Опубликовано 06 июля 2017, 17:03

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

Фейковые поддержка гомосексуалов и антисемитизм

За созданием легендарных компаний, продуктов, логотипов часто стоят захватывающие истории. Однако при проверке оказывается, что всё было по-другому, а миф распространили сами основатели или придумали потребители. «Секрет» собрал пять историй, которые на самом деле случились не так, как о них принято рассказывать

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

За созданием легендарных компаний, продуктов, логотипов часто стоят захватывающие истории. Однако при проверке оказывается, что всё было по-другому, а миф распространили сами основатели или придумали потребители. «Секрет» собрал пять историй, которые на самом деле случились не так, как о них принято рассказывать.

Apple

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

© © old-computers.com

Вокруг логотипа Apple много легенд, но самая распространённая из них связана с английским математиком и криптографом Аланом Тьюрингом — возможно, потому что она самая трогательная.

Несмотря на достижения Тьюринга во время Второй мировой войны (он взламывал шифры нацистской Германии), его стали преследовать за гомосексуализм и в 1952 году заставили пройти гормональную терапию, которая привела бы к химической кастрации. Спустя год приёма гормонов Тюринга нашли мёртвым, а рядом с ним лежало недоеденное яблоко, отравленное цианистым калием. Расследование признало случившееся самоубийством (хотя позже некоторые исследователи заявляли, что это был несчастный случай).

Часто встречается версия, что именно в дань уважения Тьюрингу логотип Apple выглядит как надкушенное яблоко. Тем более что около 20 лет это яблоко было разноцветным, будто радужный флаг, пока в 1998 году не появилась привычная нам монохромная версия. Но на самом деле создавшему логотип дизайнеру Робу Янову надо было просто визуально отделить яблоко от других круглых фруктов и овощей. Разноцветным же он сделал его, чтобы указать на полноцветность мониторов Apple. А радужный флаг стал символом гомосексуалов спустя год после появления логотипа Apple.

Vans

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

У кед Vans есть одна особенность — если всмотреться в подошву, то на её части можно увидеть повторяющийся паттерн из звёзд Давида (основного символа еврейства и иудаизма). Эта особенность привела к тому, что основателей марки — братьев Пола и Джеймса Ван Дорен и их партнёров Гордона Ли и Сержа Делия — стали называть чуть ли не неонацистами. Многие потребители считали, что таким образом предприниматели хотели дать обладателям кед возможность топтать евреев. Слух циркулировал с 1990-х годов, и некоторые любители Vans иногда даже получали неожиданные упрёки в невольном антисемитизме от друзей.

В действительности дизайнеры испещрили подошву маленькими сотами, похожими на звёзды Давида, для устойчивости и надёжности — это сделало Vans излюбленной маркой скейтеров. Шестиконечных звёзд они даже не видели, пока на это не указали потребители. В 2006 году Антидиффамационной лиге (американская организация, противостоящая антисемитизму) даже пришлось выпустить заявление, опровергающее слухи. В лиге утверждают, что давно связывались с представителями Vans и удовлетворены их объяснениями: иногда дизайн — это просто дизайн.

VK

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

© © Manuel Blondeau / Getty Images

Павел Дуров — лишь вдохновитель, а всю работу выполнил его брат, гениальный программист Николай Дуров — таким духом проникнуты многие высказывания об истории социальной сети. Встречаются даже обсуждения того, умеет ли основатель VK и Telegram программировать вообще.

На самом деле Дуров научился программировать ещё в школе — первым делом он поставил на заставку компьютеров гимназии, в которой учился, фотографию учителя информатики с подписью «Must die». Первую версию «ВКонтакте» он запустил сам, почти год поддерживал её работу самостоятельно и запускал ключевые функции соцсети вроде приложения «Граффити». Позже он руководил разработкой и принимал все главные решения о развитии VK. Николай Дуров поначалу помогал советами и выполнял функции сисадмина, а к полноценной разработке подключился только через полтора года после старта проекта.

YouTube

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

© © YouTube

Самый популярный видеохостинг создали три бывших работника платёжной системы PayPal. Долгие годы считалось, что три основателя — Чад Хёрли, Джавед Карим и Стив Чен — на одной из вечеринок снимали видео, но не нашли способа легко поделиться материалами. Тогда они и решили сделать сервис, который изменил видео в интернете.

Но позже Джавед Карим, наименее медийный основатель, утверждал, что этой вечеринки вообще не было и идею YouTube он придумал раньше, а Хёрли и Чен «взяли эту искру и превратили её в пламя». Позже Хёрли и Чен настаивали, что вечеринка не фейковая, но их партнёра просто не было на ней. Что касается идеи, они уклончиво ответили, что история о создании YouTube была, возможно, преувеличена в угоду маркетингу.

Tubi 60

Это всё сказки: Слухи о компаниях и брендах, повлиявшие на бизнес

© © Tubi 60

Ещё одну легенду вокруг создания продукта придумали уже не основатели, а медиа и потребители. В 2013 году в Израиле появился новый алкогольный напиток — Tubi 60, быстро ставший популярным в местных барах. Казалось, что он появился из ниоткуда, и история Tubi 60 быстро обросла слухами и сплетнями. Легенда гласила, что однажды два брата Хиляль и Янай Туби собрались на вечеринку, на которую надо было взять алкоголь. Они опаздывали, магазины уже закрылись из-за шабата, и братья не нашли ничего лучше, как сделать напиток из подручных средств вроде лимонов.

Несколько лет создатели Tubi 60 оставались в тени и неохотно отвечали на вопросы прессы. Но в этом году они выводят продукт на рынок США и стали активны. Тогда и развеялся миф: Хиляль Туби заявил, что продукт вовсе не был изобретён случайно. На самом деле братья долго планировали свой бизнес, консультировались у специалистов и пробовали разные сочетания, прежде чем выступили с оригинальной формулой.