Где твоя тачка, чувак? Почему мы скоро перестанем покупать машины

Каким будет транспорт будущего
15 июля в 20:13

Новая транспортная экосистема вот-вот разрушит доминировавшую в ХХ веке модель владения автомобилем. Мало кто будет покупать себе машину, но автопроизводители планируют зарабатывать при этом вдвое больше, а число смертельных аварий резко сократится.

Что придёт на смену привычной модели?

Автопроизводители и урбанисты называют эту модель MaaS (mobility as a service, «мобильность как услуга»). Это сеть связанных между собой видов транспорта, на которых можно перемещаться максимально дёшево и удобно. С помощью приложения на смартфоне можно заказать поездку на общественном транспорте, электровелосипедах, электроскутерах и (вскоре) беспилотном такси.

Привычные платежи автомобилиста вроде сборов за парковку заменит покупка проезда по подписке на сервисах, аналогичных Netflix.

Это уже реально?

В какой-то степени. Те, кто отказался от автомобиля в пользу такси и каршеринга, в некотором смысле уже используют мобильность как услугу.

В некоторых городах тестируются более амбициозные проекты. Например, в 2017 году в Хельсинки начала действовать крупная пилотная программа Whim от компании MaaS Global. Её пользователи могут выбрать разные уровни обслуживания в приложении, чтобы получить доступ к прокатным автомобилям, такси, велосипедам, скутерам, а также к автобусам, трамваям, поездам и т. д.

Whim уже расширил присутствие до английского Бирмингема и бельгийского Антверпена. К 2019 году MaaS Global планирует развернуть свой сервис в Северной Америке, Азии и Австралии.

Кто продвигает мобильность как услугу?

Те же компании, что разрабатывают системы беспилотного вождения для автомобилей, в том числе Apple и Alphabet Inc. (учредитель Google). С ними работают крупнейшие мировые автопроизводители: Volkswagen, Toyota, General Motors — и агрегаторы заявок на такси Lyft и Uber. Последний, к примеру, начал синхронизировать своё приложение с общественным транспортом в Лондоне, Денвере и других городах.

Зачем им это нужно?

Автопроизводители и другие задействованные в этой работе компании осознают, что такой сдвиг будет неизбежным. Индивидуальное владение автомобилем вскоре станет невозможным из-за перегруженности городов: к 2050 году в крупнейших из них будут проживать две трети прогнозируемого мирового населения — 9,8 млрд человек.

Таким образом, они хотят не упустить этот процесс и заработать на нём. По оценкам компании Ford Motor, рынок сервисов мобильности может вырасти до $10 трлн в год и на нём автопроизводители смогут получить прибыль вдвое больше, чем в своём традиционном бизнесе (в лучшие годы маржа автопроизводителей доходила до 10%). Впрочем, скептики задаются вопросом: почему конкуренция не приведёт к снижению рентабельности?

Что позволит воплотить это в жизнь?

Мобильность как услуга уже развивается. Её ограничивает лишь то, что до сих пор функция автопилота не стала массовой. Только с такой технологией можно сделать новую транспортную экосистему масштабной и прибыльной. Отсутствие человека за рулём сократит стоимость поездки с $2–3 до $0,7 за милю.

Первые беспилотные автомобили будут слишком дороги для частных лиц. Таким образом, они должны быть подключены к транспортной сети, где несколько клиентов оплачивают их совместное использование.

Будет ли это выгодно пассажирам?

В некоторых городах, особенно с государственными субсидиями, — да. В других — только когда на дорогах появятся беспилотники. Сегодня перейти на всё ещё управляемое человеком такси для большинства дороже, чем владеть собственным автомобилем.

Глава Tesla Илон Маск и вовсе заявил, что может снизить стоимость мили в своих электрических беспилотниках до $0,18. Для этого владельцы машин должны позволить своим автомобилям возить других людей за небольшую плату, пока самому владельцу не нужно никуда ехать.

Есть ли ещё причины перейти на MaaS?

Эксперты по безопасности утверждают, что мир скоординированных и автоматизированных перевозок может значительно сократить число жертв ДТП. Сегодня это 1,25 млн человек в год по всему миру. Американские власти фиксируют человеческий фактор в числе причин девяти из десяти аварий на шоссе.

Поскольку ожидается, что большинство видов транспорта будут работать на электричестве, окружающая среда выиграет от значительного сокращения антропогенного CO2.

С точки зрения пользователя мобильность как услуга позволит оптимизировать затраты. Сейчас автомобили, принадлежащие частным лицам, простаивают на парковках и в гаражах 94% времени. С мобильностью в качестве услуги люди будут платить только за транспорт, который они используют.

Источник: Bloomberg.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto.online