Будущее секса оказалось в руках женщин и айтишников. Чего от них ждать
Sextech — самая ёмкая индустрия в XXI векеИндустрия sextech уже несколько лет превращается из нишевой и маргинальной в перспективную. Технологические стартапы, связанные с сексуальностью, участвуют в IT-конференциях, их приглашают акселераторы и в них не боятся вкладывать серьёзные инвесторы. Направлений развития в sextech хватает: дистанционное управление, биохакинг, VR, иммерсивные и интерактивные технологии, робототехника. Секс — тема, до сих пор табуированная во многих обществах, но аналитики считают, что sextech уже к 2020 году станет мультимиллиардной индустрией. «Секрет» выяснил, каким будет секс будущего благодаря айтишникам и новым игрокам рынка.
С чего всё началось
Секс-индустрия всегда одной из первых адаптирует новые технологии, а часто подстёгивает их развитие. Первая эротическая короткометражка «Мария отходит ко сну» вышла в 1896 году, всего через пару месяцев после показа «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. С развитием индустрии порнографии связывают появление интернет-платежей, потоковых трансляций, видеочатов и широкополосного интернета.
В 1960-е годы британский фотограф Харрисон Маркс снимал короткие эротические фильмы на 8-миллиметровую плёнку. В результате продажи этой плёнки, а также кинокамер и кинопроекторов для этого формата, взлетели. В 1970-е видеокассеты формата VHS от компании JVC вытеснили Betamax от Sony с рынка домашнего видео — производители порно записывали свои фильмы только на VHS-кассеты. В итоге половина кассет была именно такого содержания (а в 1980-х годах JVC производила и продавала до 750 000 видеокассет в год).
Угадайте, кому первому достался высокоскоростной интернет в 1990-х? Читателям американского порножурнала Penthouse. Всё потому, что журнал стал дистрибьютором высокоскоростных модемов. Сайты для взрослых стали первым прибыльным бизнесом в интернете и пионерами в онлайн-платежах, оптимизации трафика и других технологиях. Можно сказать, что они проложили дорогу PayPal, eBay и Amazon.
А что происходит сейчас
Сейчас порноиндустрия переживает не лучшие времена из-за бесплатных видеосервисов и продукции крупных технологических компаний, но ищет выход из кризиса в IT — например, адаптирует технологии виртуальной реальности. В январе 2017 года известная порностудия Naughty America участвовала в CES — крупнейшей международной выставке электроники в Лас-Вегасе. Студия вполне успешно снимает порно для очков виртуальной реальности: Samsung Gear VR и Oculus Rift.
Конечно, sextech — это не только порно. Индустрия объединяет много направлений: от приложений для секс-просвета до секс-игрушек и роботов. В январе 2019 года на той же конференции CES собирались вручить приз за инновации в области робототехники создателям умного секс-гаджета для женщин Osé. Компания Lora DiCarlo утверждает, что пользователи гаджета ощущают его как не обычный вибратор, а прикосновение пальцев и языка.
Правда, организаторы в последний момент отменили вручение награды и дисквалифицировали гаджет, решив, что «продукт не подходит ни под одну категорию». Затем Ассоциация потребительских технологий США (CTA) признала его «аморальным, непристойным, оскорбительным и не соответствующим имиджу конференции».
Странный поворот, учитывая, что за год до этого на CES компания RealDoll спокойно презентовала секс-робота для мужчин по имени Солана, а за два года до этого на выставке демонстрировали VR-порно от Naughty America.
О двойных стандартах основательница и СЕО Lora DiCarlo Лора Хаддок заявила в открытом письме. «Мужской сексуальности позволяют быть открытой. Для неё презентуют секс-робота с нереалистичной женской фигурой. Женская сексуальность, наоборот, завуалирована, если вообще не запрещена», — возмутилась она.
Хаддок основала свой проект в 2018 году и тогда же получила $1,1 млн от инвестиционной компании Oregon Opportunity Zone Limited Partnership. В последние несколько лет в sextech появляется всё больше женских компаний, и их владелицы объединились, чтобы поддерживать друг друга.
Женщины в sextech
Важную главу в истории секс-индустрии сейчас пишут женщины. Раньше они, как правило, играли пассивную роль статисток и редко выступали, например, режиссёрами или продюсерами порнороликов. Феминизм и развитие технологий позволили женщинам сделать больше друг для друга в интимной сфере: создавать более совершенные гаджеты, снимать порно, в котором не эксплуатируется женское тело, обсуждать проблемы сексуальности более открыто.
Женские проекты в индустрии sextech, где всё ещё главенствуют мужчины, основаны на вере в то, что секс должен быть безопасным, здоровым и доставляющим удовольствие всем, а технологии помогут этого достичь. Интересно, что внешний вид игрушек и сайты женских sextech-компаний отличаются от привычных: в оформлении в основном нежные тона, форма игрушек не ассоциируются с гениталиями. Так может выглядеть сайт косметики или украшений.
В 2015 году в США появилось движение Women of Sextech. Оно объединяет около ста женщин, которые создают стартапы и работают в этой индустрии. Движение организовала Полли Родригес, СЕО и соосновательница производителя секс-игрушек Unbound. В 2018-м её компания в первом инвестиционном раунде собрала $3,3 млн и за тот же год получила выручку в $4 млн.
Другие две участницы Women of Sextech также производят секс-игрушки для женщин.
В 2014 году Джанет Либерман ушла с должности инженера в крупной компании и вместе с подругой Александрой Файн открыла компанию Dame Products. В том же году она собрала $575 000 на платформе для краудфандинга творческих проектов Indiegogo на производство первого вибратора Eva. А в 2016-м вибратор Fin от Dame Products стал первой секс-игрушкой, деньги на производство которой, около $400 000, собрали на Kickstarter.
Первый и единственный инвестиционный фонд для sextech-стартапов также создала женщина — Синди Галлоп, основательница международной рекламной компании Bartle Bogle Hegarty и соцсети для обмена роликами сексуального характера MakeLoveNotPorn. Соцсеть в 2018 году получила $2 млн инвестиций от разных фондов. Кстати, первый sextech-хакатон в 2017 году также организовала компания, которую возглавляет женщина, — Future of Sex.
Когда научная секс-фантастика станет реальностью
Ещё в 2017 году организация Future of Sex опубликовала отчёт о состоянии и трендах sextech-индустрии, а также прогнозы на будущее. А через год представила исследование Virtual Intimacy о перспективах VR в индустрии. Согласно первому исследованию, к 2020 году большинство людей будет регулярно смотреть VR-порно и использовать умные секс-игрушки, которые будут передавать тактильные ощущения от виртуальной реальности. В 2025 году секс на расстоянии будет почти не отличаться от обычного — 3D-аналоги частей тела смогут передавать реакцию реальных, и к 2028 году у четверти взрослых людей будет дистанционный сексуальный опыт. В 2033 году порноактёры и актрисы начнут продавать секс-роботов — копий себя, в 2045 году у 10% взрослых будет опыт секса с роботом.
Во втором докладе авторы обещают, что VR поможет людям укрепить отношения, найти новые способы секс-просвета, преодолеть эректильную дисфункцию и решить другие проблемы, связанные с сексуальностью.
В 2017 году в Москве на форуме «Открытые инновации», который организуют Министерство экономического развития, правительство Москвы, РВК и «Сколково», пригласили СЕО Future of Sex Брайони Коул. Она рассказывала москвичам о сексуальных нормах и табу в цифровую эпоху. Довольно прогрессивно, учитывая сложную судьбу полового просвещения в России.
Несмотря на эпидемию СПИДа и утверждённую в 2014 году конвенцию ООН, согласно которой в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией в школах должны проходить уроки сексуальной грамотности, буквально все — от детского омбудсмена и министра здравоохранения до родителей и учителей — отказываются говорить с детьми о сексе, прикрываясь моралью и традициями. «Работать в сфере секса тяжело, на рынке мало денег — крупные бренды не хотят связываться с этим сегментом, инвестиции найти сложно,» — [жаловалась] «Секрету» основательница проекта «Секспросвет» Татьяна Дмитриева.
Тем не менее и у нас происходит сексуальная революция — рынок секс-шопов и производителей секс-игрушек развивается: магазины постепенно выползают из грязноватых полуподвальных помещений и превращаются в светлые шоу-румы, появляются просветительские проекты. Осталось дождаться, когда айтишники в России обратят внимание на ёмкий рынок.
Фотография на обложке: David Ian Smith / Getty Images
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене»!