Российские дороги оценят с помощью искусственного интеллекта
С весны 2021 года в России планируется применять технологии искусственного интеллекта (ИИ) для оценки качества дорог. ИИ поможет не только выявлять дефекты дорожного полотна, но и прогнозировать их появление.
О таких планах рассказали в Российском дорожном научно-исследовательском институте (РосдорНИИ), где и разработали эту технологию. По словам гендиректора института Алексея Варятченко, начатые научно-исследовательские работы вскоре перерастут в полноценную разработку искусственного интеллекта для дорожных целей.
«К весне следующего года у нас будет работоспособный прототип, который мы начнём обучать на актуальных данных», — заявил глава РосдорНИИ.
Применять технологии ИИ планируется для самых разных задач: от онлайн-распознавания дефектов на дороге по видеоизображению до анализа изображений георадара, «просвечивающего» все слои дороги для выявления скрытых недостатков. Таким образом, совместив весь набор данных, можно будет с высокой точностью оценивать качество дорог и даже прогнозировать появление дефектов заранее.
В основу ИИ лягут уже существующие разработки нейросетей, которые ещё потребуется адаптировать под цели и задачи проекта и обучить на множестве дорожных данных. На первом этапе в определении качества дорог помогут операторы. Но со временем система научится оценивать незнакомые ей дороги автоматически, анализируя совокупность всех параметров.
Со временем этот ИИ планируется объединить с системой контроля за использованием средств дорожных фондов и сбором данных обо всех российских дорогах. Речь идёт о разработке РосдорНИИ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Система поможет эффективнее распределять средства на текущий и капитальный ремонт дорог.
Приведение автомобильных дорог в соответствие нормативным требованиям является одной из основных задач нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К 2024 году доля качественных региональных дорог в России должна составлять не менее 50% относительно их протяжённости в 2017 году, а в городах — не менее 85%. В ближайшие три года на эти и другие цели нацпроекта из федерального бюджета потратят 178 млрд рублей.
Технологии будущего, которое уже наступило, — в нашем инстаграме.