Чокнутые геймеры: Как Unikrn создает рынок ставок для киберспорта
Американский стартап зарабатывает на фанатах Dota 2 и League of LegendsЭлектронный спорт все еще приносит меньше денег, чем хоккей или футбол, но темпы его развития впечатляют. В США в 2016 году индустрия соревнований по онлайн-играм может заработать $500 млн, прогнозирует Deloitte. В мире выручка еще больше. Топовые турниры смотрят десятки миллионов человек. Компании отрасли поднимаю серьезные инвестиции: российская Virtus.pro, например, получила $100 млн от Алишера Усманова.
Электронный спорт всё ещё приносит меньше денег, чем хоккей или футбол, но темпы его развития впечатляют. В США в 2016 году индустрия соревнований по онлайн-играм может заработать $500 млн, прогнозирует Deloitte. В мире выручка ещё больше. Топовые турниры смотрят десятки миллионов человек. Компании отрасли поднимают серьёзные инвестиции: российская Virtus.pro, например, получила $100 млн от Алишера Усманова.
Небольшой американский стартап с говорящим названием Unikrn (единорогом, от английского unicorn, называют стартапы с оценкой в $1 млрд и больше) также пытается начать зарабатывать на этом тренде: он помогает своим пользователям делать ставки на результаты ключевых кибертурниров. Несмотря на то что оказывать букмекерские услуги в США компания законодательно не имеет права, она уже привлекла деньги известных инвесторов.
Два монитора и консоль
В один из августовских дней 2016 года на стадионе KeyArena, главной концертной площадке Сиэтла, аншлаг был не меньше, чем на концертах Адель и Канье Уэста. Но все 17 000 зрительных мест занимали не меломаны и модники, а геймеры — фанаты компьютерной игры Dota 2. Они пришли посмотреть на финал The International Dota 2 Championship. Каждый заплатил за билет $75–100. В звуконепроницаемых кабинах на сцене сидели две команды по пять человек, их игра транслировалась на огромные экраны. Призовой фонд турнира составлял $20,4 млн. За них боролись 16 команд из США, Великобритании, Южной Кореи и Китая. Первое место и $8,9 млн получили китайцы Wings Gaming.
Финал чемпионата смотрели 20 млн зрителей по всему миру — почти такая же аудитория у игры за первое место в Национальной баскетбольной лиги. В 2017 году число фанатов киберспорта почти сравняется с числом любителей американского футбола, считает Рауль Суд. Он знает, о чём говорит. В ноябре 2014 года Рауль с партнёром Карлом Флоресом основал стартап Unikrn, компанию-букмекера, позволяющую делать ставки на исход киберспортивных турниров.
Стартап привлёк $10 млн (два раунда в 2014 и 2015 годах). Среди вложившихся: Эштон Катчер, миллиардер Марк Кьюбан (CEO HDNet и HDTV Cable Network), дочь Руперта Мердока Элизабет Мердок, а также Джонатан Тео и Джастин Колдбек из Binary Capital, известные ранними инвестициями в Twitter и Instagram.
Офис Unikrn занимает половину этажа в сиэтлском коворкинге WeWorks. Рауль Суд, уроженец канадского Калгари, руководит бизнесом из небольшого стеклянного кабинета, на столе — два монитора и игровая консоль. В компании работают 29 человек, в основном разработчики и дизайнеры (все — геймеры). Кроме Сиэтла есть офисы в Австралии, Берлине и Хорватии.
Чокнутые геймеры
«Я занимаюсь видеоиграми, сколько себя помню», — говорит Рауль. Он открыл первый бизнес в ранних 1990-х, как только закончил университет: начал собирать и продавать дорогие игровые компьютеры для таких же, как он сам, «чокнутых геймеров». Его фирма VoodooPC стала первым в мире специализированным производителем игрового железа. В 2006 году, когда компанию купила HP, Рауль делал похожие на космические корабли компьютеры из алюминия и с лазерной гравировкой, стоимость дорогих моделей доходила до $20 000.
После сделки Суд возглавил в HP подразделение, выпускавшее игровые машины. Он запустил на базе VoodooPC линейку компьютеров и ноутбуков, в том числе популярные модели Envy и Omen, которые производятся до сих пор. Проработав четыре года в корпорации, Рауль уволился: «Я люблю HP, но её менеджмент принял несколько неудачных решений, после чего я решил уйти». Он недолго сидел без дела. Вместе с другом Рауль основал в Германии стартап, который помогал делать ставки на исход турниров по видеоиграм. Бизнес не взлетел. «Это было немного преждевременно. Тогда было трудно не только получить лицензии, но и привлечь пользователей», — объясняет предприниматель.
Рауль снова пошёл работать в большую корпорацию, став генеральным менеджером подразделения Microsoft Entertainment Business. Там он занимался среди прочего игровыми консолями Xbox. Затем Рауля назначили генеральным менеджером и партнёром Microsoft Ventures, а его команда руководила стартап-акселератором The Bing Fund и небольшим ангельским фондом в Сиэтле.
Интерес к играм Раулю вернул сын, который увлёкся League of Legends. Суд начал играть сам (и делает это до сих пор). «Я осознал, что теперь это рынок с сотнями миллионов пользователей, которые не только сами играют в онлайн-игры, но и смотрят, как это делают другие. Тут есть возможность для бизнеса», — говорит предприниматель. Microsoft как раз вложил деньги в компанию, которая помогала геймерам монетизировать игровой трафик и уже имела несколько миллионов пользователей по всему миру. Рауль выкупил её, объединил с остатками своего немецкого стартапа и создал на их основе Unikrn. В ноябре 2014 года он ушёл из корпорации, чтобы сосредоточиться на своём бизнесе.
Как это работает
Название Unikrn прозрачно намекает на амбиции основателя. Но раскрыть цифры, характеризующие сейчас масштаб бизнеса, Суд отказывается.
По словам главы Unikrn, букмекерской компании, чтобы быть прибыльной, не нужно много пользователей, лишь бы они были лояльными. На виртуальную платформу Unikrn Arena, где транслируются чемпионаты по популярным играм League of Legends, Counter Strike: Global Offensive, Dota 2, Star Craft и другим) заходит 4 млн уникальных пользователей в месяц, 80 000 из них делают ставки. Этот трафик органический, при нулевых затратах на маркетинг, и цифры постоянно растут, утверждает Рауль. Пик активности приходится на международные финалы самых популярных игр. Типичный клиент Unikrn — мужчина 18–32 лет, фанат киберспорта или тот, кто ещё только интересуется. «Обучить таких пользователей — наша работа, поэтому мы также производим интересный информационный контент», — говорит Суд.
Возможность делать ставки реальными деньгами доступна только клиентам из Великобритании и Австралии (там Unikrn представлен через своего инвестора и партнёра Tabcorp, крупнейшего в этой стране оператора электронных игровых машин). Топ-пользователи из этих стран могут ставить до $40 000 — 50 000 в месяц, рассказывает Рауль Суд. Максимальная ставка сейчас $250, но можно ставить на исход нескольких событий, и тогда она увеличивается до $2000–4000.
Пользователи из стран (к ним относятся и Россия, и, самое главное, США), в которых по разным причинам онлайн-ставки недоступны, могут использовать собственную валюту стартапа — Unikoins. В Штатах получить лицензию на букмекерскую деятельность невозможно. То, что американцы не могут пользоваться на Unikrn настоящими деньгами, тормозит развитие стартапа (80% выручки Unikrn формируется за счёт общемирового, а не локального для неё — американского — трафика). 38% рынка онлайн-игр приходится на США, объясняет аналитик Maxfield Capital Александр Чикунов. А он совсем немаленький: только skin gambling (покупка виртуальных товаров в видеоиграх), по оценкам Рауля, достигает $7 млрд. Весь рынок ставок на онлайн-игры он оценивает в $500 млн. В 2017 году, по прогнозам Суда, эта цифра вырастет ещё на треть. При этом производители, издатели, дистрибьюторы онлайн-игр уже в этом году заработают $100 млрд, считают аналитики Newzoo.
«"Формула-1" умрёт за пять лет»
В будущем, считает Рауль, киберспорт вытеснит реальный: «Я уверен, что, например, гонки "Формулы-1" умрут в следующие пять лет». Те, кто смотрит онлайн-турниры по Dota 2 и League of Legends, выросли, играя в них. Этим людям не интересны футбол или баскетбол, утверждает глава Unikrn. А на подходе новое поколение 13–18-летних подростков, которые в следующие 15 лет могут стать клиентами Unikrn. По данным Bank of America Merrill Lynch, играми увлечены 99% американских юношей и 94% девушек.
В Unikrn думают и о других потенциальных способах заработка. Один из вариантов — коммерческое партнёрство с производителями игровых компьютеров и аксессуаров, таких как Hewlett-Packard, Logitech, Razer. Им может быть выделено виртуальное пространство на платформе Unikrn, где геймеры со всего мира смогут, например, посмотреть видео о продукте и выиграть его.
Другое потенциальное направление — казино, которые очень хотят сотрудничать с киберспортом. В 2015 году Лас-Вегас посетило максимальное количество туристов за всю его историю — 44 млн человек, в 2016 году прогнозируется, что их будет ещё больше. При этом выручка от азартных игр падает, рассказывает Рауль Суд. Молодые люди не любят покер и автоматы: приезжая в Лас-Вегас, они обходят одноруких бандитов стороной и направляются прямиком в ночной клуб. «Казино спросили Unikrn: "Какое будущее нас ждёт?" Мы ответили: "Киберспорт". Мы разрабатываем специальную программу для казино, которая будет адаптирована и внедрена в их пространства», — рассказывает Рауль.
Но главная надежда Unikrn — либерализация рынка ставок. Рауль Суд уверен, что букмекерскую деятельность в США легализуют в ближайшие годы. Год назад главный комиссар NBA опубликовал большую колонку в New York Times, призывая Конгресс изменить закон. По его данным, нелегальный рынок ставок на спорт достигает $400 млрд — если хотя бы часть их дойдёт до Рауля Суда, его стартап и вправду станет юникорном.
Фотография на обложке: Suzi Pratt / Getty Images