secretmag.ru
Опубликовано 15 января 2016, 19:01

«Меня называли следующим Цукербергом»: Драма Джессики Ма, вундеркинда Долины

Взлёты и падения автора финансового сервиса inDinero

Свой первый бизнес Ма начала в 11 лет. С тех пор она открыла и закрыла ещё несколько компаний. В 19 лет девушка занялась работой над inDinero, быстро ставшей успешной и также быстро пошедшей ко дну из-за не очень удачной бизнес-модели и коллектива, состоявшего исключительно из лучших друзей основательницы. Тем не менее Ма повзрослела и нашла решения стоявших перед ней проблем — в феврале 2015 года inDinero привлекла $7 млн (общий размер инвестиций на сегодняшний день — $8,2 млн).

«Меня называли следующим Цукербергом»: Драма Джессики Ма, вундеркинда Долины

Когда Джессике Ма было 11, она запустила свой первый бизнес — создавала сайты на заказ. Когда ей было 15, её выгнали из школы за неуспеваемость — всё время она посвящала работе над собственной компанией. Сейчас Джессике 25, и она основатель успешного финансового сервиса inDinero. Она строила бизнес, пока взрослела: нанимала на работу одноклассников, увольняла их и наживала себе врагов, теряла инвестиции и разочаровывала клиентов. Но пока ей удаётся справиться со всеми сложностями. «Секрет» рассказывает историю вундеркинда Кремниевой долины.

Юное дарование

Отец Джессики Ма — инженер, а мать — предприниматель. Ма научилась программировать в 8 лет, а уже в 11 начала создавала сайты и продавала их — эта работа приносила ей несколько тысяч долларов в месяц. Когда ей исполнилось 12, девочка наняла четырёх сотрудников на неполный день, с которыми работала над сервисом по предоставлению хостингов малому бизнесу — месячный доход этой компании уже был шестизначным. Несмотря на неплохие продажи, Ма не хватало опыта работы с деньгами, и в итоге компания закрылась, когда её основательнице было 14 лет. К этому моменту погрузившаяся в собственный бизнес девочка успела забросить школу — из-за плохих оценок её исключили.

«Я была в ужасе. Мне казалось, что теперь я никогда не смогу открыть свою компанию и посвятить себя технологиям», — вспоминает свои мысли в 15 лет предприниматель. Однако тогда Ма не растерялась и поступила в колледж Саймонз-Рок, учиться в котором можно уже с 16 лет, не оканчивая последних классов школы. За два года в колледже девочка поняла, что её главная страсть в жизни — компьютерные технологии, и в 17 лет начала изучать их в Калифорнийском университете в Беркли.

Фотография: Jessica Mah/Facebook

Фотография: Jessica Mah/Facebook

Во время последнего года обучения Ма вместе со своим студенческим другом Энди Су начала работать над сервисом inDinero — бухгалтерским сервисом для малого бизнеса. К выпускному у Ма и Су уже был рабочий прототип inDinero, и друзья подали заявку на участие в летней программе знаменитого американского инкубатора Y Combinator в Маунтин-Вью. За три месяца в инкубаторе сервис привлёк $1,2 млн.

В Y Combinator девушка получила несколько советов от основателя инкубатора Пола Грэма — добавить новые функции в сервис, довести сайт до совершенства и регулярно вводить новые изменения. Разработанный на основе этих советов интерфейс inDinero дал свои плоды — если в августе 2010 года у компании было 2500 клиентов, то спустя два месяца их число выросло до 6000.

К 20 годам Ма ни дня не проработала по найму, а технологические СМИ успели окрестить её «Цукербергом в юбке». «Джессика как машина, — утверждал тогда основатель Y Combinator Пол Грэм. — Она выиграет в любой игре, в которую вступит. Самой большой опасностью для неё станет необходимость решить, в какую игру играть». В 2011 году издание Inc включило девушку в рейтинг 30 крутейших предпринимателей в возрасте до 30 лет.

Разросшееся эго

Спустя год со дня основания в клиентской базе inDinero было больше 30 000 компаний. СМИ верили в Ма, а она сама думала, что может совершить новый прорыв в Кремниевой долине: «Меня называли следующим Цукербергом, родители гордились мной, люди меня слушали. Это взрастило моё эго, я думала, что я лучше всех».

Однако что-то явно шло не так — большинство пользователей предпочитали бесплатные функции сервиса премиальным, новые клиенты не приходили, а старые уходили к конкурентам, компания не приносила доход и начала терять деньги. На счету оставалось всего $150 000 — этих денег хватило бы только на пару месяцев работы стартапа. «Я чувствую себя Бернардом Мэдоффом (бывший топ-менеджер NASDAQ, создавший финансовую пирамиду. — Прим. «Секрет») — снаружи очень богата и совершенно сломана внутри», — писала девушка своему отцу в самые отчаянные моменты.

Разгребая свои ошибки, Ма отправилась на встречу с одним из недовольных клиентов. Она знала, что ничего приятного не услышит. Так и случилось — он начал критиковать её продукт и указывать на все его недостатки, но неожиданно посреди беседы добавил: «Если ты всё исправишь и будешь помогать мне ещё и с налогами, я буду готов платить тебе в месяц $2000 вместо $20». Ма ушла со встречи воодушевлённой, в её голове уже были десятки мыслей о том, как вновь поставить компанию на ноги.

Семейный психолог для кофаундеров

Ма понимала, что нужно кардинально изменить бизнес-модель, и даже знала как, но чувствовала, что у неё связаны руки — сотрудники и партнёр не разделяли её энтузиазма. «Я люблю придумывать новые идеи и делиться ими. В моём партнёре меня больше всего раздражало то, что он никогда не пытался толком вникнуть в них, а всегда говорил: "Это хорошая идея, но…". Я ненавидела эти "но"», — жаловалась Ма. Ещё в начале её бизнес-пути инвесторы советовали ей не брать на работу друзей, но, несмотря на это, девушка окружила себя однокурсниками, а в совладельцы взяла лучшего друга. В итоге Ма уволила пятерых друзей и оставила в штате всего двоих, включая сооснователя Энди Су.

«Энди, мы похожи на старую семейную пару, и нам нужна помощь, нам надо решить проблемы в наших взаимоотношениях», — заявила Ма в разговоре с Су летом 2014 года. Предприниматели наняли коуча, который должен был наладить их бизнес-отношения, но он оказался неэффективным. Тогда пара, состоящая исключительно в деловых и дружеских отношениях, обратилась к семейному психологу в надежде избежать бизнес-развода. Психолог смог наладить отношения двух приятелей, научив их простым истинам: не ругаться на глазах у детей (сотрудников компании) и ходить на регулярные свидания (играть в гольф вместе или смотреть кино), во время которых нельзя обсуждать проблемы на работе.

Фотография: Jessica Mah/Facebook

Фотография: Jessica Mah/Facebook

Стратегия сработала. Ма и Су научились прислушиваться к друг другу и смогли вместе вывести inDinero на правильный путь. К концу 2014 года компания заработала $2,9 млн. В феврале 2015 года inDinero привлекла $7 млн (общий размер инвестиций на сегодняшний день — $8,2 млн). У Ма получилось наладить отношения с некоторыми из уволенных из inDinero друзей, однако с тех пор она твёрдо решила: «Если я на 100% не готова пожертвовать своими отношениями с другом, я не позволю ему появиться даже на собеседовании в мою компанию».

Источники: Business Insider, INC.com 1, 2, Forbes Фотография на обложке: bizjournals.com