Эмоции не спрятать. Как автомобили будут контролировать людей

В автопроме революция: машины обретают чувства
29 июня в 10:15

Пока все ждут массового распространения беспилотников, в будущем произойдут более глубокие перемены: автомобили уже учатся связываться с нашими мыслями и чувствами. Это позволит сделать дороги безопаснее, но спорно с точки зрения этики.


Зачем автомобили будут сканировать водителей?

Самое опасное в автомобиле — это водитель. По данным Министерства транспорта США, с человеческим фактором связаны 94% серьёзных аварий. Распознавание эмоций и активности водителя позволит скорректировать или даже отменить рискованный выбор сидящего за рулём для спасения жизней.

Для этого уже есть множество новых технологий с использованием искусственного интеллекта. Он обрабатывает в реальном времени данные с камер, микрофонов, биосенсоров и даже радаров.

Автомобилисты никогда не слышали о компаниях, работающих над технологией такого мониторинга. Но их уже достаточно много: Affectiva, Guardian Optical, Eyeris, Smart Eye, Vayyar Imaging, Seeing Machines, B-Secur, eyeSight и другие.

Их разработки способны обнаруживать, что водитель пьян, сонлив, находится в стрессе или попросту отвлекается. Также они обращают внимание на взаимодействие между людьми в автомобиле. Искусственный интеллект распознаёт контекст человеческого поведения, чтобы отреагировать и спасти жизнь и здоровье человека.

С такими системами машины смогут сами на короткое время перейти в режим автопилота или безопасно затормозить. В экстренных случаях, когда люди в салоне находятся без сознания, — вызвать скорую или даже самостоятельно отвезти их в больницу.

Но безопасность — не единственная функция новых технологий. Они позволят задавать вопросы автомобилю, например: «Что это за здание?» или «Этот ресторан открыт?» — и получить ответ без возни со смартфоном.

Как это будет работать?

Автомобиль из просто транспортного средства превращается в суперкомпьютер на колёсах, который быстро обрабатывает терабайты данных с датчиков, а затем в миллисекунды выдаёт команды на колёса, двигатель и тормоза.

С помощью внешних датчиков автомобили уже обнаруживают края дороги, изменения дорожных сигналов, скорость и местоположение других участников движения и другие факторы.

Вскоре мощные системы мониторинга появятся и внутри автомобиля. Они будут распознавать более сложные вещи: человеческие эмоции, внимание и действия. На это будут работать видеокамеры, микрофоны, радары, датчики на руле и ремне безопасности и даже контактная биометрия.

Сложность в том, что мимика не слишком разнообразна. Особенно когда мы занимаемся чем-то сложным, таким как вождение. Но есть внутренние физиологические процессы, такие как сердечный ритм и дыхание. Именно их должны считывать машины.

Почему сложно считывать эмоции водителя?

Раньше считалось, что люди испытывают шесть эмоций: гнев, страх, отвращение, грусть, счастье и удивление. Позже стало ясно, что эмоций больше и их выражение у разных людей отличается.

Компании Affectiva пришлось проанализировать 6 млн лиц людей в 87 странах, чтобы собрать информацию, как разные культуры и разные люди выражают эмоции.

Почему новые технологии обкатывают на автомобилях?

Прогресс идёт к тому, что в будущем мы будем говорить в офисе: «Забронировать встречу на следующей неделе с Джерри». Последует ряд вычислительных задач (выяснение, кто такой Джерри, обращение к ПО для доступа к календарю Джерри, согласование времени, использование предпочтений обеих сторон и т. д.), и задача будет выполнена.

В наших домах и на рабочих местах датчики, сканируя кожу, станут обнаруживать, что мы немного простудились, и предлагать лечение. Всё это примеры так называемого окружающего вычисления с помощью искусственного интеллекта. Почти наверняка впервые его получат именно автомобили.

Во-первых, должного эффекта легче достичь в тесных помещениях автомобиля. Внутри машины мы — пленённая аудитория, привязанная к креслу напротив панели управления. Тела и лица находятся в фиксированном и предсказуемом месте и ориентации. Мы также физически прикасаемся к «устройству» (автокреслу, ремням безопасности и рулевому колесу), поэтому есть дополнительные возможности для определения биометрии и физического движения.

Вторая причина в том, что, в отличие от дома, диапазон возможных действий в машине ограничен. Проще выявить контекст того, что делают люди.

И в-третьих, автомобили опасны как для пассажиров, так и для других участников дорожного движения. Общество в целом заинтересовано в том, чтобы использовать технологии окружающих вычислений для спасения жизней.

Почему эта тема вызывает споры?

Есть мнение, что обнаружение эмоций и активности в автомобилях — это вторжение в личную жизнь или посягательство на свободу.

Более того, подобные системы власти могут использовать, чтобы наказывать за превышение скорости и препятствовать другим нарушениям. Некоторые европейские политики говорят о том, что на машину нужно установить алкотестеры, чтобы контролировать водителей перед запуском двигателя. Естественно, такой прогресс не всем по душе.

Когда машины научатся чувствовать людей?

Это будут совершенно новые отношения с автомобилями, и потребители этого ещё не осознают, говорят эксперты. В ближайшее десятилетие автомобили станут более коммуникативными.

Искусственный интеллект позволит автомобилю понимать, предсказывать, помогать и защищать находящихся в салоне людей.

Например, что может сделать машина с водителем, который поглощён дорожной яростью? Включить успокаивающую музыку, предложить место для остановки, изменить температуру или даже взять на себя контроль за движением.

Голос виртуального помощника предложит сделать дыхательные упражнения, чтобы справиться с гневом. Так машина становится тренером, чтобы делать то, что может сделать друг-человек, чтобы помочь вам успокоиться.

Доктор философии Карл Ягнемма говорит, что человечество вступит в совершенно новые отношения с автомобилями. Сесть в машину будет означать погрузиться в эмпатию, где датчики и искусственный интеллект позаботятся о нашей безопасности и счастье.

Источник: Fast Company.