Жёсткая посадка. 10 умерших российских авиакомпаний
В 2020 году из-за пандемии коронавируса вдвое сократились объёмы российских авиаперевозок. Больше всех пострадал «Аэрофлот» — перевозки упали на 61%. У других топовых авиакомпаний дела не лучше — в среднем они сократили перевозки на 30–50%. При этом ни одна из компаний не закрылась. А с учётом того, что власти постепенно снимают ограничения на полёты в другие страны, можно будет говорить о преодолении острой фазы кризиса.
Но проблемы у авиакомпаний могут быть не только из-за внешних факторов. «Секрет» изучил историю закрывшихся российских авиакомпаний и разобрался в причинах их падения.
Первый лоукостер = погибший лоукостер
В марте 2006 года Борис Абрамович, советский и российский предприниматель, основал авиакомпанию Sky Express. Осенью того же года Boeing 737 под флагом нового перевозчика совершил тестовый полёт. А уже в январе 2007 года компания совершила свой первый полноценный рейс.
На момент открытия флот Sky Express состоял из одного Boeing. К 1 июля 2010 года у компании было уже восемь самолётов Boeing-737 в компоновке эконом-класса.
В конце 2008 года начался экономический кризис, серьёзно подкосивший многие компании. Хотя на Sky Express он почти не сказался — пришлось закрыть два нерентабельных регулярных направления и снизить частоту некоторых рейсов в пользу организации международных чартеров. Помогло и то, что в первом квартале 2008 года пассажиропоток компании увеличился в 5,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2011 году компания показала рост пассажирских авиаперевозок на 10,5% год к году — до 942 300 человек. Несмотря на это, 31 октября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат с формулировкой «из-за ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта».
Но на самом деле это нельзя назвать полноценной гибелью компании, так как ранее стало известно о слиянии Sky Express и авиакомпании «Кубань». Сотрудников первой перенаправили в штат второй ещё до 31 октября, а 26 и 30 октября «Кубань» начала выполнять чартерные и регулярные рейсы Sky Express.
«Кубань» была не лоукостером, а полноценной авиакомпанией, базировавшейся в международном аэропорту «Краснодар». Компания предлагала перелёты по 18 направлениям, а суммарная выручка за 2011 год составила 4,07 млрд рублей. Но «Кубань» также не смогла прожить долго и закрылась 10 декабря 2012 года. Причиной стало банальное банкротство.
«Добролёт» без полётов
Компания «Добролёт» — бывшая дочка «Аэрофлота», основанная 4 октября 2013. Но свою коммерческую деятельность она начала только в 2014 году и сразу стала довольно активным участником рынка. В первые 12 часов после открытия 27 мая компания продала 4 000 билетов в Симферополь.
6 августа Андрей Калмыков, глава авиакомпании, заявил о подписании соглашения с Boeing на поставку 16 самолётов. Планировалось, что в год запуска поступят восемь самолётов Boeing-737NG, а в следующем году ещё восемь. Но в итоге компания успела получить всего два самолёта.
На момент открытия выполнялись только четыре рейса из Москвы: в Волгоград, Пермь, Самару и Уфу. Планировались ещё рейсы по направлениям: Архангельск, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Симферополь, Сургут и Тюмень.
Но, как и в случае с Sky Express, это было не совсем удачное время для открытия. 2014 год запомнился многим россиянам как год санкций. 30 июля Европейский союз объявил о введении дополнительных санкций, под которые попал и «Добролёт». 3 августа компания заявила о вынужденном приостановлении полётов в связи с беспрецедентным давлением со стороны европейских контрагентов.
16 сентября 2014 года компания обрела вторую жизнь под именем «Победа». Юридически «Добролёт» просуществовал менее года.
Хет-трик из провалов
«Авианова» открылась в 2009 году и в августе того же года начала полёты. Но взлететь компании не удалось — в 2010 году чистый убыток составил 800 млн рублей, а по итогам августа 2011 года «Авианова» вошла в тройку самых непунктуальных российских авиакомпаний — время задержки превышало два часа.
Флот компании состоял из шести самолётов Airbus-A320. Маршрутная сеть охватывала европейскую часть России, Урал, Западную Сибирь и Крым. Всего направлений было 23. Минимальный тариф на большинство направлений составлял всего 250 рублей (без учёта аэропортовых сборов и комиссии за бронирование).
Огромные убытки компании были связаны с критической ошибкой в самом начале — «Авианова» брала подержанные самолёты, чтобы сэкономить. Но из-за слишком частых рейсов быстро вскрылась серьёзная проблема — ремонтировать самолёты слишком долго и затратно. Итогом стали те самые задержки рейсов и недовольство пассажиров.
С 10 октября 2011 года «Авианова» официально прекратила полёты, а 12 января 2012 года [был аннулирован] (https://www.vedomosti.ru/business/news/2012/01/16/rosaviaciya_annulirovala_sertifikat_ekspluatanta) сертификат авиаперевозчика.
Как «сбили» «Когалымавиа»
Компания «Когалымавиа» начала работать ещё в 1993 году, а в 1998 году её признали самой эффективной. 22 года дела у авиакомпании шли отлично. Авиакомпания выполняла полёты только за рубеж но курортным направлениям — Турция, Египет, Австрия, Чехия, Азербайджан, Украина, Греция, Италия, Испания, Черногория, Хорватия и Тунис.
Но в 2015 году произошла трагедия, похоронившая 224 человека, — катастрофа Airbus-А321 над Синайским полуостровом.
Следствие пришло к выводу, что причиной крушения самолёта стал теракт с применением самодельной бомбы, которую заложили на борту самолёта.
Сразу после теракта авиакомпания буквально утонула в проверках, но никаких нарушений не было. Окончательно добило «Когалымавиа» закрытие следом за трагедией двух основных направлений — Турции и Египта. Компания погрязла в долгах, в том числе перед сотрудниками.
С 15 марта 2016 года Росавиация запретила авиакомпании выполнять внутренние и международные рейсы.В пресс-релизе была указана основная причина — финансово-экономическое состояние перевозчика, влияющее на безопасность полётов.
Неудача крупнейшей частной авиакомпании России
В начале октября 2015 года «Трансаэро» прекратила свою деятельность. На момент закрытия у авиакомпании насчитывали свыше ста самолётов, а по годовому обороту её обгонял только «Аэрофлот».
Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяжённости в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. А за 2014 год «Трансаэро» только в июне перевезла более полутора миллионов пассажиров.
На волне успеха «Трансаэро» расширила свой парк самолётов. Но в 2014 году обвалился рубль, из-за чего компания испытала трудности. Тогда обратились к государству — получили госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Но это не помогло — к 2015 году долг авиакомпании составлял 61,038 млрд рублей.
В том же году показатели ликвидности компании достигли отметки в 0,04 (вместо прежних 0,73), а долги в 2016 году составили четверть триллиона рублей. Причём на момент закрытия по самой оптимистичной оценке «Трансаэро» понадобилось бы 20 лет, чтобы рассчитаться со всеми долгами.
В начале октября 2015 года «Аэрофлот» предлагал купить 30–35 самолётов, а 20 октября было подписано соглашение с акционерами S7 Group о продаже 51% акций компании. Но через шесть дней Росавиация аннулировала сертификат эксплуатации «Трансаэро» — авиакомпания прекратила свою деятельность.
Утонувший в долгах авиаперевозчик
«ВИМ-Авиа» появилась в 2002 году. В её флот на момент закрытия входили 26 самолётов, маршрутная сеть включала в себя 46 направлений по всему миру.
Проблемы у компании начали появляться с 2010 года: многие пассажиры столкнулись с регулярными задержками рейсов.
Среднее время задержки одного рейса составляло около 16 часов, а максимальное — 40 часов. Такая ситуация длилась не один год. В 2016 году Росавиация грозилась запретить компании выполнять чартерные рейсы из-за непунктуальности. А 23 сентября 2017 года более чем на десять часов задержали сразу 19 рейсов.
В том же году вскрылись ещё более серьёзные проблемы и причины постоянных задержек — долги. Только за керосин компания оказалась должна около 1 млрд рублей, а общая сумма долгов — более 10 млрд рублей. Такие суммы даже для крупных перевозчиков огромны, а для маленькой «ВИМ-Авиа» они стали фатальными. 15 октября 2017 года компания завершила все авиаперелёты.
Почему не стоит конфликтовать с Росавиацией
«Саратовские авиалинии» — один из старейших авиаперевозчиков в России. Свою историю компания начала ещё в 1931 году для сельскохозяйственных целей.
Маршрутная сеть расширялась с перелётов из Саратова в различные города России до Чехии, Испании, Италии, Греции, Египта. Авиационный флот постоянно обновлялся: от бипланов до Embraer-195. На момент закрытия состоял из 12 самолётов. В 2000 году авиакомпания даже получила приз «Крылья России 2000» в номинации «Авиакомпания года — пассажирский перевозчик на внутренних линиях России».
Но первым ударом стала катастрофа Ан-148 — в феврале 2018 года самолёт рухнул в Подмосковье и унёс жизни 72 человек. После этого Росавиация ограничила деятельность лицензии до устранения нарушений авиационных правил.
В марте того же года компания заявила об их исправлении и подала заявки на повторную проверку. Но допустила критическую ошибку — в состав флота включили разрушенный Ан-148, а в штат добавили умерших сотрудников. Представители компании сразу же заявили об ошибке и абсурдности ситуации. Но в Росавиации посчитали, что это говорит о недолжном устранении всех нарушений.
После катастрофы с Ан-148 произошло ещё два инцидента — 22 марта 2018 года ЯК-42 прервал взлёт из-за критического состояния одного из двигателей, а через неделю уже другой ЯК-42 вынужденно совершил экстренную посадку из-за отказа двигателя.
Несмотря на все предупреждения Росавиации, компания продолжила расширение — 17 мая парк самолётов пополнился новой моделью Embraer-190. В этот же день Росавиация запретила компании продажу билетов с датой вылета после 30 мая, фактически обозначив, что компания прекращает свою деятельность.
Но 31 мая «Саратовские авиалинии» неожиданно возобновили продажи билетов и заявили, что ожидают от Росавиации снятия ограничений. В Росавиации на это ничего не ответили и аннулировали сертификат эксплуатации авиакомпании.
Как заместитель гендиректора стал простым пилотом
«Як-сервис» основана в 1993 году, основным направлением стали чартерные VIP-перевозки. Несмотря на маленький парк — всего 10 самолётов, — компания считалась одной из самых небезопасных.
В 1999 году Федеральная служба воздушного транспорта вынесла авиакомпании предупреждение за не согласованные с авиапредприятиями рейсы. 11 марта 2000 года самолёт Як-42 с Владимиром Жириновским на борту чуть не разбился из-за вышедшей из строя гидравлической системы.
В 2009 году Росавиация вводила ограничения на международные перелёты компании, а в конце того же года уже Европейское агентство по авиационной безопасности признало «Як-сервис» самой небезопасной среди российских авиаперевозчиков.
Окончательно добила компанию катастрофа Як-42 под Ярославлем — более 40 человек, включая полный состав хоккейной команды «Локомотив», погибли. В результате расследования у «Як-сервис» отобрали лицензию, а на Вадима Тимофеева, заместителя директора, возбудили уголовное дело. Но уже через год стало известно, что Тимофеев устроился в компанию «Русджет» обычным пилотом.
Мошенничество в KrasAir
Компания «Красноярские авиалинии»(KrasAir) основана в 1991 году на базе Енисейского объединённого авиаотряда Аэрофлота. В 1993 году она была реорганизована в акционерное общество, а в 1998 году появилась марка KrasAir. Уже в 2001 году авиакомпания перевезла более 1 млн пассажиров.
Несколько лет KrasAir активно развивалась — в 2006 году [была] (https://www.aviaport.ru/news/2006/09/21/141186.html) пятой по величине среди российских авиакомпаний и выполняла около 6% всех пассажирских перевозок на внутренних и более 3% на международных воздушных линиях.
В этом же году компания столкнулась с крупным скандалом — Генпрокуратура возбудила уголовное дело по фактам мошенничества с имуществом. Многие СМИ считали, что это связано с Борисом Абрамовичем, гендиректором компании, предложившим создать авиаальянс AiRUnion во главе с «Красноярскими авиалиниями». Но в том же 2006-м Генпрокуратура прекратила дело из-за отсутствия состава преступления.
В 2008 году в парке авиакомпании находились 32 пассажирских самолёта, однако в том же году компания столкнулась с финансовыми трудностями и полностью прекратила полёты практически по всем направлениям. В 2009 году более ста сотрудников вышли на митинг из-за долгов по зарплате. Спасти компанию пытались с помощью некоммерческого фонда «Стабильность», из которого выделили 27 млн рублей в кредит для погашения задолженности.
Это не помогло, и 6 июля 2009 года арбитражный суд Красноярского края [признал] (https://www.interfax.ru/business/88705) KrasAir банкротом.
Быстрый взлёт — быстрое падение
«КД-Авиа» («Калининградавиа») появились 6 сентября 2002 года. Авиакомпания осуществляла примерно 20 регулярных рейсов по территории России и в западноевропейские города ежедневно, начиная с 2007 года. Флот авиакомпании состоял из 17 Boieng 737-300.
С 15 июня 2007 года авиакомпания в три раза увеличила число ежедневных рейсов, благодаря чему за весь год количество перевезенных пассажиров [выросло] (https://www.aviaport.ru/news/2008/02/20/144670.html) на 13% по сравнению с 2006 годом — до 662 241 человека. Но в это же время компания начала копить огромные долги.
Но в конце ноября 2008 года на совещании правительства Калининградской области приняли решение о разделении «КД-авиа» на два отдельных юридических лица: аэропорт и авиакомпанию. А уже 1 декабря того же года «КД-авиа» получила поддержку от государства.
Но это не помогло, и 1 сентября 2009 года авиакомпания прекратила продажу билетов из-за высокой задолженности — более 14 млрд рублей.
6 сентября Федеральная аэронавигационная служба перестала обслуживать рейсы «КД-авиа». 14 сентября Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта, а в ноябре 2010 года авиакомпания признана банкротом.
Коллаж: «Секрет Фирмы, depositphotos.com, wikipedia.org/Konstantin von Wedelstaedt, Tosha, Steinadler - Own work, Dmitry Petrov, Igor Dvurekov , Dmitriy Pichugin, Ruslan Denisov, Aktug Ates, Alf van Beem, CC BY-SA 3.0