02 августа в 20:54
6 мин.

«Я разрешил посылать клиентов». Где и как мат помогает в работе бизнеса

###### ##### #####
Мат на работе по-прежнему остаётся табу, несмотря на то что среднестатистический человек использует ненормативную лексику около 80 раз в день. Одни не приемлют крепкие выражения совсем, другие используют редко, от случая к случаю, а кто-то и вовсе разговаривает матом. Так ли это ужасно, как кажется на первый взгляд?
«Я разрешил посылать клиентов». Где и как мат помогает в работе бизнеса

Где мат недопустим, а где помогает добиться успехов в работе и бизнесе? На эти вопросы «Секрету» ответили представители разных бизнесов.

Артур Хасиятуллин,

CEO Russia стартапа TraceAir

Наш стартап работает в самой консервативной сфере — промышленном строительстве. Мы автоматизируем работу предприятий и часто общаемся с руководителями строительных бригад на объектах в том же Норильске или Амурской области.

Наш опыт показал, что мат создаёт чувство товарищества. Иногда крепкое словцо помогает продемонстрировать, что ты живой и открытый человек, а не «инноватор» из столицы, который приехал всё менять и контролировать.

Фразы «предлагаем это решить на совместном брейншторминге», «ожидаем от вас фидбек» или «решим на колле» однозначно не относятся к действительности строителя в России. Это что-то на «московском», где все «зажрались», думают они в самой мягкой интерпретации. Для простого россиянина подобные англицизмы воспринимаются куда более негативно, чем уместное матерное слово в правильном контексте.

Справка. Согласно исследованию «Mail.ru для бизнеса», промышленность лидирует в использовании нецензурной лексики среди всех бизнес-отраслей (64%).

Для стартапа важна неформальная рабочая атмосфера: наши сотрудники успели поработать в корпорациях и устали от сухого языка деловых переписок. Мы давно заметили, что, матерясь в рабочих чатах, отправляя мемы и игнорируя формальную рабочую коммуникацию, мы формируем эмоциональное социальное пространство, в котором всем комфортно.

Это своеобразная свобода: если ты можешь поделиться мемом с коллегой или сказать ### в эмоциональном ключе — это означает, что ты доверяешь коллегам. Иногда, кроме как матом, не описать суровую действительность работы в российском стартапе.

Часто мы используем мат эмоционально: оценивая достижения или высказывая недовольство.

Справка. По данным исследования новозеландских лингвистов, команды, использующие в лексиконе нецензурную лексику, работают вместе продуктивнее, а также легче справляются со стрессом. Это эффективнее, чем упражнения по построению команды.

Мат для нас — это сигнал высокой степени доверия, который мы хотим разделить с коллегой. Использование крепких словечек на встречах с клиентами — это неформальный знак того, что мы хорошо друг друга знаем и понимаем. Мы не видим ничего предосудительного в том, чтобы материться на деловых встречах. Главное — делать это к месту.

Просто представьте. Сидят серьёзные люди, слушают про сложные IT-процессы: облачные и BIM-технологии, преимущества GIS-сервиса и экономическую эффективность от применения веб-платформы. Даже у профессионала мысли начнут витать где-то в облаках. Но стоит назвать дроны созвучно, но немного матерно — и деловая встреча перестаёт быть томной, а эмоциональный посыл помогает предложению компании стать конкурентоспособным. Помимо всяких бизнес-преимуществ продукта.

Алексей Галицкий,

собственник компании UP Business

В активных продажах доминируют мужчины, и именно там градус матерщины просто зашкаливает. В 19 лет я работал руководителем отдела продаж в крупной организации. Когда я устраивался на работу, все были такие милые, в костюмах, в рубашках. Я захожу в отдел, где были директор по продажам, заместитель директора (средний возраст 30–35 лет, я там самый молодой) — а там разговаривают матом. И хотя я до этого уже поработал в продажах, я был удивлён тому, что можно столько материться. Зачем это делают?

  • Привлечение внимания

Я использую мат, чтобы достучаться до реакций формата «бей — беги». Например, я матерюсь, когда провожу семинары. Да, это далеко не всех устраивает: однажды после семинара ко мне подошла женщина и дрожащим голосом сказала, что тон и формат выступления был неприемлем, но с этого семинара мы получили четырёх клиентов, с частью из них работаем на постоянной основе. Использовать мат для привлечения внимания — нормально, особенно здорово это работает на аудиториях, которые к этому не готовы.

  • Снятие лишнего напряжения

При общении с людьми очень тяжело долго держать себя в руках. В идеальной вселенной все внимательные, общаются корректно и на очень позитивной волне. Но в реальности всё не так.

В своей компании я письменно разрешил всем сотрудникам отдела продаж и колл-центра посылать клиента, если собеседник ведёт себя неадекватно и того заслуживает. Сделано это не для того, чтобы сотрудники больше матерились. Это способ снятия лишнего напряжения.

«Я разрешил посылать клиентов». Где и как мат помогает в работе бизнеса

Когда на той стороне провода истерит потенциальный клиент, которому показалось, что он имеет право выместить зло на операторе, который просто делает свою работу, у оператора в запасе есть такой «ядерный чемоданчик», и он может раз в год нажать на красную кнопку. Это будет под запись, потом её послушают и скажут, какой молодец, ты поступил правильно, потому что клиент вёл себя недопустимо.

Нормальными считаю матерные комментарии по соискателям, которые повели себя максимально неадекватно, странным и отталкивающим людям или тем, кто испортил нам репутацию. Чтобы таких ребят не было в нашем окружении в дальнейшем, мы заносим их в чёрный список, и там полный разгул для подобного рода комментариев. Я не вижу ни единого смысла их как-то модерировать, потому что сотрудники поймали такую порцию стресса при общении с этими людьми, что это самое малое, что можно сделать.

Но есть ситуации, когда на работе нельзя материться ни при каком раскладе. Можно говорить что угодно при описании ситуации, отношения к ситуации, личной позиции в споре. Но материться, переходя на личности, никогда нельзя.

Ещё у меня автоматически срабатывает фильтр мата при девушках.Если на собрании присутствует руководитель-девушка, то мат перестает звучать изо всех мужских ртов. То же самое, если в Zoom на громкой связи у кого-то на заднем фоне вдруг появился ребёнок.

Михаил Карпов,

CEO и сооснователь ProductStar

Конечно, во многих сферах, в том числе и IT, работа связана с большой скоростью, эмоциями, из-за чего может возникнуть желание употребить «крепкое словцо». Думаю, что в целом мат на работе неуместен, кроме исключительных ситуаций. Если использовать нецензурную лексику, то важно делать это вдумчиво и в меру — можно рассматривать его как инструмент, который обесценивается при частом применении.

Точно не стоит материться во внешних коммуникациях, сложно предугадать, как тебя поймут незнакомые люди. Не стоит использовать мат и во внутренних документах (например, задачах на разработку или дизайн), ни в положительной, ни в отрицательной интонации — это не язык рабочих задач и требований. Если использовать мат внутри команды, то стоит чувствовать настрой и текущие привычки команды и компании — что приемлемо, а что нет.

Можно сравнить мат с курением: это личное дело каждого, но стоит учитывать интересы других людей, чтобы их не задевать. Из хороших правил, я бы не рекомендовал использовать мат в письменной речи (как во внутренних, так и, конечно, во внутренних коммуникациях), поскольку восприятие письменной и устной речи очень разное: через переписку сложно передать свои интонации, и вероятность, что вас некорректно поймут, увеличивается в разы.

Что об этом думают эксперты

Юлия Санина,

директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру»

Уместность употребления в речи ненормативной лексики определяется коллективом. По данным нашего опроса, 73% россиян нейтрально относятся к бранным словам от коллег, а иногда и сами могут употребить матерное слово. При этом всего 12% россиян негативно относятся к нецензурной лексике, а 2% из них готовы жаловаться на брань начальству.


Если мат нейтрально воспринимается людьми, то его использование не будет влиять на рабочую атмосферу. Однако если специалисты компании работают напрямую с клиентами, то зона такого общения должна быть полностью свободна от нецензурной лексики. Некорректно выражающиеся сотрудники могут сильно снизить мнение о компании, даже если организация имеет хорошую репутацию.

Максим Кронгауз,

лингвист

Злоупотребление матом лишает его энергии. Чем больше мы произносим и слышим мат, тем слабее он становится. Из оружия превращается в пыль. Разрушая культурные табу, мы теряем больше, чем приобретаем. Чем меньше у нас культурных запретов, тем примитивнее мы становимся. Источник

Коллаж: «Секрет Фирмы», pixabay.com, pxfuel.com, russiainphoto.ru/Всеволод Тарасевич,МАММ / МДФ

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе