запуска её скачали 600 млн раз.
Приложение Evernote
Сервис для облачного хранения заметок появился в 2008 году и всего через четыре года был оценён в $1 млрд. Степан Пачиков, создатель стартапа, долго шёл к этой цели: в 1990-х он работал в компании Paragraph International, которая занималась распознаванием рукописного текста и разработкой портативного компьютера Apple Newton. Кроме того, Пачиков создал приложение Calligrapher для ручного ввода текста на планшетах и сенсорных экранах. Все эти проекты натолкнули Пачикова на идею создать универсальный сервис для заметок и хранения информации — так и появился Evernote, первый прототип которого предприниматель сделал ещё в 2001 году.
Квесты «Клаустрофобия»
«Клаустрофобия» — одна из самых успешных российских франшиз последних лет. Первые квесты, вдохновлённые видеоиграми и аналогичными развлекательными площадками в Европе, появились в Москве в 2013 году. Компания начала продавать франшизу почти сразу после запуска, когда основатели Сергей Кузнецов, Тимур Кадыров и Богдан Кравцов владели только одной точкой в Москве. В 2014 году началась экспансия за рубеж, сейчас квесты есть в Берлине, Амстердаме, Эстонии, Киеве и США. По словам Кузнецова, залог успеха франшизы — наличие «инфраструктуры для работы компании внутри России и за рубежом: сценарного отдела, департамента качества, клиентского отдела».
Мессенджер Telegram
Первый проект Павла Дурова — социальная сеть «ВКонтакте» — имела огромный успех в России, но не получила признания за рубежом, в том числе потому, что там её воспринимали как одну из копий Facebo. Следующая компания — Telegram, основанная в 2013 году, — прославилась на весь мир. Использовавший страх людей перед спецслужбами и прослушкой, а также неудачи WhatsApp на Ближнем Востоке, Telegram в феврале 2016-го нарастил базу пользователей до 100 млн человек.
Мультсериал «Маша и Медведь»
Самый большой успех российской индустрии развлечений последних лет — мультик про девочку и медведя, который начал выходить в 2009 году. Сейчас сериал популярен в Европе, Китае, США и Бразилии, а серия «Маша плюс каша» набрала 1,3 млрд просмотров на YouTube. Мультфильм создала студия «Анимаккорд», которая только в 2015 году получила выручку $225 млн от продажи товаров под брендами «Маши и Медведя», а в этом году руководство хочет увеличить выручку на четверть за счёт сотрудничества с зарубежными партнёрами.
Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»
Фотография на обложке: Александра Карелина / «Секрет Фирмы»