Евгений Курт (uKit Group): «Если тебя копируют — ты на шаг впереди»
О ростовских программистах и ICO умного дизайна сайтов«Когда я ещё учился в университете, ко мне приехал бывший одноклассник с бутылкой водки, и мы решили открыть интернет-магазин», — рассказывает основатель российского конструктора сайтов uCoz Евгений Курт. Он со старших классов увлекался программированием. Учился в университете на юриста, но всегда писал курсовые работы на темы, связанные с IT. На последнем курсе он с бывшим одноклассником открыл онлайн-магазин товаров для красоты и здоровья. Тогда же ему захотелось создать удобный сервис, чтобы легко создавать любые порталы и интернет-магазины. В 2005 году он продал онлайн-магазин бизнес-партнёру и вместе с украинскими программистами Андреем Владимирцевым и Юрием Евтуховым вложил несколько тысяч долларов в создание конструктора сайтов uCoz.
Спустя 12 лет uCoz занимает почти половину российского рынка и конкурирует с международным сервисом Wix. 2,5 года назад компания запустила новый продукт для бизнеса – uKit, а в 2017 – вышла на ICO. Как создавался лидер рынка конструкторов сайтов, выяснил «Секрет».
Как выигрывать у американского конкурента, который настолько богат, что даёт рекламу на федеральных каналах? Основатель конструкторов для сайтов uCoz и uKit Евгений Курт пока побеждает в такой борьбе с сервисом Wix. Во многом за счёт того, что успел захватить рынок первым. В 2005 году он продал онлайн-магазин бизнес-партнёру и вместе с украинскими программистами Андреем Владимирцевым и Юрием Евтуховым создал конструктор сайтов uCoz.
Спустя 12 лет uCoz занимает большую долю российского рынка. 2,5 года назад компания запустила новый продукт для бизнеса – uKit, а в 2017 объявила о начале ICO. «Секрет» поговорил с Куртом о том, как сейчас выглядит рынок конструкторов сайтов и о том, зачем вообще нужны сайты в 2018 году, когда соцсети и мессенджеры захватили мир.
— Вы юрист по образованию, а бизнес начинали с интернет-торговли. uCoz стали делать для себя или сразу с прицелом на продажу?
— Я учился на юриста, но понимал, что по профессии работать не хочу. Недавно мама откопала диплом «Доменные имена как объект интеллектуальной собственности» и все мои курсовые. Оказалось, что с первого курса они по IT-шной тематике. Когда я еще учился в университете, ко мне приехал бывший одноклассник с бутылкой водки, и мы решили открывать интернет-магазин. Это был период, когда «Евросети» и другие подобные магазины не были супер-активными, каждый второй предприниматель открывал салон связи.
Первый наш магазин не выжил, мы его продали, но на 4 курсе открыли с другим приятелем другой — торговали техникой для красоты и здоровья. Всякие фены, массажёры. Пилить сайт, конечно, в те времена было сложно, так что создать простой и понятный конструктор — это была моя личная потребность. Но мы начали творчески копировать западные продукты, когда поняли, что у них есть трафик, значит можно заработать.
— Большая часть ваших разработчиков всё ещё сидит в Ростове-на-Дону? Почему?
— У меня есть позиция, что разработка в Москве — это неэффективно. Хотя это мой родной город, и было бы логично разместить её здесь. Заработная плата здесь выше, текучка кадров большая. Человек из-за перегретости рынка может работать как угодно — он всё равно найдёт работу. Мы долго были привязаны к языку программирования Perl. В городах, где были крупные проекты на этом языке, сложились экосистемы с хорошими специалистами. У нас была попытка сформировать команду в Казани, там был офис. Но это не была история успеха, потому что в Татарстане сильны локальные игроки. Основная часть нашей разработки — в Ростове-на-Дону, есть у меня к нему внутренняя любовь к этому городу. Кроме того, наш технических директор Павел Кудинов живёт в Ростове. Мы познакомились с ним на одной конференции 7 лет назад, он выступал с лекцией о сингулярности. Я себе тогда сказал, что хотел бы когда-нибудь с ним поработать.
Мои первые партнёры, с которыми мы создали uCoz, были из Украины, поэтому довольно большая часть разработки находится в Черкассах. Это небольшой город, похожий на российскую Тверь, там есть неплохой ВУЗ, который выращивает программистов, поэтому там тоже сидит часто команды разработки.
— Раньше вы конкурировали только с Wix, а теперь на рынке масса похожих решений. Как это влияет на вас и что делать, чтобы пользователь именно вашим продукты полюбил?
— В Рунете существуют около 500 конструкторов сайтов, у которых больше одного клиента. Но у большинства — не намного больше одного клиента. Заметных и серьёзных игроков — штук 10, наших реальных конкурентов — около пяти. Пять — не очень большое число, но длинный хвост из непонятных сервисов размывает рынок. Есть и положительная тенденция — если посмотреть глобально на рынок разработки сайтов от «сделай сам» до дизайн-студии Артемия Лебедева, ясно, что доля конструкторов подрастает. Хотя ни у кого нет даже близко к 50% в этой нише. Рынок конструкторов, как любой рынок разработки и поддержки, не консолидирован, все люди не начнут делать сайты на одной платформе.
uCoz в России был ранним лидером, Wix пришёл значительно позже. Сейчас uCoz может показаться устаревшим продуктом, он был сделан для создания разных комьюнити, вроде форума мам, тематических контент-ресурсов. Их по-прежнему создают, но в основном такие сообщества перекочевали в соцсети. Так что uCoz рассчитан на не очень массовую аудиторию и не растёт, зато uKit показал четырёхкратный рост за второй год. Это неплохой результат, но что-то всё же потеряли в конкурентной борьбе, где-то оказались чуть хуже. Сайт для фотографа, сайт для свадьбы и сайт для строителя — очень разные продукты, которым нужны свои инструменты. Креативное сообщество требует одного, некреативное — другого. Делать комбайн «100 в 1» при этом — плохой путь, нужен фокус, иначе всё будет работать неэффективно.
Из российских команд открытие последних лет — Tilda Publishing. Этот продукт не подходит для людей «от сохи» — шиномонтаж, строительный бизнес и так далее, но отлично подходит для дизайнеров. Они меньше по пользовательской базе, чем мы, Wiх, Nethouse (конструктор сайтов из Петербурга), но уже приятно иметь такого конкурента и заимствовать какие-то идеи. Понятно дело, что все идеи заимствуются и трансформируются.
Wix — единственная компания на рынке с агрессивным маркетингом. Они помогают всему рынку, когда заявляют: «Сайт теперь создать легко, и вы можете его сделать сами». Конечно, большую часть внимания они притягивают к себе, но у них есть ограничения: они не работают в Крыму, платежи не всегда проходят, так что реклама — услуга всему рынку.
— Зачем вам убыточный сервис Народ.ру? Что вы с ним делаете?
— Эпоха фрихостингов как Народ.ру закончилась. Он и «Яндексу» достался по наследству, и они сделали из него конструктор сайтов народ2.ру. Полноценным конструктором он так и не стал, хотя для uCoz изначально он был конкурентом. Поэтому, когда мы его купили, перевели на uCoz, а регистрацию закрыли. Мы сохраняем старые базы, держим наследие рунета.
— Недавно вы запустили бесплатный сервис uKit Alt для создания сайта на основе страницы в «ВКонтакте» и в Facebook. Вы говорили, что ориентируетесь на тех, кто уже имеет опыт продаж через «ВКонтакте». Зачем этим людям вообще нужен сайт, если они успешно продают товары в соцсетях? Там их целевая аудитория, удобный фидбэк.
— Если вы спросите любого владельца паблика «ВКонтакте», который что-то продаёт: «У тебя есть сайт?», он ответит либо: «Да», либо: «Нет, но планирую сделать». Соцсети – это быстрый вход в интернет. Части аудитории удобно коммуницировать и делать покупать в соцсетях. Но для старшего поколения это не характерный паттерн. К тому же, если у владельца магазина нет сайта, он не может давать контекстную рекламу. А это одна из самых популярных и эффективных видов рекламы. Также если у вас нет сайта, вам не доступна поисковая оптимизация. Есть товары, которые продаются в инстаграме и не найдут своего потребителя за его пределами. Но таких товаров немного. С помощью поисковой оптимизации можно расширить аудиторию.
Если у бизнеса расширяется ассортимент, то в рамках соцсети уже невозможно его нормально структурировать. Представьте себе, что вы, например, решили пойти в ресторан. Ознакомиться, как к нему проехать, какое у них меню, соцсеть – не очень удобный источник. Если я вижу, что у ресторана нет сайта или он в заброшенном состоянии, я не пойду в этот ресторан. Это как уровень любого заведения можно оценить по уборной. Если вы зашли, а там бардак, то я вас уверяю, что и на кухне такой же бардак. Если представление в интернете неаккуратное, то неаккуратным будет весь сервис. Поэтому я уверен, что для большей части бизнесов сайт необходим.
— Вы планируете вывести на ICO платформу uKit AI, чтобы привлечь от $2,5 млн до $10 млн. Что вы обещаете людям, которые купят ваши токены? Не нашла чётких прогнозов на вашем сайте.
— Когда компания впервые выходит на биржу, нельзя давать прогнозы, вроде: компания станет в 5 или 10 раз дороже. Популизм, который мы видим в связи с ICO, возникает из-за отсутствия регулирования.
В первую очередь для нас токен — возможность роста ценности нашей услуги. Токен обеспечивается нашими существующими продуктами. Как только смарт-контракт будет выпущен, распределим токены, будет возможность пользоваться нашими сервисами бесплатно без сжигания токенов. При этом токен даёт право голоса, владелец сможет голосовать за то, какой функционал внедрить. Токенхолдеры имеют право влиять на продукт. На рынок мы выводим всего 55 000 токенов. Это не очень большая цифра. Например, у Wix 2,5 млн. платящих клиентов.
Последние 1,5-2 года мы занимаемся генеративным дизайном. На развитие этой сферы мы и направим деньги с ICO. Это то, что принято называть машинное обучение — машина помогает создавать человеку дизайн сайта.
Генеративный дизайн – это также и история про оптимизацию сайтов, лэндингов под эффективность продаж. Если упрощать: девочки хотят розовый сайт, а мальчики – голубой. Это не реальный пример, но разные когорты по возрасту и другим характеристикам пользователей по-разному влияет то, как материал представлен на сайте. Система будет подстраивать выдачу под паттерны и учитывать всё, даже выходите ли вы в интернет с помощью ноутбука или планшета.
— Обычно на ICO выходят блокчейн-стартапы, они обещают, что их токены подорожают в несколько раз, что и привлекает покупателей. Вы сразу говорите, что резкого роста не будет. Зачем кому-то покупать ваши токены в таком случае?
— Многие условные блокчейн-стартапы обладают только нарисованной картинкой. И всё. При этом блокчейн чаще всего даже не нужен в каких-то проектах. Мы всё чаще видим, что на ICO выходят реальные продукты, реальные команды. На мой взгляд, это отличный паттерн.
Да, на старте действительно был такой тренд. Да, хайп на фоне криптовалют и блокчейна заставляет людей вестись на несбыточные обещания. Они говорят: «Я понимаю, что это всё рухнет, но я успею соскочить». Играть в эту игру — их право.
Конечно вложения в наши токены — тоже определённый риск. Но в моих представлениях ICO — частный случай краудфандинга. Люди верят в проект и скидываются на него. Но в отличие от классического краудфандинга, где люди получают просто продукт со скидкой, у токенов есть дополнительная стоимость. Токен — это повод вкладываться в те идеи, в которые ты лично веришь. Если вы верите, что очередная криптовалюта очень полезна технологически, взорвёт весь мир и заменит обычные деньги, наверное, надо вкладываться. Если почему-то вам ближе история завода, то выбирайте его.
— Судя по данным СПАРК, ваши убытки в 2016 году составили более миллиона рублей. Как обстоят дела в 2017?
— Если коротко, СПАРК предоставляет данные бухгалтерского учёта, а не налогового. uKit Group состоит и из кипрского юридического лица, украинского и так далее, все они прибыльны. Я не могу похвалиться, что мы суперприбыльны и выплачиваем огромные дивиденды акционерам. Нет, это не так. Почти всю прибыль мы реинвестируем.
— Какие у вас планы на 2018 год? За счёт чего вы планируете расти?
— Процесс ICO закроется в 2018 году, если мы соберём soft cap (минимальная сумма средств, необходимая создателям для реализации проекта), будем вкладываться в uKit AI. То, что этот продукт нужный и своевременный, у меня нет никаких сомнений. На нашем рынке намётки в этом направлении есть и у Wix, и у других игроков. Но если рынок не поддержит, будем продолжать заниматься тем, что есть и что получается хорошо. Например, развитием конструктора лендингов uLanding.
— Вашему бизнесу уже 12 лет. Не надоело?
— Я часто говорю себе: ну вот посмотрю ещё 2-3 года и что-то коренным образов в своей жизни поменяю» И каждый раз эти годы проходили, и я снова говорил то же самое. Выгорания не происходит, если есть движение и серьёзные перемены.
— Я видела ваш комментарий под постом в фейсбуке основателя Tilda Никиты Обухова, который обвинил «Битрикс24» в воровстве идей. Почему вы посчитали его претензию необоснованной?
— Претензия Никиты в том, что они копировали функционал Tilda, эмоционально мне абсолютно понятна. Это неприятно, Tilda — действительно очень качественный продукт. Но история про то, что мы не смотрим, как у других, и всё придумываем сами – это неправда. Мы смотрим, компонуем и делаем что-то новое. Безусловно, бывают случаи, когда копируют один в один. Мы неоднократно сталкивались, когда копируют нас, причём, не только на российском рынке. Когда берёшь «пипетку», наводишь на цвет, и он полностью совпадает с цветом на твоём сайте. Я ни разу на этот счёт не скандалил, да и через месяц этот синий уже менялся. У Никиты скорее всего наболело, но в то же время он пропиарил свой сервис. Каждая из сторон осталась довольна. «Битрикс» не копировал один-в-один, но определённые элементы были схожи. Не вижу в этом ничего плохого. Андроид копирует у Apple и наоборот — это вечная история. Если копируют тебя — радуйся, значит ты на шаг впереди.
Фотографии: uKit Group