Самое время купить космическое агентство. Почему страны кинулись зарабатывать на космосе

Хозяйство маленькое, зато своё
28 ноября в 22:24

Санта-Мария — самый южный остров Азорского архипелага, примерно в 850 милях к западу от материковой Португалии. Приятная погода, белые песчаные пляжи и умиротворённость сделали его местом для спокойного туристического отдыха. Но это продлится недолго.

В ближайшие десятилетия Португалия планирует превратить этот крошечный, окружённый океаном кусок земли в один из самых загруженных космодромов мира. Предполагается, что космические корабли будут запускаться c той же частотой, что и самолёты из небольших аэропортов. Власти страны хотят привлечь международных клиентов, которые будут заниматься дистанционным зондированием Земли (наблюдениями земной поверхности. — Прим. «Секрета»), телекоммуникациями, космическим туризмом и даже добычей астероидов.

Стать частью космической экономики хочет не только Португалия. Только за последнее 10 лет приблизительно в 13 странах мира были созданы совершенно новые космические агентства. При этом большая часть из них — в период с 2014 по 2019 год. Появившиеся маленькие агентства заполняют прибыльные ниши, которые упустило NASA и другие гиганты отрасли. При этом такие агентства играют важную роль в сотрудничестве с коммерческим сектором, который жаждет заявить о себе на поле стремительно растущей космической экономики.

Раньше космические агентства создавались для того, чтобы продемонстрировать власть и престиж страны остальному миру. За 13 лет США потратили $288 млрд (с учётом инфляции) с единственной целью — высадить людей на Луну до того, как это сделает Советский Союз. После победы в этой гонке и закрепления своего статуса главного космического учреждения в мире NASA внезапно отказалось от планов на будущие лунные миссии и сфокусировало свою космическую программу на других целях.

Остров Санта-Мария

Фото: bigstockphoto.com/bigstockphoto.com, wikipedia.org

Появление новых национальных космических программ продиктовано прагматизмом, а другими словами — деньгами. По данным Торговой палаты США, космический рынок уже сейчас оценивается в $325 млрд, а через 20 лет он может достичь более $1,5 трлн. Космический туризм, промышленное освоение астероидов, данные наблюдения Земли, смелые инфраструктурные проекты, такие как Starlink, — всё это в будущем может быть чрезвычайно прибыльно. И ни одна страна в мире не хочет остаться не у дел.

В апреле 2019 года было создано португальское агентство Portugal Space, которое руководит строительством космодрома на Азорских островах. По словам его президента Кьяры Манфлетти, космос больше не рассматривается как просто место, где страны демонстрируют своё технологическое преимущество. «Это приносит добавленную стоимость обществу и конкурентное преимущество бизнесу», — отметила она.

Появляются новые виды деятельности, стимулируемые более дешёвыми, эффективными космическими аппаратами, ракетами и программным обеспечением. Всё это означает, что развивающиеся страны теперь могут также владеть долей растущей космической экономики без тормозящих её законопроектов.

Как мы до этого долетели

Открытие космических агентств в неожиданных местах, таких как Люксембург, Парагвай и Филиппины, во многом объясняется успехами космического частного сектора. Прорывы в области компьютерного оборудования и конструкции космических аппаратов позволили спутникам стать ещё меньше, при этом расширив свои возможности. Десятки спутников теперь могут быть запущены сразу по той же цене, что и при отправке только одного. Расходы на запуск составляли $17 860 за 1 кг, а теперь — меньше $2200 за 1 кг. В результате ракетные пуски становятся относительно обычным явлением.

Reload
1 / 4

Новые инновации в области запусков также сокращают расходы. Такие компании, как SpaceX и Blue Origin, показали, что можно использовать многоразовые ракеты, а Virgin Galactic надеется превратить запуски с воздуха в дешёвую и жизнеспособную альтернативу для доставки небольших полезных грузов на орбиту и за её пределы. Другие компании используют преимущества уменьшения нагрузки для разработки более мелких ракет-носителей. Новый португальский космодром, по сути, изначально ориентирован на создание «микролончеров» на своих стартовых площадках. Как утверждает Манфлетти, появление платформ малого размера позволяет небольшим агентствам лидировать в этом сегменте.

Прогресс сделал некоторые виды космической деятельности, например, такие как дистанционное зондирование, доступными для менее богатых стран. Теперь даже развивающиеся государства — к примеру, страны Южной Африки — используют эти данные для отслеживания последствий изменения климата и антропогенного воздействия на окружающую среду, чтобы успеть вовремя принять меры по предотвращению природных катастроф.

Коллаборация власти и бизнеса

Помощь поступает с двух сторон. Государства, желающие стать космическими державами, принимают законы, чтобы упростить привлечение частных космических фирм. Так, по словам эксперта по космическому праву из Небрасского университета Франса фон дер Дунка, новые законодательные инициативы в Нидерландах должны значительно облегчить запуск космических миссий с голландских стартовых площадок.

В свою очередь, коммерческие фирмы могут помочь этим агентствам выйти на рынок, убедив общественность и властей, что это вполне реализуемые проекты, отмечает Билл Барри, главный историк NASA. Это поможет преодолеть историческое нежелание вкладывать в них средства. Например, у Австралии есть своя история научных исследований в области космоса, однако только в прошлом году в стране было создано собственное национальное агентство. Отчасти это стало возможным благодаря появлению в стране большого числа новых космических стартапов. Сейчас Австралия рассматривает возможность возрождения планов по созданию космодрома. «Многое из этого было связано с наличием правильных адвокатов в нужном месте и в правильное время», — говорит Барри.

Фото: bigstockphoto.com/bigstockphoto.com

Маленькие лидеры

Очень немногие маленькие страны смогут сравниться с американскими или китайскими космическими программами. Поэтому цель небольших космических держав состоит в том, чтобы найти ниши, которые они могут занять в эпоху коммерциализации космоса.

По мнению фон дер Дунка, Люксембург и ОАЭ — два лучших примера государств, которые смогли отыскать свободные ниши в новой космической экономике. Обе страны предприняли чрезвычайно агрессивные шаги для того, чтобы стать маяками (или и хотя бы так себя позиционировать) в телекоммуникационной отрасли, а также привлечь бизнесменов со всего мира.

Одна из крупнейших компаний спутниковой связи в мире — SES — частично расположена в Люксембурге. В сентябре 2018 года в этой стране было основано космическое агентство для продвижения коммерческой деятельности и партнёрства с другими компаниями. Между тем ОАЭ — главная космическая держава Ближнего Востока. Вместо того чтобы развивать свои собственные пусковые возможности, власти страны предпочли использовать бизнес-партнёров для отправки своих полезных грузов с зарубежных космодромов и сосредоточиться на разработке спутников. Эмиратское агентство запустило KhalifaSat, первый спутник, построенный полностью ОАЭ без международной помощи, в конце 2018 года. Кроме того, в сентябре 2019 года Эмираты отправили в космос своего первого астронавта. В следующем году агентство планирует запустить роботизированную научную миссию на Марс, а также уже вложило полмиллиарда долларов в Virgin Galactic. «Они хотят стать технологическим центром Ближнего Востока, и космос является значительное частью этого плана», — говорит фон дер Дунк.

В то же время космическое агентство в Южной Америке занимается кубсатами (малые искуственные спутники Земли для изучения космоса. — Прим. «Секрета»). «Сейчас с кубсатами работает около дюжины компаний, — говорит Валанатан Мунсами, генеральный директор Южноафриканского национального космического агентства. — И это при том, что они появились только десять лет назад». Во многом это стало возможным благодаря мощному сектору оптической инженерии страны.

Portugal Space также стремится к тому, чтобы его космодром стал отправной точкой для запуска кубсатов в небо. Но не оно одно — всё больше европейских стран рассматривают возможность строительства собственных космодромов для выполнения рейсов малой грузоподъёмности. Кроме того, Индонезия недавно объявила о планах по строительству собственной стартовой площадки (её расположение вдоль экватора сделает космодром чрезвычайно полезным для многих видов запусков).

Однако нужно понимать, что не все идеи сработают; начинающие космические агентства должны быть гибкими. Хорошо иллюстрирует это лопнувший пузырь добычи полезных ископаемых на астероидах. «Космическая программа не может связать свой успех только с одной или двумя идеями, — отметил фон дер Дунк. — Эта индустрия стремительно меняется. Удивительно видеть так много новых игроков — как частных, так и правительственных, — но всё настолько ново, что мы едва можем нащупать подводные камни».

Источник: MIT Technology Review

Фото: bigstockphoto.com/bigstockphoto.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе