Денежная магия: Как сделать бизнес на товарах для ведьм и экстрасенсов
Основательница сети «Ведьмино счастье» — о рынке волшебных товаров и православных активистахВладелица компании «Ведьмино счастье» Ирина Агафонова уверяет, что её бизнес волшебно успешен.
Основательница компании «Ведьмино счастье» Ирина Агафонова уверяет, что её бизнес волшебно успешен. За десять лет на рынке эзотерики она построила крупнейшую сеть специализированных магазинов, в которых маги, участники и фанаты «Битвы экстрасенсов» покупают заговорные свечи, чёрные зеркала, хрустальные шары и амулеты от сглаза. А ещё у неё есть школа волшебства и собственный свечной заводик, который выпускает продукцию под брендом «Рарог». Предпринимательница рассказала «Секрету» о потребительской корзине ведьм, поставщиках волшебных товаров и столкновениях с православными активистами.
С чего начинается магия
Магией я занималась и до «Ведьминого счастья»: гадала, снимала негатив, занималась ясновидением. Я была глубоко погружена в тему и мечтала о пространстве, которое одновременно напоминало бы мир, в котором мне хочется жить, и местом, где такие, как я, могли бы покупать расходники, украшения, предметы интерьера, разные интересные тематические вещи. В 2009 году таких магазинов в Москве не было.
Сначала я открыла интернет-магазин happywitch.ru, затем — небольшой шоу-рум «Ведьмино счастье». Примерно через год обнаружила, что в шоу-руме (который одновременно был офисом и складом) постоянно толпятся люди. Пришло время открывать настоящий розничный магазин.
За московским магазином на Маросейке последовал магазин в Санкт-Петербурге. В конце 2013 года мы запустили франшизу и вместе с партнёрами открыли ещё несколько точек в разных городах. Всего у нас их десять. В прошлом году мы решили, что дальше будем развиваться самостоятельно. Со старыми партнёрами, которых считаем успешными, работать продолжим, но новых не ищем.
Ещё у нас есть своя Школа волшебных искусств. Она появилась немногим позже первого магазина. Наиболее востребованный курс — обучение мантике, то есть гаданию. Сейчас обучение переходит в онлайн. Далеко не у всех есть возможность приехать в Москву, чтобы заниматься очно.
Ассортимент
Представляете себе лавку волшебника? Это и есть «Ведьмино счастье». Наш ассортимент — волшебные вещи для магии и жизни. Ритуальные инструменты, инструменты для мантики и предсказания: карты Таро, руны, оракулы, чёрные зеркала, хрустальные шары. Расходные материалы: травы, камни, минералы, эфирные и ароматические масла, травяные смеси, смолы. Также у нас есть предметы интерьера, декора: настенные панно, часы, подушки, украшения, амулеты, талисманы. В общем, всё, что может заинтересовать человека, который занимается или интересуется магией, практикует самопознание. Всего — порядка 8000 наименований товаров почти со всего мира.
Оперативные закупки производим каждый день. В мире не так много крупных издательств, которые печатают карты Таро. Например, часть карт мы закупаем у российского «Авалона», который является официальным дистрибьютором итальянского издательства Lo Scarabeo, другие поставщики – Llewellyn и U.S. Games Systems. Интерьерные вещи в стиле фэнтази, различные языческие статуэтки закупаем у британской компании Nemesis Now. Хрустальные шары и оракулы — в Китае. Травы поставляют небольшие российские производители. В аптеках продают травы совершенно другого качества, они не годятся для магических целей. Наибольшим спросом пользуются свечи — это основной расходный материал.
Свечной завод
Полтора года назад у меня появился собственный маленький свечной заводик. Теперь мы закрываем 70% потребностей «Ведьминого счастья» собственными свечами под брендом «Рарог». Это раза в три выгоднее, чем продавать чужие свечи такого же качества.
У нас есть разные линейки парафиновых, восковых и вощёных свечей. Производим как свечи для магического применения, так и обычные интерьерные. Первые сильно отличаются от того, что вы можете купить в обычном магазине. Для них подбираются специальные травы и эфирные масла. Ещё более узкое направление — заговорные свечи. Там не только ингредиенты особенные — каждая свеча заговаривается под конкретную задачу.
Производство растёт. Там уже отдельная команда: директор и работники цеха. Недавно занялись оптовыми продажами. Покупают как магазины эзотерики, так и обычные — с предметами интерьера и подарками.
О доходах
Мы начинали с партнёром с нуля, я не внучка Рокфеллера. Политика была такая — развиваться за счёт прибыли. Если проект себя не окупает, значит, что-то с ним не так. Мой бизнес вышел на окупаемость почти сразу.
Первый сайт был на шаблоне Joomla. Небольшая доделка шаблона — написать названия и розовым цветом покрасить — обошлась, как сейчас помню, в 500 рублей.
Главные статьи расходов — как у всех: аренда, оборудование, зарплаты, ремонт, охрана. Я могу назвать свой бизнес прибыльным, высокомаржинальным и успешным, но цифры не назову. Посмотрите на факты. У нас уже 10 магазинов. Наверно, это неспроста.
Средний чек у нас — 1500-2000 рублей. В стандартную продуктовую корзину входят расходные материалы — свечи, травы, эфирные масла. Ядро аудитории — женщины 28-45 лет.
Есть группа практикующих — эти знают, за чем идут, могут гоняться за редкими ингредиентами и новинками. Например, одна женщина как-то привезла из Африки маску духа. Купила для себя, но через некоторое время поняла, что не может с ней ничего делать, потому что маска её пугает. Она отдала её в наш магазин и в тот же день мы нашли покупателя.
Ещё к нам заходят участники шоу «Битвы экстрасенсов»: Александр Шепс, Дарья Миронова и другие. В шоу-бизнесе важна атрибутика, поэтому такие клиенты покупают разные дорогие вещи.
Те, кто заглядывает из любопытства, попадают в лапы наших консультантов. Неважно, что человек думает о магии и эзотерике. Важно, что он делает. Если он увидел вывеску, прекратил идти, куда шёл, преодолел пролёт в 25 ступеней, повернул направо, вошёл в одну дверь, вошёл в другую дверь — значит, у него есть достаточно сильная мотивация. Пусть он её даже не осознаёт. Задача консультанта — увидеть, что просит его душа.
Конкуренты
Мы пионеры в своей сфере. Всем показали, что так можно, что это работает. Видели картинку в интернете про шерстяного волчару? Мы как этот шерстяной волчара. Проложили путь — и за нами пошли.
«Путь к себе» и «Белые облака» конкурентами не считаю. Отношусь к ним очень хорошо. Их тематика ближе к восточной эзотерике, наша — к западной практической магии. Аудитории перекрещиваются, но не совпадают.
В последнее время Ozon сильно расширил линейку эзотерических товаров. Там теперь много тематической литературы, карты Таро и аксессуары. Но интернет-магазин сложно назвать конкурентом — мы предлагаем больше редких товаров, а также консультируем.
Моя цель — открытие магазинов в новых городах, расширение товарного ряда. В каждом городе мы открываем только один магазин. У нас не аптечная сеть, чтобы открывать точки на каждой улице.
О самоопределении
У меня психологическое образование, красный диплом РГГУ. Но магией я начала заниматься раньше, чем поступила в вуз. Училась я искренне и с большим интересом, но в процессе увидела ограничения, которые есть в академической науке. Мной руководил вполне фаустовский интерес — хотелось всё познать, но академическое образование этот интерес в полной мере не удовлетворило.
Не могу сказать, что считаю себя ведьмой и вообще хоть кем-то себя считаю. В «Форресте Гампе» был такой момент. Главного героя спросили, кем он хочет стать, когда вырастет. Он ответил: «А разве я не могу остаться самим собой?»
В определение «ведьма» я вкладываю вполне словарный смысл. Ведьма — ведает. Она стремится к знаниям настолько глубоким, насколько способен вместить ум, способно ощутить сердце.
Я понимаю, что у слова «ведьма» есть негативные коннотации, они появились с христианством и были связаны не столько с религией, сколько с борьбой церкви за влияние.
О православных активистах
В 2013 году координатор Союза православных братств Юрий Агещев разослал в СМИ сообщение о том, что он обращается к мэру Москвы и президенту России с просьбой закрыть нашу точку в ТЦ «Охотный ряд».
Посыл был такой: как может в центре нашей великой православной страны существовать магазин с ведьминским названием. Мол, нельзя такие сатанинские слова при детях маленьких произносить. Никаких реальных православных активистов за этим не стояло — только эта маргинальная организация.
Первой о воззвании Агещева написала Gazeta.ru, после неё — десятки СМИ, в том числе федеральные. На второй день этой потрясающей PR-акции мы с «Ведьминым счастьем» вошли в топ новостей «Яндекса». Правда, продолжалось это недолго. Ещё через день развёлся Путин — эта новость выкинула нас из топа.
Благодаря вниманию СМИ у нас взлетела посещаемость сайта, а телефон раскалился от звонков. Аудитория нас поддержала. Писали не только наши клиенты, но и те, кто узнал о нас из новостей. Логически история завершилась год спустя, когда гражданин Агещев скоропостижно скончался.
При участии Дарьи Кушнир
Иллюстрации: Наталья Осипова / «Секрет фирмы»