Умирающий единорог: Palantir стоит $20 млрд, работает с ЦРУ и может лопнуть в этом году
Почему самый секретный стартап США терпит неудачиКомпания Palantir долго считалась одним из самых успешных и самых загадочных стартапов Кремниевой долины — в декабре капитализация компании, работающей с американскими спецслужбами, достигла $20 млрд. Palantir приписывают создание ПО, которое помогло найти и уничтожить Усаму Бен Ладена, но несмотря на наличие контрактов со многими государственными организациями, компании не удается выйти на окупаемость, недовольство инвесторов растет, и многие сотрудники покидают стартап — это доказывает недавнее расследование журналистов Buzzfeed, в руки которых попали внутренние документы компании и имейлы топ-менеджмента. «Секрет» рассказывает об основных проблемах одной из самых дорогих частных компаний США.
Компания Palantir долго считалась одним из самых успешных и загадочных стартапов Кремниевой долины — в декабре капитализация компании, работающей с американскими спецслужбами, достигла $20 млрд. Инженеры Palantir разрабатывают ПО, которое помогает спецслужбам, армии и частным компаниям использовать большие данные для решения сложных задач и выявления паттернов для обеспечения безопасности. Также стартапу приписывают создание программы, которая помогла найти и уничтожить Усаму Бен Ладена. Несмотря на наличие контрактов со многими государственными организациями, компании не удаётся выйти на окупаемость, недовольство инвесторов растёт, и многие сотрудники её покидают — это доказывает недавнее расследование журналистов BuzzFeed, в руки которых попали внутренние документы компании и имейлы топ-менеджмента. «Секрет» рассказывает об основных проблемах одной из самых дорогих частных компаний США.
Недостаточное количество корпоративных клиентов
Одна из главных проблем компании — несоответствие между «бронированиями» (так в стартапе называют долгосрочные контракты) и реальными доходами. Отчитываясь перед инвесторами, Palantir заявляет, что в 2015 году заключила соглашения на общую сумму $1,7 млрд. Однако согласно документам, которые попали в распоряжение BuzzFeed, операционные доходы за год составили всего $420 млн, а расходы — около $500 млн. Оборот компании вырос на 50% по сравнению с 2014 годом, но этого всё равно не хватило для выхода на самоокупаемость.
Одним из первых инвесторов Palantir была венчурная компания In-Q-Tel, которая тесно связана с ЦРУ, так что стартап всегда много сотрудничал с госструктурами: спецслужбами и армией. С коммерческими заказчиками компания тоже работала, однако СЕО Palantir Алекс Карп всегда подчёркивал, что в первую очередь у его миссия благородна: он заявлял, что готов открыть бесплатный доступ к сервисам Palantir для благотворительных организаций и что не работает с табачными компаниями из опасений за здоровье их клиентов.
Новые контракты с коммерческими организациями очень нужны Palantir, но за последний год три крупнейших сделки — с Coca-Cola, American Express и NASDAQ — сорвались. Ещё один важный клиент — производитель шоколадок Hershey's — продолжает работать с компанией, но его представитель заявил, что «в 2015 году сотрудничество с Palantir принесло мало пользы». Hershey's, Coca-Cola и Kimberly-Clark должны были войти в сообщество компаний, выпускающих потребительские продукты, которые с помощью ПО Palantir собирали бы данные о клиентах и делились ими друг с другом. На создание этого объединения было потрачено два года, но в минувшем январе важнейший участник сделки — Coca-Cola — отказался подписать контракт на пять лет.
Высокие расценки и минимальная польза
Palantir использует бизнес-модель, которая хорошо знакома всем пользователям интернет-сервисов: сначала клиенты стартапа заключают контракт на пробный период, в течение которого платят относительно немного, и, если сервис их устраивают, они покупают полноценную «подписку». Иногда эта система позволяет заключать большие сделки: например, в 2014 году нефтяная компания BP подписала контракт, согласно которому она обязуется выплатить Palantir $1,2 млрд за 10 лет. Некоторые компании платят за использование сервисов, разработанных командой Карпа, до $1 млн в месяц.
Но не все клиенты компании готовы тратить миллиарды на её услуги, и в последнее время немало организаций прервало сотрудничество после «испытательного срока». Помимо Coca-Cola, American Express и NASDAQ Palantir отказали представители медиаконцерна News Corp. Софт, разработанный стартапом, помогал изданиям выявлять причины оттока подписчиков, но топ-менеджмент корпорации вскоре понял, что аналогичные инструменты можно создавать силами собственной команды.
Инфантильная культура и низкие зарплаты
В конце апреля 2016 года СЕО компании Алекс Карп объявил о повышении зарплаты на 20% всем сотрудникам, которые работали в компании хотя бы 18 месяцев, — это нетипичный шаг для «шпионского» стартапа. Несмотря на то что Palantir известен как компания, щедро оплачивающая труд интернов, её обычные сотрудники получают немного. В среднем годовая зарплата разработчика составляет $125 000 — $135 000 — это совсем мало для хорошего программиста, проживающего в Сан-Франциско или Кремниевой долине. Скорее всего, такой шаг Карпа — попытка удержать преданных сотрудников и предотвратить массовые увольнения.
Топ-менеджеры пытаются привлечь кадры с помощью корпоративной культуры и возможности работать с лучшими профессионалами в своей области, а также фондовыми опционами, которые компания щедро раздаёт своим работникам. В прессе есть много подтверждений того, что в компании действительно интересно работать, однако некоторые бывшие сотрудники (впрочем, они предпочитают оставаться анонимными) жалуются на отсутствие интересных задач, слишком длинные циклы разработки, небольшие компенсации и узкие «кружки по интересам» внутри команд.
Штаб-квартиру компании называют «Шир», а само слово Palantir отсылает к магическому камню из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Стартап даже проводил ежегодный «Хоббит-кон» в Пало-Альто для сотрудников, но в этом году отказался от большого праздника. Иногда инфантильность, которую транслируют сказочные названия, мешает бизнесу: сотрудники Palantir и их более взрослые коллеги из Coca-Cola не смогли найти общий язык.
Крах амбициозных проектов
Palantir всегда занималась вопросами безопасности — с помощью сервисов компании американские спецслужбы могут отслеживать подозрительную активность, связанную с финансовыми потоками, ловить контрабандистов и интернет-преступников. Однако для работы с частными компаниями такой подход нужно корректировать: бизнес должен решать проблемы безопасности методами, отличными от тех, что используют спецслужбы.
Когда несколько лет назад количество крупных хакерских атак на известные компании стало увеличиваться, утечки данных тоже участились. В 2014 году взломали Home Depot — огромную сеть магазинов, продающих стройматериалы и инструменты, которая являлась клиентом Palantir. Тогда компания открыла элитное подразделение, отвечающее за цифровую безопасность: специалисты должны были реагировать в чрезвычайных ситуациях, помогая частным организациям справиться со взломами и утечками данных. В подразделении работало около десяти разработчиков, но в конце прошлого года его решили закрыть из-за недостаточно быстрого роста: многие сотрудники покинули компанию, а оставшиеся стали работать над другими продуктами.
Раздутая оценка и неодобрение инвесторов
Palantir — одна из самых дорогих частных компаний в мире, в ходе последнего раунда инвесторы оценили её в $20 млрд. Дороже стоят только Uber и Xiaomi. Топ-менеджеры Palantir не раз заявляли, что постараются как можно дольше не выходить на биржу. Это часть большого конфликта, развивающегося в последние годы в Кремниевой долине: частные компании-единороги не хотят становится публичными, а это вызывает недовольство инвесторов, которые хотят получить дивиденды.
Некоторые наблюдатели опасаются, что отказ от выхода на биржу — признак «пузыря». Например, известный инвестор Билл Гёрли ещё в марте предупредил: многие единороги могут столкнуться с масштабными проблемами уже в этом году. Большинство, как и Palantir, поднимают новые раунды, но не могут предоставить отчётность, подтверждающую их рост и способность выйти на окупаемость.
Фотография на обложке: Gary Fong / Dow Jones