Evernote. Как бизнес на $1 млрд обернулся провалом
И что будет с упустившим возможности «единорогом»У сервиса создания и хранения заметок Evernote, основанного российским программистом в Кремниевой долине Степаном Пачиковым, по началу дела шли более чем хорошо: количество пользователей достигло нескольких десятков миллионов, инвесторы сами предлагали деньги. Наконец, в 2012 году компанию оценили в миллиард долларов. Но в 2015 году компания оказалась в кризисе: она сокращает 13% сотрудников и закрывает три офиса — в Москве, Тайване и Сингапуре. Хотя лучшие сотрудники увольняются из проекта сами. Компанию покинул даже CEO Фил Либин, заявив, что проект ему больше неинтересен. Business Insider провёл расследование происходящего, а «Секрет» приводит основные тезисы из него.
У сервиса создания и хранения заметок Evernote, основанного в Кремниевой долине российским программистом Степаном Пачиковым, поначалу дела шли более чем хорошо: количество пользователей достигло нескольких десятков миллионов, инвесторы сами предлагали деньги. В 2012 году компанию оценили в $1 млрд. Но в 2015 году Evernote оказалась в кризисе: она сокращает 13% сотрудников и закрывает три офиса — в Москве, Тайване и Сингапуре. Лучшие сотрудники увольняются из проекта сами. Компанию покинул даже CEO Фил Либин, заявив, что проект ему больше не интересен. Business Insider провёл расследование происходящего, а «Секрет» приводит основные тезисы из него.
В 2012 году сервис для создания заметок Evernote стал «единорогом» — стартапом, который потенциально стоит несколько миллиардов долларов ещё на ранней стадии. Тогда Evernote преодолел отметку в 30 млн пользователей, общий объём инвестиций достиг $270 млн, а эксперты один за другим предсказывали: в ближайшие годы компания обязательно выйдет на биржу. Однако спустя три года ситуация в корне изменилась.
Издание Business Insider поговорило с десятком сотрудников Evernote и выяснило, что за последние девять месяцев компания сократила 18% своих сотрудников, а на прошлой неделе стало известно, что будут закрыты три из десяти международных офисов. Чтобы решить проблемы, в компанию пригласили нового СЕО — место одного из сооснователей Evernote Фила Либина занял Крис О’Нилл, ранее руководивший разработками Google Glass.
Сотрудники Evernote критикуют руководство за неправильную расстановку приоритетов. Вместо того чтобы сосредоточиться на основном сервисе и пытаться монетизировать его, компания один за другим выпускала сторонние продукты и функции, которые помогли ей только привлечь внимание отраслевых медиа, но не более того.
«Было ощущение, что мы выбрали неправильные приоритеты, — рассказывает Business Insider бывший сотрудник Evernote. — Руководство понятия не имело, как оптимизировать расходы и улучшать финансовые показатели, оно интересовалось только вниманием прессы». Он также добавил, что в Evernote до сих пор даже формально не занимаются исследованием рынка, а в штате нет людей, которые бы отвечали за тестирование юзабилити приложения.
Другой источник рассказал Business Insider, что до прошлого года компания даже не проводила стандартных маркетинговых исследований изменений в контрольных элементах сервиса. В результате Evernote выпустил на рынок некачественные продукты с множеством недоработок, такие как Skitch и Work Chat, которые резко раскритиковали пользователи. А приложения Evernote Food, Evernote Hello, Peek и вовсе пришлось закрыть.
Быстрый рост Evernote основывался на модели freemium — продукт предлагается бесплатно в надежде, что пользователи в конце концов перейдут на платный аккаунт. Но многомиллионная аудитория не собирается этого делать. В прошлом году TechCrunch оценил выручку компании всего в $36 млн. Такие показатели не соответствовали внутренним прогнозам компании. Недавно Evernote снизил цены на свои услуги.
Представитель Evernote рассказала Business Insider, что сегодня количество платных пользователей исчисляется «миллионами» и выросло на 40% по сравнению с прошлым годом, а более 20 000 предприятий используют бизнес-версию сервиса. Однако привести конкретные цифры и раскрыть финансовые показатели она отказалась, сославшись на непубличный статус компании.
Сфокусировавшись на росте доходов, Evernote начал строже относиться к своим расходам. После сокращения штата компания стала экономить на льготах для оставшихся сотрудников. Если раньше Evernote оплачивал всем своим служащим сервис по уборке дома два раза в неделю, то сегодня об этом не может быть и речи. Отказали сотрудникам и в бесплатной подзарядке их электромобилей. Компания больше не проводит ежегодную конференцию для разработчиков Evernote Conference, проходившую в Сан-Франциско в течение последних четырёх лет. В прошлом году на ней побывал, к примеру, сооснователь LinkedIn Рейд Хоффман. Теперь компания лишь ограничится мероприятием на 1500 человек в Южной Корее.
Зато по-прежнему каждый сотрудник может рассчитывать на покрытые расходы на трёхнедельную стажировку в любом иностранном офисе Evernote, но теперь такие программы контролируются намного строже.
Все эти изменения привели к большой текучке в Evernote, сообщают источники Business Insider. За лучшими сотрудниками сервиса охотятся Uber, Twitter и Dropbox. Но несмотря на неудачи, Evernote пытается исправить ошибки. И сокращение расходов — как раз одна из попыток.
Вдохнуть новую жизнь в компанию сможет и новый CEO. У пришедшего этим летом в Evernote Криса О’Нилла есть широкая база клиентов и большие планы, считают эксперты.
Да и у самого Evernote до сих пор есть гигантская база клиентов. Это далеко не провальный бизнес, он всё ещё стоит несколько сотен миллионов долларов. Несколько венчурных капиталистов, опрошенных Business Insider, ждут, что в ближайшие полтора года у Evernote существенно улучшатся финансовые показатели. Если этого не произойдёт, компания может быть продана. Но настоящий ущерб Evernote наносят не стратегические ошибки в бизнесе, а потеря статуса «единорога». Компании будет труднее вербовать талантливых специалистов и договариваться о партнёрстве с другими проектами. Evernote был местом, где все хотели работать. Теперь ситуация меняется.
Фотография на обложке: Evernote