secretmag.ru
Опубликовано 03 апреля 2019, 02:03

Акции Lyft падают после удачного размещения. О чём стоит задуматься Uber

Громкие IPO под угрозой
Акции Lyft падают после удачного размещения. О чём стоит задуматься Uber

В Кремниевой долине бум IPO планировался в 2019 году. В декабре 2018-го стало известно о выходе на биржу заклятых конкурентов Lyft и Uber, позже о своих планах рассказали соцсеть Pinterest, мессенджер Slack и сеть коворкингов WeWork.

По прогнозам, капитализация Lyft должна была составить от $18 млрд до $30 млрд. В пятницу, 29 марта, единорог открыл «сезон IPO» на бирже NASDAQ. Компания установила цену за акцию на уровне $72, но уже в первые 15 минут цена выросла до $87, немного упав к концу дня до $78.

Многие восприняли успех Lyft как благоприятный знак для остальных стартапов, которые готовятся к выходу на биржу в ближайшее время. Но впереди Lyft ждал трудный день — в понедельник от фантастического успеха не осталось и следа. 1 апреля цена за бумагу упала на 12%, до $67,78, на закрытии торгов оказавшись на уровне $69,01. Компания подешевела на $5 млрд.

Те аналитики, которые считали, что для убыточной компании публичное размещение не сулит ничего хорошего, торжествуют.

«Люди быстрее долетят до Марса, чем Lyft станет прибыльным»

Lyft основали в 2012 году Логан Грин и Джон Циммер. Это главный конкурент Uber в США, он держит 39% рынка сервисов такси в Штатах. Компании всего семь лет. В 2018 году Lyft отчитался о росте выручки в два раза, до $2,2 млрд, но вместе с ней зафиксировал и убыток в $911 млн.

Это первый случай в истории, когда на биржу выходит компания, которая терпит убытки почти в миллиард долларов. Аналитики ещё до размещения спорили, как оценивать такого игрока. С одной стороны, в перспективе Lyft может стать прибыльным, особенно когда беспилотные технологии разовьются и не придётся тратить деньги на зарплату водителям. С другой — этого может и не произойти.

Почти единогласно сообщество решило, что $25 млрд — сильно завышенная оценка. Опыт Lyft снова доказал, что для инвесторов главная ценность — прибыль.

Основатели Lyft, впрочем, держатся бодро и уверяют, что опасаться нечего: компания точно процветёт через какое-то время. «Мы уверены, что наша компания принесёт очень много прибыли. Сейчас целая индустрия, рынок на $1,2 трлн стоит на пороге радикальных изменений. Мы переходим от модели владения автомобилем к модели аренды. Такие глобальные перемены происходят раз в десятки лет. И мы задаём этот тренд», — хорохорился Логан Грин в интервью после выхода на биржу.

Инвесторы и аналитики настроены не так оптимистично. «Когда я покупаю акции, я всегда смотрю, сколько я получу дивидендов за каждый квартал. В Lyft — нисколько. Они ничего не зарабатывают», — говорит предприниматель Кевин О'Лири. Сейчас все инвесторы, вложившиеся в компанию в первый день, теряют деньги.

Рик Эдельман, основатель Edelman Financial Engines, уверен, что рынок повёл себя «рационально», снизив стоимость размещения Lyft на бирже. Своим клиентам он вкладываться в стартап не советует.

Некоторые эксперты скептично относятся к перспективе всего рынка. «Инвесторам трудно поверить, что миллениалы и следующие за ними поколения перестанут владеть автомобилем и перейдут к совместному использованию», — уверены в инвестбанке Seaport Global Securities. «Скорее человечество высадится на Марсе, чем Lyft получит прибыль», — выносит приговор аналитик компании Wedbush Дэн Ивс.

У Lyft есть четыре пути, чтобы начать приносить прибыль: можно урезать зарплату водителям, перестать доплачивать им за короткие и дешёвые поездки, сократить страховые издержки или переключиться на беспилотники. Каждый из этих вариантов предполагает создание сложных стратегий развития проекта на несколько лет вперёд. И ни один не гарантирует успеха.

На что надеется Uber

В скором времени на биржу должен выйти Uber. Компания ждёт оценку в районе $120 млрд, хотя её финансовое положение тоже оставляет желать лучшего. Выручка Uber за 2018 год составила $3 млрд, убыток — $1,8 млрд. Рекорд Lyft будет побит — на биржу выйдет феноменально убыточная компания.

Разочарование инвесторов в конкуренте — серьёзный сигнал для сервиса. Возможно, Uber решится на отмену размещения. Впрочем, есть и другие примеры, доказывающие, что падение стоимости бумаг по отношению к цене размещения — не приговор.

Facebook потребовался год, чтобы поднять цену акций, упавшую на второй день после IPO, до уровня цены размещения. Snap до сих пор не справился с этой задачей. Но у кого повернётся язык назвать компанию, которая управляет одним из самых популярных мессенджеров в мире, неуспешной?

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.