Как Alibaba заработала $1 млрд за 85 секунд
Джек Ма доит холостяков и Россию11 ноября в Китае прошёл День холостяка — праздник для одиноких молодых людей, который вот уже несколько лет сопровождается масштабной распродажей, своеобразной китайской Чёрной пятницей.
Больше всего преуспел миллиардер Джек Ма. Его корпорация Alibaba Group, в которую входят онлайн-ритейлеры AliExpress, Tmall и Taobao, а также платёжная система AliPay, за день получила рекордную выручку — $30,7 млрд (213,5 млрд юаней). Это на 27% больше показателей прошлого года. Чтобы оценить масштаб: компания Coca-Cola зарабатывает столько за год.
Китай ещё в 2013 году стал лидером онлайн-продаж, обогнав США. Однако аналитики рынка утверждают: китайское торжество консюмеризма не будет вечным. «Секрет» рассказывает почему.
С чего всё началось
День холостяка появился в 1990-е годы в китайской университетской среде, его отмечают 11 ноября. Четыре единицы (11.11) в китайской традиции символизируют несостоящих в браке людей, которых ещё называют guang gun или «голыми ветвями».
Изначально День холостяка задумывался в качестве противопоставления Дню Святого Валентина, но долгое время был второстепенным праздником. Придать ему новый импульс придумали сооснователи Alibaba Group Джек Ма и Дэниэл Чжанон. Бизнесмены решили сыграть на чувстве одиночества и дать людям без пары возможности хотя бы раз в году не стесняться своего социального положения — в традиционном Китае до сих пор считается, что только неудачники не вступают в отношения и не заключают браки.
По традиции 11 ноября одиночки покупают подарки для самих себя. Раньше они наводняли торговые центры, но в 2009 году Джек Ма решил перетянуть часть доходов на свои интернет-площадки. Alibaba Group вместе с почти 30 другими крупными продавцами объявила общую интернет-распродажу. Мнение о том, что китайцы — охотники до скидок, оправдалось: объёмы продаж интернет-магазинов год от года кратно росли. В 2012 году в День холостяка китайские онлайн-площадки заработали $3,1 млрд за сутки распродажи, а в следующем — столько же, но всего за первый час. А общий объём выручки тогда в 2,5 раза превысил показатели американского Киберпонедельника.
Кто и что покупает
В 2015 году Ма объявил, что собирается сделать из Дня холостяка международный феномен. В этом году день скидок начался с масштабного концерта, в котором участвовали американская певица Мэрайя Кэри и труппа Cirque du Soleil.
Помимо китайских компаний однодневные скидки в китайских магазинах теперь предоставляют и ведущие западные производители вроде Nike, adidas, Procter & Gamble, Unilever, Samsung. Топ самых продаваемых брендов возглавили Xiaomi, Apple и Dyson: техника — один из самых ходовых товаров. Закупаются не только китайцы: на предыдущей распродаже главными покупателями стали пользователи из России, Гонконга и США. Самыми популярными приобретениями стали смартфоны, свитера и шерстяные пальто.
Alibaba Group выигрывает не только за счёт своих масштабов, но и благодаря тому, что позволяет пользователям резервировать многие товары уже вечером 10 ноября. Покупатели сметают их сразу, как только ценник снижается: первый миллиард долларов в этом году компания заработала уже за первые 85 секунд распродажи. В Alibaba предполагали, что компании удастся доставить по миру примерно 1 млрд посылок, но уже сейчас понятно, что эта цифра будет выше. Можно только представить количество пластикового мусора от одноразовой почтовой обёртки, которая останется после праздника.
Почему всё не так радужно
Вполне вероятно, что китайские рекорды продаж — временное явление. Экономика страны растёт уже не так быстро, как прежде. По данным Национального бюро статистики, рост онлайн-ритейла в стране за три месяца замедлился на 12%. А 27-процентный рост выручки, который Alibaba Group получила в этом году, — самый плохой показатель компании за всю историю. Появление конкурентов, например площадок JD.com и Pinduoduo Inc., росту тоже не способствует.
Одна из самых острых проблем — торговая война Китая с США. В сентябре Дональд Трамп ввёл торговые пошлины против Китая на $200 млрд. А месяцем позже объявил, что Штаты разорвут договор, по которому китайские продавцы получают скидку на отправление малогабаритных посылок американским покупателям. Ожидается, что это сильно затормозит проникновение китайских ритейлеров на рынок США.
В таких условиях Alibaba Group всё чаще заигрывает с Россией. Чтобы привлечь молодых и небогатых россиян, она запустила интернет-магазин с товарами до 600 рублей — «Лоукостер». В то же время её дочерний ритейлер AliExpress пообещал ускорить доставку по России в четыре с половиной раза. А недавно Джек Ма договорился с Mail.Ru, «Мегафоном» и Российским фондом прямых инвестиций о создании в РФ совместного проекта в сфере e-commerce. Даже если в этом ноябре миллиардер, как обещал, покинет состав руководства Alibaba Group, почва для партнёрства уже готова.
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.