Новые стартапы основателей Skype, Delivery Club и других
Чем занимаются предприниматели после удачной сделкиСчитается, что предприниматели делятся на тех, кто самостоятельно годами растит собственный бизнес и тех, кто делает проекты «на продажу», потому что не любит рутину и операционную работу. «Секрет» рассказывает пять историй предпринимателей, которые продали успешные стартапы за солидные деньги и начали новое дело.
Считается, что предприниматели делятся на тех, кто самостоятельно годами растит собственный бизнес, и тех, кто делает проекты «на продажу», потому что не любит рутину и операционную работу. «Секрет» рассказывает пять историй предпринимателей, которые продали успешные стартапы за солидные деньги и начали новое дело.
Янус Фриис и Николас Зеннстрём — основатели Skype
Хотя Skype был не первым сервисом интернет-телефонии, именно его появление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Осенью 2003 года программа стала доступна, спустя всего полгода скачали более 6 млн копий программы, через год — 100 млн. Такой успех Фриис и Зеннстрём объясняли рядом причин: стремительным развитием широкополосного интернета, мощной командой, гибкой масштабируемой технологией, высоким качеством связи, нацеленностью на глобальный рынок, простым интерфейсом и оперативной поддержкой пользователей, эффективным вирусным маркетингом без рекламы и платы за услуги.
В сентябре 2005 года Янус Фриис и Николас Зеннстрём объявили, что собираются продать Skype крупнейшему в мире интернет-аукциону eBay за $2,6 млрд. Годовой оборот молодой компании на тот момент был около $100 млн, так что цена сделки казалась сильно завышенной. Планировалось, что Skype позволит eBay упростить процесс общения между покупателями и продавцами и станет своеобразным чатом для интернет-аукциона. В 2009 году eBay расстался с компанией, продав её консорциуму инвесторов за $2,75 млрд, к этому времени мессенджер стал прибыльным, его выручка выросла почти в два раза. В 2011 году Skype купил Microsoft за $8,5 млрд.
Другие проекта Фрииса и Зеннстрёма не получили бешеной популярности Skype. Параллельно с работой над Skype они разработали веб-сервис Joost, который позволяет просматривать разнообразные телевизионные каналы, передачи, шоу, фильмы, клипы в интернете. В 2009 году они продали сервис компании Adconion Media Group. В 2006 году создатели Skype основали инвестиционную компанию Atomico, однако примерно с 2010 года, как сообщил Business Insider, в прессе Atomico стали связывать только с именем Зеннстрёма, а в 2012 году некоторые инвесторы, работавшие ранее с Фриисом и Зеннстрёмом, рассказали о расколе в их союзе.
Фриис в 2011 году запустил стартап Vdio (сервис интернет-телевидения), он закрылся в 2013 году. В 2014 году Фриис вместе с датским предпринимателем Джонатаном Кристенсеном запустил мессенджер Wire, сервис с открытым кодом для обмена сообщениями, видео и другим контентом, а совместно с Ахти Хейнлом основал Starship Technologies, компанию, разрабатывающую малые беспилотные робототехнические средства доставки. Wire считается довольно безопасным мессенджером с высокой устойчивостью к взломам. У сервиса пока около миллиона загрузок (по данным на январь 2017 года), тем не менее Фриис надеется зарабатывать на продаже пользователям дополнительных функций.
Зеннстрём продолжает управлять венчурной компанией Atomico, вкладывая в различные проекты, в их числе — российские тревел-сервисы Ostrovok и OneTwoTrip, а также интернет-радио Last.fm.
Анна Шкирина и Левон Оганесян – основатели Delivery Club
Сервис доставки еды был запущен Шкириной и Оганесяном в 2009 году, в 2014 году основатели Delivery Club продали его за $50 млн компании FoodPanda — она принадлежит фонду RocketInternet, который называет себя ведущим инкубатором стартапов в мире и ориентируется на проекты в области электронной коммерции. В 2016-м сервис Delivery Club выкупил интернет-холдинг Mail.Ru Group за $100 млн.
Шкирина и Оганесян в 2017 году запустили платформу GetBlogger, при помощи которой рекламодатели могут находить блогеров и заказывать им рекламу своего продукта, минуя рекламные агентства. Шкирина и Оганесян в течение этого года планируют привлечь на платформу не меньше 20 000 блогеров и более тысячи брендов. На сервисе могут регистрироваться только те блогеры, у которых есть не меньше тысячи подписчиков в какой-либо соцсети («ВКонтакте», Facebook, Instagram или YouTube). Для блогеров платформа бесплатна. Бренды платят фиксированную ежемесячную абонентскую плату за прямой доступ к базе блогеров, аналитике и прямым онлайн-расчётам с блогерами.
Илья Теребин, Марк Теребин и Оскар Лиепинс — основатели Ask.fm
Ask.fm — соцсеть для анонимных вопросов и ответов, созданная в Латвии в 2010 году как основной конкурент Spring.me (ранее Formspring). Ask.fm быстро обогнал образец и стал очень популярной сетью в странах СНГ. Сервис Ask.fm неоднократно подвергался критике из-за как минимум 16 случаев самоубийства подростков, в том числе из Великобритании. Компании пришлось менять правила, например добавить возможность пожаловаться на троллинг и буллинг, хотя свою ответственность Ask.fm не признал. В 2014 году сервис был продан медиахолдингу IAC, владеющему проектами Tinder и Vimeo. Сумма сделки не разглашалась. К этому моменту у Ask.fm было около 200 млн активных пользователей.
В 2016 году Илья Теребин, Марк Теребин и Оскар Лиепинс через свою стартап-лабораторию Balaclava Lab вложили $1 млн в мобильное приложение знакомств Mint, которое было основано бывшим сотрудником Ask.fm, веб-дизайнером Клавсом Синкой. Принцип сервиса похож на Tinder (позволяет встречаться с людьми, находящимися рядом), но, в отличие от него, начать переписку можно с любым пользователем (нет проверки на соответствие перед тем, как отправить сообщение).
В 2017 году создатели Ask.fm также запустили сервис по управлению контентом Arbitrum, вложив в него $500 000. Arbitrum — сервис модерации текста, изображений и видео, который был основан Германом Гедгаудсом, ранее возглавлявшим отдел модерации и развития продукта в Ask.fm. Сервис позволяет объединить человеческие ресурсы, автоматизацию и машинное обучение. Кроме того, стартап предлагает API для простой интеграции и отчётности в режиме реального времени с ключевыми показателями, позволяя клиентам ежедневно следить за модерацией.
Амия Патхак и Валери Вагонер — основатели ZipDial
Амия Патхак совместно с Валери Вагонер, уроженкой Калифорнии, переехавшей в Индию, основали в 2010 году в Индии ZipDial, мобильную платформу для маркетинга и аналитики. ZipDial предоставляет компаниям номер телефона, по которому могут звонить их клиенты, и, не дожидаясь ответа, вешать трубку, экономя таким образом деньги и время. Компании потом сами перезванивают своим клиентам или отправляют им текстовые сообщения. Среди клиентов ZipDial корпорации и крупные технологические компании, например Unilever, Disney, Gillette, Amazon, Facebook и Twitter.
В 2015 году сервис ZipDial был продан Twitter за $30 млн. Валери Вагонер продолжает возглавлять ZipDial. Амия Патхак покинула компанию и в 2017 году совместно с бывшим управляющим директором компании Zephyr Peacock India Сачином Махешвари запустила финтех-стартап EzCred, который будет фокусироваться на потребительском кредитовании.
Размиг Ховагимиан — основатель Viki
Само название Viki — это соединение слов video и Wiki. Основатели хотели подчеркнуть, что их сервис потокового видео, созданный в 2007 году, имеет амбицию стать же популярным, как Wikipedia, и предлагать пользователям ролики на любую тему.
Сервис предлагал лицензионный контент разного рода: фильмы, видеоклипы, записи концертов. Пользователи могли сами создавать и накладывать субтитры на эти видеозаписи. Субтитры доступны на 200 языках, в том числе на несуществующих вроде эльфийского и клингонского, эти переводы Viki продаёт другим сервисам, например китайскому Hulu. В январе 2011 года Viki стал самым лучшим международным стартапом по мнению TechCrunch. В сентябре 2013 года Viki был приобретен японской компанией Rakuten за $200 млн.
В 2016 году Размиг Ховагимиан запустил новый стартап — приложение для городских новостей и историй Ripple. Идея сервиса в том, что люди могут по тегам находить интересный для себя контент (тексты и видео). По сути, приложение работает как кнопка «Поблизости», но только для новостей. Помимо городских новостей на Ripple размещаются наиболее популярные новости из других городов мира. Конечно, это не нечто новое, но, как говорит сам Размиг Ховагимиан, Ripple — это оригинальный контент, предоставляемый тщательно отбираемыми специальными корреспондентами сервиса — жителями тех районов, в которых и происходят события. И это основное отличие от обычных СМИ, у которых просто нет возможности иметь повсюду своих журналистов.