Опубликовано 19 августа 2016, 17:02

Почему индийский мессенджер Hike стоит больше $1 млрд

Сила бесплатных SMS

На днях компания Hike, разрабатывающая одноимённый мессенджер, привлекла $175 млн при оценке $1,4 млрд от китайского интернет-гиганта Tencent и тайваньской компании Foxconn. Hike стал очередным индийским единорогом, наряду с интернет-платформами Flipkart, Snapdeal, ShopClues, InMobi Technologies и другими. У Hike 250 сотрудников и 100 млн пользователей, компания пока не зарабатывает. «Секрет» объясняет, чем сервис привлёк инвесторов.

Почему индийский мессенджер Hike стоит больше $1 млрд

На днях компания Hike, разрабатывающая одноимённый мессенджер, привлекла $175 млн при оценке $1,4 млрд от китайского интернет-гиганта Tencent и тайваньской компании Foxconn. Hike стал очередным индийским единорогом наряду с интернет-платформами Flipkart, Snapdeal, ShopClues, InMobi Technologies и другими. У Hike 250 сотрудников и 100 млн пользователей, компания пока не зарабатывает. «Секрет» объясняет, чем сервис привлёк инвесторов.

Запуск

Индийский предприниматель Кэвин Миттал запустил мессенджер в Индии в декабре 2012 года при поддержке японского интернет-гиганта Softbank и индийской компании Bharti Enterprises — они вложили $7 млн. За два месяца мессенджер смог привлечь 5 млн пользователей, как заявлял его создатель, «благодаря работе с партнёрами». В чём заключалась эта работа, он не уточнял. Скорее всего, благодаря связям с телекомпанией Airtel, принадлежащей отцу Миттала, мессенджер получал предустановки на новые телефоны и так собрал первых пользователей. Впрочем, предустановка не означает, что приложение будут использовать.

Владелец компании — 28-летний Кэвин Бхарти Миттал — сын миллиардера Сунил Бхарти Миттала, главы телеком-компании Sunil. Миттал-младший стажировался в Goldman Sachs и Google, начал кодить в 15 лет. До Hike он запустил приложение по рекомендации еды и сервис покупки билетов в кинотеатры. Его идея в том, чтобы создать что-то вроде WeChat — китайского мессенджера, который вмещает в себя целый мир: игры, оплату сервисов, поездок такси, общение с друзьями и другое.

В феврале 2014 года Hike привлёк ещё $14 млн от венчурных фондов. После этого компания анонсировала функцию бесплатных SMS по всей Индии (30 штук, больше можно получить, если активно используешь Hike), обновила стикеры и дизайн приложения. В августе 2014 года Hike получил ещё $35 млн, раунд возглавил американский фонд Tiger Global.

Инвесторы видят большой потенциал в Индии. Из 1,3 млрд населения страны только у 460 млн есть доступ в интернет, но этот показатель постоянно растёт.

CEO Foxconn Кальвин Чих говорил о последнем раунде, когда компания выступила инвестором: «В Индии люди приходят в интернет сразу с мобильного, поэтому общение пользователей представляет для нас особый интерес». Глава Softbank Масайоши Сан отметил, что Hike — лучшая инвестиция в Индии. Общий объём инвестиций Hike составляет уже $250 млн. Эти деньги необходимы, чтобы бороться с конкурентами на рынке, где правит американский сервис WhatsApp, а также для выхода на новые рынки с помощью партнёров, прежде всего компанию интересуют Шри-Ланка и Бангладеш.

Hike

В Hike есть стандартные для мессенджера функции: можно читать ленту новостей, пересылать фотографии и видео, общаться в личных сообщениях. Кроме того, можно отправлять файлы без подключения к интернету: два телефона соединяются на расстоянии 100 м через технологию Wifi HotSpot.

Кэвин Миттал

Кэвин Миттал

© © Vivan Mehra

В 2015 году Hike купил компанию Zip Phones и на её базе запустил приложение с бесплатными звонками. В том же году компания объявила конкурс на лучшие стикеры Great Indian Sticker Challenge для дизайнеров. По данным компании, сейчас 30% пользователей приходят в мессенджер благодаря стикерам. «Стикеры помогают людям преодолевать языковой барьер», — говорит Миттал.

В октябре 2015 года с помощью Hike жители Индии отправляли больше 20 млрд сообщений каждый месяц, а в декабре — уже миллиард сообщений в день. В январе 2016-го компания сообщила, что достигла отметки в 100 млн регистраций, 90% пользователей — младше 30 лет.

Кроме выпуска обновлений команда тестирует новые технологии. Например, искусственный интеллект, который сам будет предлагать подходящие ответы в виде стикеров. В прошлом году Hike представил бота Natasha — это виртуальная девушка, с которой можно поговорить, когда скучно (в России бот, как и многие другие функции приложения, недоступен).

WhatsApp

Самый популярный мессенджер на индийском рынке — WhatsApp. Компания заявляет о более 100 млн активных пользователей, это одна десятая всей аудитории американского приложения. В июне 2015 года отчёт Ericsson Consumer показал, что 44% индийских пользователей мобильного интернета открывают Hike хотя бы раз в месяц, но 98% пользуются WhatsApp.

Hike рассчитывает привлечь пользователей функциями, которых нет у конкурента. Например, обещает внедрить бизнес-аккаунты. Пользователи Hike любят играть в игры — каждый месяц компания фиксирует больше 100 млн сессий. Подобно WeChat, Hike хочет заставить пользователей чаще заходить в сервис из-за разных опций, а не только для общения с друзьями, — новостей, игр, даже вызова такси.

На гонконгской конференции RISE 2016 Миттал отмечал, что в Индии, где у многих ещё 2G и смартфоны, позволяющие скачивать не больше шести приложений, побеждают компании, которые могут совместить разные сервисы в одном приложении.

Некоторые пользователи приходят в Hike ради возможности отправлять бесплатные SMS. В Индии ощутима стоимость SMS и не везде есть быстрый доступ к интернету, а Hike работает даже тогда, когда сеть недоступна.

Помимо WhatsApp у Hike есть другие конкуренты в Индии: японская Line и сервис основателя «ВКонтакте» Павла Дурова Telegram. Некоторые используют одновременно три приложения, потому что в WhatsApp больше всего друзей, в Hike есть дополнительные функции, а Telegram позволяет передавать файлы весом до 1,5 ГБ (Hike — только до 100 МБ).

В 2015-м Hike запустил рекламную кампанию на телевидении. В конце роликов ненавязчиво издеваются над WhatsApp, называя его WhatsCRAP (Crap в переводе с английского — «дерьмо», — прим. редакции).

«Мы находимся в начале пути», — говорит Миттал. Количество мобильных устройств будет расти. Миттал считает, что даже если ему не удастся победить WhatsApp, на рынке хватит места им обоим — люди могут использовать мессенджеры для разных целей.