Дружественные холодильники. 10 брендов техники, к которым придётся привыкать россиянам
С февраля 2022 года порядка трёх десятков крупных брендов бытовой техники и электроники приостановили работу в России, а некоторые даже уже покинули рынок. Среди потерь — немецкая Bosch, шведская Electrolux, южнокорейские Samsung и LG, американские Apple и Dell, финская Nokia и другие привычные россиянам компании. Вместо них в страну стали заходить новые марки из других стран. «Секрет фирмы» собрал 10 компаний, которые вскоре могут заменить привычные бренды на отечественном рынке.
Бытовая техника и телевизоры
Artel
Уже к осени в российских магазинах появится бытовая техника узбекского бренда Artel. В своей стране это ведущий производитель газовых плит, холодильников, водонагревателей, телевизоров и кондиционеров — доля компании на внутреннем рынке более 30-50% (в зависимости от типа продукта).
Компанию в 2011 году основал Джахонгир Артыкходжаев — промышленник, девелопер, а ныне — хоким (глава администрации) Ташкента.
«Съездили за границу, изучили их опыт, заключили контракты, кредитов набрали. Построили завод, вышла первая линейка газовых плит, выпускаем товар на рынок… а он не продаётся, — рассказывал он. — Проходит время, товар производится и стоит на складе. Никто не покупает». По его словам, лишь через год, когда компания расширила ассортимент и стала «делать технику комплектом», бизнес пошёл.
В июле 2022 года компания подтвердила рейтинг В от агентства Fitch. Его эксперты отметили успешное долгосрочное сотрудничество с Samsung и налаженную производственную и логистическую сеть. Но всё же она небольшая по сравнению с крупными международными аналогами и сосредоточена главным образом в Узбекистане. Хотя доля экспорта растёт: в 2019 году она составляла 14%, в 2021 году выросла до 23%, в планах на текущий — 29%.
На российском рынке стоимость товаров бренда довольно демократичная: цены на телевизоры начинаются от 8000 рублей, на холодильники — от 14 000 рублей.
Из недостатков покупатели отмечают шумную работу и «среднее» качество сборки.
Ascoli
Ретейлеры также планируют закупать в Китае технику бренда Ascoli. Это относительно молодая марка, основанная в 2018 году китайской корпорацией Magic Cooling. Некоторые товары уже представлены на рынках России и СНГ. Компания производит холодильники, водонагреватели, стиральные машины, духовки, варочные панели, посудомойки и ряд других бытовых приборов.
В соцсетях компания умалчивает о своих китайских корнях и пытается выдать себя за итальянский бренд (Асколи-Пичено — название города в Италии).
По данным СПАРК, российское юрлицо — «Асколи кухонные системы». Руководство фирмы — китайцы: гендиректор Юань Сяоци, а бенефициаром значится Хуан Цзянь. Ежегодно компания показывает убыток около 20 млн рублей, хотя с 2020 года у неё резко выросла выручка (235 млн рублей против 45 млн рублей годом ранее).
Ценовой сегмент — средний и выше. Так, холодильники в российских магазинах в среднем стоят 50 000 — 60 000 рублей. Есть дешевле и дороже, но их не так много. Цена стиральных машин также начинается от 50 000 рублей. Впрочем, пока в России представлено не так много моделей.
По отзывам покупателей видно, что у россиян пока не так много опыта взаимодействия с этим брендом, некоторые отмечают незначительные поломки техники через полгода эксплуатации.
Grundig
Осенью 2021 года о возвращении в Россию заявил Grundig. Многие помнят эту марку, когда она была немецкой (бренд появился в Германии в 1945 году) и выпускала телевизоры, магнитофоны и радиоприёмники. Ещё в 1980-х годах фирма стала уступать в конкурентной борьбе азиатским производителям и к 2003 году обанкротилась. Активы подобрала турецкая группа компаний Arcelik Group — в России она продаёт бытовую технику под брендом Beko.
Сейчас компания продаёт в России холодильники, посудомойки, духовые шкафы, варочные панели, микроволновки и прочую кухонную технику. Заводы Grundig расположены в Германии, Великобритании, Португалии и Китае. Гендиректор Arcelik заявлял о планах занять 5% российского рынка встраиваемой и отдельностоящей бытовой техники.
Линейка цен бренда довольно широкая: так, стоимость представленных в России духовых шкафов варьируется от 35 000 до 100 000 рублей. Вытяжки стоят от 20 000 до 40 000, холодильники — от 55 000 до 200 000 рублей.
ChiQ
Эксперты ждут выхода на российский рынок китайского бренда ChiQ. Это производитель холодильников, кондиционеров, телевизоров, мониторов, роботов-пылесосов, посудомоечных машин и аккумуляторов. Продукция представлена более чем в 20 странах на порядка 40 маркетплейсах.
В России первым дистрибьютором бренда стала фирма Treolan (входит в группу IT-компаний «Ланит»), но она пока возит в Россию только мониторы.
ChiQ принадлежит китайской компании Changhong («Чанхун»). Её основали ещё в 1958 году на базе машиностроительного госпредприятия, созданного при участии СССР. Изначально фирма работала на оборонку, а бытовой техникой занялась в 1970-х. Акции компании торгуются на Шанхайской фондовой бирже.
Компания делает упор на технологичность и при позиционировании товара упоминает об «элементах искусственного интеллекта». Самые узнаваемые товары бренда — холодильники и телевизоры. Моделей холодильников у компании несколько десятков, есть модель ретро.
Покупатели на Amazon иногда отмечают проблемы с заморозкой и шумную работу приборов.
TCL
Компания TCL основана в 1981 году в Китае и начинала с выпуска аудиокассет, а в 1985 году стала производить телефоны и бытовую технику. Со временем она стала делать это настолько успешно, что в начале нулевых поглотила несколько известных на то время западных брендов. В частности, китайцы купили производителя телевизоров Thomson, а также изготовителей мобильников Alcatel и Blackberry.
У компании мощная производственная база, и она берёт на аутсорсинг заказы от многих более именитых компаний. Например, TCL выпускала ЖК-модули для телевизоров Samsung. Но параллельно с этим продвигает и продукцию под собственным брендом, который она расшифровывает как The Creative Life (хотя официально аббревиатура означает Telephone Communication Limited).
На российском рынке уже сейчас представлена широкая линейка телевизоров бренда, бюджетный обойдётся примерно в 13 000 рублей, премиальные модели стоят порядка 100 000 — 110 000. В мае компания презентовала в России несколько моделей холодильников и стиральных машин (цены на них начинаются от 24 000 рублей).
Смартфоны
Среди смартфонов на базе Android на российском рынке наиболее широко представлены китайские бренды. По данным сети МТС, после ухода Apple и Samsung в мае доля от продаж в РФ только трёх китайских производителей — Xiaomi, Realme и Honor — составила 42% по сравнению с 28% в том же месяце прошлого года. Вместе с этим есть бренды и других китайских корпораций (в частности, BBK Electronics и Transsion Holdings), для которых открылся российский рынок.
Vivo
Фирма основана в 2009 году и представлена более чем в 100 странах. Она принадлежит BBK Electronics и производит смартфоны, периферийные устройства, программное обеспечение и другую продукцию, связанную с мобильными телефонами. По итогам 2021 года Vivo стала пятым производителем смартфонов в мире с долей около 8%.
Компания известна спонсорством в футболе. В 2015 году бренд стал титульным спонсором Индийской премьер-лиги, а в 2017-м заключил сделку с FIFA, став официальным брендом смартфонов чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 и 2022 годов. Также Vivo подписал соглашение с УЕФА, став официальным партнёром Евро-2020 и Евро-2024. В России во время ЧМ-2018 компания представила кобрендированный смартфон для болельщиков «Локомотива».
В последние годы компания отметилась в нескольких скандалах в Индии. Так, в 2020 году отдел полиции по борьбе с киберпреступностью города Мератх обратил внимание, что у 13 500 смартфонов Vivo в Индии одинаковый идентификационный номер IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования, уникальный 15-значный код, который, как правило, печатается на внутренней стороне аккумуляторного отсека). Против Vivo и центра обслуживания её смартфонов возбудили дело.
В июле 2022 года индийские власти обвинили Vivo в уклонении от уплаты налогов. Она якобы вывела почти половину своего оборота из страны. Банковские счета компании были заблокированы.
На российский рынок бренд пришёл в конце 2017 года. Поставками смартфонов занимается компания «Марвел-дистрибуция». Уже к 2020 году вошёл в топ-5 по объёму поставок и занял 4% российского рынка. Цены на смартфоны в России начинаются в среднем от 8500 рублей. Покупатели отмечают, что бюджетные модели по качеству, как правило, соответствуют цене.
Tecno
Бренд Tecno Mobile основан в Гонконге в 2006 году группой компаний Transsion Holdings. В 2008 году компания вышла на африканский континент с хитом 4 Runner, который предлагал пользователям целых четыре сим-карты. В 2014 году у Tecno появились смартфоны, в 2016 году гаджеты уже продавались уже в 50 странах, а в 2018 году бренд появился в России и на европейском рынке. Сегодня он представлен более чем в 70 разных странах.
Стратегия компании — адаптировать продукт под предпочтения потребителей из разных стран. Так, в Африке и Южной Америке камеры смартфонов оптимизированы под цвет и строение лица жителей. В Индии, где нередко едят руками, у Tecno повышена чувствительность экрана для ответа на звонки грязными пальцами. В России смартфоны компании дополнительно тестируют при минусовых температурах.
Tecno Mobile — официальный глобальный партнёр и поставщик смартфонов и планшетов британского футбольного клуба Manchester City с 2016 года.
На всех смартфонах поддерживается собственная графическая оболочка управления на базе Android — лончер HiOS.
В 2018-2019 годах компания оказалась в центре киберскандала. Пользователи стали массово жаловаться на работу ультрабюджетного смартфона Tecno W2, который стоил порядка $30. Телефон показывал объявления поверх окон приложений и неожиданно включал мессенджеры. Владельцы устройства также замечали пропажу средств с мобильных счетов и несанкционированное подключение платных услуг. Больше всего жалоб поступало из Ганы, Египта, Камеруна, Индонезии, Мьянмы и Эфиопии.
Позже выяснилось, что в прошивку смартфонов были встроены вредоносные программы. В компании обвинили в инциденте неустановленного подрядчика в цепочке поставщиков деталей. Transsion даже выпустила специальные патчи, защищающие от вредоносного ПО, однако скачивать их необходимо вручную.
В России цена на смартфоны бренда варьируется в пределах от 6000 до 15 000 рублей. Говоря о недостатках бюджетных моделей, покупатели отмечают, что телефоны подвисают, камера искажает цвет, возникают сложности со службой поддержки, а также «непонятные и бесполезные» приложения, установленные по умолчанию.
Ещё два бренда, принадлежащие китайской Transsion Holdings, которые с недавнего времени присутствуют на российском рынке, — это Infinix и iTel.
Infinix
Корпорация основала этот бренд в 2013 году совместно с компанией Sagem, запомнившейся россиянам классическими мобильными телефонами. Смартфоны под брендом Infinix производятся во Франции, Индии, Корее, Китае, Пакистане. Компания присутствует в Азии и примерно в 30 странах Ближнего Востока и Африки. В 2017 году Infinix Mobile поднялась на третье место рынка Египта, уступив лишь Samsung и Huawei. Модельный ряд бренда насчитывает несколько десятков моделей смартфонов, а также смарт TV.
Смартфоны компании — дешёвого сегмента. При этом бренд пытается внедрять в смартфоны отличные от конкурентов в том же ценовом сегменте функции. Например, в бюджетную модель устанавливают камеру с высоким разрешением, оптической стабилизацией и приличным зумом.
В 2020 году бренд вышел на российский рынок. Цена в России начинается примерно от 7000–7500 рублей. Есть и более дорогие модели, которые стоят порядка 30 000 рублей.
Пользователи отмечают, что через несколько недель после покупки могут возникнуть мелкие поломки, кроме того, иногда возникают сбои в работе. Также покупатели смартфонов жалуются на редкое обновление прошивки.
iTel
iTel — дочерняя компания Transsion Holdings, основанная в 2007 году. Интересен бренд тем, что специализируется на ультрабюджетных смартфонах и кнопочных телефонах. Бизнес компании сосредоточен на африканском и южноазиатском рынке. Среди партнеров — компании Google, Microsoft, Qualcomm, Facebook, Sharp и Sony.
В третьем квартале 2016 года iTel стал брендом номер один в Африке, впервые обогнав там Samsung, а в начале 2018 года он вошёл в десятку крупнейших мировых поставщиков смартфонов, отгрузив 4,6 млн гаджетов. Согласно данным аналитиков за второй квартал 2021 года, кнопочные телефоны iTel заняли 26% доли рынка поставок телефонов в этом сегменте.
На российский рынок бренд пришёл в 2018 году. Обычные кнопочные мобильные телефоны стоят порядка 1000–2000 рублей, а цена на смартфоны начинается от 4000 рублей.
В 2021 году российский пользователь обнаружил в кнопочном телефоне Itel it2160 вшитую программу, при помощи которой гаджет сразу после установки SIM-карты без предупреждения владельца отправляет данные о продаже телефона через интернет на сторонний сайт в зону .com. В сообщении указывается IMEI, страна, модель, версия прошивки, язык, время активации и идентификатор базовой станции.
Poco
Бренд Poco (Pocophone) основала в 2018 году китайская компания Xiaomi, а уже в августе того же года смартфоны Poco появились в России. Первый смартфон бренда Pocophone F1 — по сути, переименованный флагман Xiaomi Mi 8. Гаджет вышел 22 августа 2018 года в Индии. Его стоимость была эквивалентна 19 000 рублей по курсу на момент релиза. Спустя 5 дней смартфон появился в продаже в России, он стоил 24 000 рублей в минимальной комплектации.
Смартфоны Poco представлены на 35 рынках. Основные — Великобритания, Индия, Испания и Италия. Компания реализовала более 6 млн устройств, из которых 2,2 млн пришлось на Pocophone F1.
В 2020 году бренд отделился от Xiaomi. Главным отличием смартфонов Poco стал упор на узкую специализацию. Бренд акцентирует внимание на одной характеристике, например, на производительности или ёмкости аккумулятора. Бюджетный смартфон фирмы стоит около 15 000 — 20 000 рублей, более дорогой — 30 000 — 60 000.
Из неудобств пользователи отмечают, что не все модели смартфонов поддерживают NFC и microSD.
Новые реалии открывают большие возможности для выхода и активного роста новых или малознакомых россиянам брендов потребительской электроники. Говорить о каких-то долгосрочных трендах пока сложно — рынок только формируется с учётом новых возможностей и ограничений. Ориентиром для потребителя станет доверие к торговой сети, поэтому категория СТМ на рынке бытовой техники также будет активно развиваться и расти.
Коллаж: «Секрет фирмы»,freepik.com, Unsplash/Annie Spratt, Joshua Rawson-Harris