Комендантский час в Facebook. Как новый американский закон может изменить главные соцсети

Без бесконечной прокрутки и не больше 30 минут в день
05 августа в 21:13

Платформы социальных медиа превратились из площадки для общения и самовыражения в мощнейшие информационные конгломераты. Они знают о вас всё, чем вы когда-либо делились в Сети: ваши персональные данные, адрес электронной почты, телефон, круг общения, любимые бренды.

Всё это используется для того, чтобы показывать пользователям контекстную рекламу, монетизировать то время и внимание, которые они уделяют социальным сетям. Социальные технологии позволяют в мгновение ока распространять любую информацию и объединять единомышленников в структуры.

Профицит внимания

Для того чтобы всё это работало, необходимо стимулировать пользователей проводить в соцсетях как можно больше времени. Американский политик-республиканец Джош Хоули считает, что такие ресурсы ведут нечестную игру, и намеревается изменить законодательство.

30 июля сенатор из Миссури, Джош Хоули, опубликовал законопроект о технологии снижении зависимости от социальных сетей — так называемый SMART Act (Social Media Addiction Reduction Technology Act). Он поднимает важные вопросы о том, как технологии влияют на нашу жизнь и как они должны регулироваться. Цель законопроекта — пошатнуть фундаментальные основы работы социальных сетей.

Что он предлагает?

  • Запретить «бесконечную прокрутку» (скроллинг) и автоматическую загрузку данных. Сейчас, когда пользователь дочитывает до конца ленту публикаций, платформа автоматически загружает ему новую порцию новостей, побуждая остаться на страничке ещё ненадолго.
  • Запретить награды и бонусы за активность в соцсетях, таких как виртуальные «значки», доступ к премиальному контенту и прочие «регалии».
  • Запретить атаку избыточным контентом, таким как потоковая передача музыки и видео.
  • Включать в социальных медиа «естественные точки остановки» для пользователей, которые бы заканчивали прокрутку после определённого количества контента.
  • Облегчить пользователям отслеживание времени на платформе и ввести автоматическое ограничение времени пользования до 30 минут в день. - Унифицировать на платформах блоки принятия или отклонения условий предоставления услуг/подписок, чтобы кнопки выглядели одинаково.

Джош Хоули,сенатор США.

Фото: wikipedia.org

Законопроект сенатора, будучи принятым, не убил бы соцсети, но заставил бы Facebook, Twitter и YouTube существенно изменить свои алгоритмы. В частности, в версии Facebook от Хоули вам придётся каждые 30 дней сообщать соцсети, что вы хотите находиться на её платформе более получаса в день. Пользователь, конечно, может изменить или удалить ограничение по времени, но этот параметр будет возвращаться в исходное состояние каждый месяц.

Технические компании не раз уже пытались решить проблему пользовательского внимания самостоятельно. Например, Apple выпустила приложение, которое позволяет отслеживать экранное время, подобные инструменты представили также Facebook и Instagram. Но в целом это не стало достаточно эффективным: люди по-прежнему проводят в соцсетях уйму времени, просто теперь они знают, сколько именно.

«Большие технологии взяли за бизнес-модель формирование зависимости у аудитории, — заявил Хоули, представляя свой законопроект. — Значительное количество инноваций в этом пространстве предназначено не для создания более качественных продуктов, а для привлечения внимания с помощью психологических приёмов, не позволяющих отвести взгляд».

По его задумке, для того чтобы полностью перейти на другую бизнес-модель, сервисам достаточно полугода. Из-под действия закона выводятся в основном текстовые сервисы, службы передачи сообщений и электронная почта. Другим платформам придётся полностью изменить интерфейс: никакие параметры не могут быть выставлены по умолчанию, а пользователи должны выбрать все характеристики самостоятельно. При этом информация о возможностях (подписки, настроек и т. п.) должна быть презентована максимально нейтрально.

За исполнением законопроекта должна следить специально созданная комиссия по вопросам интернет-зависимости, которая будет предоставлять отчёты американскому конгрессу не реже, чем раз в три года. Это позволит более полно изучить, какие практики применяют компании, чтобы «эксплуатировать психику пользователей», пояснил Хоули.

Соцсети сами нарвались?

Постепенное движение в сторону «закручивания гаек» и введения интернет-цензуры для соцсетей началось параллельно с чередой скандалов, связанных с Facebook. В 2018 году стало известно, что соцсеть допустила утечку данных почти 90 миллионов пользователей. Эти массивы информации использовала аффилированная компания Cambridge Analytica для манипуляции общественным мнением в ходе президентской гонки 2016 года и в ходе референдума о выходе Великобритания из Евросоюза (Brexit).

Уже в 2019 году «всплыл» новый инцидент: сотрудники соцсети «случайно» собирали логины-пароли от почтовых ящиков примерно 1,5 миллиона пользователей. В конце июля 2019 года Федеральная торговая комиссия США присудила Facebook рекордный штраф в размере $5 млрд, при этом изначально речь шла о штрафе в десятки миллиардов долларов.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto

Политическая подоплека

Джош Хоули — самый молодой действующий сенатор, ему всего 39 лет. Тем удивительнее та роль, которую он взял на себя в Конгрессе США: непримиримого борца с технологиями. Свой крестовый поход против них он начал с законопроектов по таким вопросам, как отслеживание и монетизация данных, конфиденциальность детей в интернете и т. п. Он также продвигал идею запретительных и регулирующих мер в области технологий и не скрывал своего презрения к компаниям социальных сетей. В своей статье для USA Today Хоули писал, что стране будет лучше, если Facebook, Instagram и Twitter просто исчезнут полностью.

Изучившие законопроект эксперты предупреждают: торопиться не стоит. Тема зависимости от социальных сетей сравнительно новая и неизученная, нам ещё многое предстоит узнать о том, насколько эта самая зависимость распространена и как она формируется. Хоули же предлагает всеобъемлющее решение ещё до того, как проблема и её истинный масштаб будут определены. Впрочем, у законопроекта пока нет соавторов в сенате, так что маловероятно, что его действительно примут.

Некоторые американские СМИ высказались об инициативе политика-республиканца критически. Хоули называют мелочным радикалом, который предлагает дать федеральным агентствам право регулировать любое решение по дизайну и интерфейсу соцсетей во имя призрачной концепции общественного психического здоровья. При этом отмечается, что президент США Дональд Трамп в своё время оказал существенную поддержку будущему сенатору во время избирательной кампании. Может ли эта «политическая вендетта» вышедшим из-под контроля соцсетям быть жестом благодарности покровителю, которого немало критикуют пользователи платформ?

В пользу этой теории журналисты приводят в пример ещё один пакет поправок от Хоули, который устанавливает ответственность соцсетей за контент, который публикуют пользователи. Сейчас непричастность платформ гарантирует закон от 1996 года, но, по задумке республиканца, крупные соцсети должны будут следить за тем, что публикуют пользователи, и каждые два года проходить проверку своих методов модерации и алгоритмов работы.

Издание The Verge поговорило с некоторыми представителями индустрии из Силиконовой долины и спросило, что они думают об этой инициативе. Респонденты были единодушны: сама мысль о подобном законопроекте показалась им дикой и неправдоподобной. Прежде всего, отмечается чересчур широкая трактовка понятия платформ, подпадающих под ограничения. По сути, их могут наложить на любой сайт с пользовательским контентом, и в дальнейшем власти смогут контролировать любой ресурс для общения людей в Сети.

Тристан Харрис: «Занимаясь апгрейдом машин, мы деградировали как люди»

В Силиконовой долине тренд на усиление контроля за соцсетями наметился несколько лет назад. В 2013 году бывшие работники крупнейших ИТ-корпораций США, инвесторы, специалисты объединились в организацию «Центр гуманных технологий». В их числе и бывший производственный директор Facebook Сэнди Паракилас, а сооснователем группы стал бывший внутренний специалист по этике Google Тристан Харрис.

Участники Центра рассказывают о механизмах привлечения внимания и создания аддиктивности у пользователей, которые используются в ИТ-компаниях, и, если судьба законопроекта Хоули неизвестна, сомневаться в том, что так или иначе соцсети будут регулироваться, не приходится.

Источник: The Verge

Фото: shutterstock.com/vostockphoto

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе