Добро пожаловать в Нолливуд: Как живёт богатеющая киноиндустрия Нигерии
Новая волна в АфрикеВ 2014 году рынок нигерийского кино, которое оценивался в $3 млрд. Нолливуд (по аналогии с Голливудом и Болливудом) выпускает около тысячи фильмов в год. Их смотрят по всей Африке, а в последние годы продюсеры выводят фильмы на международный рынок. Правда, есть много проблем: низкие бюджеты (в среднем производство картины стоит $15 000), пиратство, а также экономическая и политическая нестабильность в стране. «Секрет» рассказыает, как Нигерия стала страной, в которой снимается больше всего фильмов в мире.
В 2014 году рынок нигерийского кино оценивался в $3 млрд. Нолливуд (по аналогии с Голливудом и Болливудом) выпускает около 1000 фильмов в год. Их смотрят по всей Африке, а в последние годы продюсеры выводят фильмы на международный рынок. Правда, есть много проблем: низкие бюджеты (в среднем производство картины стоит $15 000), пиратство, а также экономическая и политическая нестабильность в стране. «Секрет» рассказывает, как Нигерия стала страной, в которой снимается больше всего фильмов в мире.
«Нолливуд вырос из фрустрации, нужды и кризиса: в конце 80-х и начале 90-х города наводнили бандиты. Люди боялись выходить на улицы, из-за этого многие кинотеатры закрылись. Нигерийцы стали рассказывать собственные истории, чтобы справиться со скукой и чем-то занять себя», — говорится в документальном фильме «Это Нолливуд».
Годом основания Нолливуда принято считать 1992-й, когда продавец электроники Кеннет Ннебуе снял фильм за месяц с бюджетом $12 000. Картина «Жизнь в трущобе» рассказывала историю наркомана, вступившего в секретную секту. По сюжету он убил жену и принёс её в жертву, а в качестве награды получил огромные богатства, но призрак жены преследовал его до конца жизни. Фильм разошёлся миллионным тиражом, и тогда нигерийцы поняли, что сила не в бюджете, а в сюжете, и начали снимать свои фильмы.
Сейчас Нолливуд — индустрия, обеспечивающая рабочими местами больше миллиона нигерийцев. Население страны — более 173 млн человек, при этом безработица держится на уровне 50%, большинство работает в сельском хозяйстве.
Актёры популярных фильмов известны на всём континенте, при этом зарабатывают они немного. Обычно звёзды Нолливуда снимаются одновременно в нескольких картинах и получают в среднем от $1000 до $5000 за фильм. Одна из самых высокооплачиваемых актрис Омотола Джаладе Екейнде получает 5 млн нигерийских найр ($32 000) за фильм.
В Нолливуде работают около 300 продюсеров, в среднем фильм продаётся тиражом 50 000 копий в неделю, хит — несколько сотен тысяч копий. DVD стоят $2, но в основном на них зарабатывают пираты, а создатели фильмов отбивают расходы сборами в кинотеатрах. По данным Международной торговой комиссии США, в 2014 году общие прокатные сборы нигерийских фильмов составили $600 млн, в то время как в 2002-м — только $45 млн. 30 новых киноновинок попадают в нигерийские магазины каждую неделю.
История нигерийского кино делится на несколько этапов. Золотой век приходится на конец 50-х — конец 80-х годов и начинается с выхода в 1957 году картины «Финчо» режиссёра Сэма Зеббы, первого нигерийского фильма, снятого на цветную плёнку. После обретения независимости от Великобритании в 1960 году в Нигерии стали снимать по несколько фильмов в год. Во многом это произошло благодаря указу главы Нигерии Якуба Говона в 1972 году. В рамках политики протекционизма он требовал, чтобы кинотеатры показывали нигерийские фильмы вместо зарубежных.
В 80-х Нигерия переживала сложные времена. Местная валюта обесценивалась, покупательская способность падала. На улицах царил хаос: жители запирались в домах с заходом солнца и не выходили на улицу, потому что боялись стать жертвами преступников. Кинотеатры стояли пустые, и скоро большинство из них закрылось. Дома единственным доступным развлечением было кино, которое смотрели на видеокассетах. Американские, китайские и индийские фильмы не трогали нигерийцев, и в стране начался бум домашнего видео. Крупнейший рынок электроники «Алаба», находящийся недалеко от крупного нигерийского города Лагос, заполонили пиратские кассеты и диски с новинками местного производства.
Основные темы фильмов: СПИД, коррупция, права женщин, оккультизм, кровожадные полицейские и проституция. После нескольких блокбастеров вроде «Папы Аджаско» 1984-го, принёсшего создателям за три дня 61 000 нигерийских найр (около $21,5 млн по курсу 2015 года), многие захотели попробовать свои силы в кино и стали режиссёрами и актёрами. До этого производство фильмов субсидировало государство, часто их показывали бесплатно, никто не думал, что на этом можно заработать. Впрочем, заработок интересовал новоиспечённых киношников не в первую очередь, важнее было то, что население страны объединила общая идея и любовь к отечественному кинематографу. В то же время власти осознали значение фильмов, появилось агентство-цензор Nigerian Film Corporation, проверяющее все фильмы перед выходом в кинотеатры. Многие фильмы подвергались цензуре.
«Мы рассказываем истории своим способом», — говорит режиссёр Бонд Эмерува. «У меня не получится рассказать историю белого человека. Я не знаю, о чём она. Но я хочу, чтобы он увидел нашу». Жители со всей Африки приезжали в Нигерию, потому что хотели участвовать в съёмках и приблизиться к Нолливуду. Правда, некоторые зрители жалуются на «жуткие сцены, связанные с колдовством», называют нигерийских режиссёров «вуду-священниками, читающими зловещие заклинания» и боятся негативного влияния Нигерии на континент. Страны Африки выпускают своё кино, но ни одна из них не приблизилась по масштабам к Нигерии.
Нигерийцы снимают по-партизански: съёмки часто откладываются из-за непредвиденных обстоятельств, которые сложно представить себе в Голливуде: отключение электроэнергии, активность террористических группировок, давление со стороны рэкетиров.
Фильмы «О, благодать» (2006) и «Статуэтка» (2009) стали своего рода прорывом и привлекли внимание медиа благодаря коммерческому успеху как в Нигерии, так и на международных фестивалях. Кинокритики стали говорить о новой волне нигерийского кино, для которой характерны сложность нарратива, внимание к деталям и более высокие бюджеты.
В отличие от предыдущего поколения фильмов, эти созданы для больших экранов, а не для видеокассет или DVD. В период видеоэры нигерийцы мало внимания обращали на качество съёмки, аппаратура была самая простая, иногда бюджет составлял $1000. В середине нулевых появляются фильмы за $250 000 и $750 000. Они снимаются месяцами, а иногда съёмки могут растянуться на несколько лет. Теперь киношники пользуются новыми и дорогими цифровыми камерами.
В 2009 году Нолливуд обошёл Голливуд по количеству выпущенных фильмов и занял второе место в мировой киноиндустрии. В том числе благодаря этому Нигерия обошла ЮАР и стала главной экономикой Африки.
32-летний Джейсон Ньоку владеет крупнейшим африканским издателем фильмов Iroko Partners. Он выступает на международных конференциях и возит кино по всему миру, на него работают 71 сотрудник в офисах Лондона, Нью-Йорка и Лагоса. Forbes считает Ньоку одним из десяти молодых африканских миллионеров, к которым стоит присмотреться. The Nollywood Factory (TNF) — международная продюсерская компания — недавно открыла офис в Лондоне.
Предприниматель и киноман Чиоме Уде в 2008 году придумал церемонию Africa Movie Academy Awards (AMAA). «Правда в том, что в мировой индустрии пока имеют мало представления о том, что такое Нолливуд», — говорит продюсер Канле Афолян. Своей задачей он видит распространение фильмов по всему миру.
Нигерийские фильмы обычно окупают себя через три недели после выхода. В 2007 году правительство Нигерии совместно c Ecobank начали финансировать более высокобюджетные фильмы, которые могут конкурировать с зарубежными. В 2015 году Bank of Industry запустил программу поддержки Нолливуда и стал выдавать кредиты на съёмку фильмов. Специальная группа читает сценарии и просчитывает бюджет фильма, а потом даёт рекомендации для финального кредита.
Большое значение для рынка имело развитие кинотеатров. Компания The Silverbird Group первой запустила сеть кинотеатров во всех крупных городах Нигерии в 2004 году. Вслед за ней другие сети — Genesis Deluxe Cinemas и Ozone Cinemas — открыли свои кинотеатры, а в 2010-х Film House Cinemas и Viva Cinemas впервые вышли в бедные районы и малые города.
В последнее время нигерийцы стараются снимать актуальные фильмы, интересные не только местному зрителю, но и зарубежному. Документальная драма «93 дня» рассказывает о людях, которые рискнули своей жизнью, чтобы спасти Нигерию от эпидемии вируса Эбола. На фильм потратили больше миллиона долларов, в том числе деньги зарубежных инвесторов. Самый дорогой фильм — «Половина жёлтого солнца», историческая драма о Гражданской войне в Нигерии. Его бюджет составил около $10 млн, в 2013 году его представили на кинофестивале в Торонто. Самые большие сборы у романтической комедии «30 дней в Атланте», он заработал 137 млн нигерийских найр ($137 500).
Одна из главных проблем киноиндустрии наряду с пиратством — каналы распространения фильмов. В 2015 году нигерийское издание Business Day посчитало, что пиратство обходится индустрии в $7,5 млрд нигерийских найр ($46 млн) ежегодно. В Африке открылись несколько онлайн-кинотеатров, где можно смотреть кино по подписке примерно за $5 в месяц, самый крупный — iROKO TV, в него инвестировал, в частности, американский венчурный фонд Tiger Global.
Нигерийское кино отличается в зависимости от региона. Если на юге фильмы снимают в основном на английском (это официальный язык Нигерии), то на севере, где большинство мусульман, существует своя индустрия, названная Каннивудом по имени города Кано, где снимают кино на языке хауса. СМИ писали, что во время премьер даже террористы группировки «Боко харам» (запрещённая в России террористическая организация) прекращают бойню и идут в кино. Индустрия в этом регионе развивается не так блестяще, как в остальной Нигерии. Ей мешают власти. В 2003-м губернатор Кано Ибрагим Шекарау запустил кампанию против Каннивуда. Многие фильмы были признали враждебными религии, их запретили. В 2007-м фильмы Каннивуда стали запрещать один за другим, актёров и сценаристов начали отправлять в тюрьму, а книги, связанные с киноиндустрией, сжигали на кострах из-за того, что в продаже появилась кассета с сексуальной сценой, в которой участвовала популярная актриса.
Фотография на обложке: AFP