Всё упало и пропало. Как быть, если на автомобиль упали сосульки и снег, и с кого требовать компенсацию
Представьте: утром вы выходите из дома и видите, что капот вашей машины промяла снежная глыба, а лобовое стекло треснуло из-за огромной сосульки. В голове уже закрутился счётчик — на ремонт придётся сильно потратиться. Но есть шанс сэкономить — важно только правильно действовать. «Секрет» разобрался, как найти виновника и стрясти с него компенсацию.
Что делать в первую очередь
Сначала связываемся с правоохранителями. Звонить нужно в полицию, а не в ГИБДД, потому что упавший на припаркованную машину лёд или снег не считается дорожно-транспортным происшествием, рассказали «Секрету» в пресс-службе ГК «Автодом». Но если в этот момент машина двигалась, например водитель начал выезжать с парковки и в этот момент на него свалился ледяной «подарок», вызывать уже нужно сотрудников ДПС.
Если автомобиль застрахован по каско, стоит связаться со страховой компанией — она подскажет, как действовать дальше. ОСАГО в данном случае не работает, так как страхует только ущерб, который причинил владелец машины.
«Пока правоохранители едут, необходимо зафиксировать точку падения. Также можно письменно зафиксировать показания свидетелей и очевидцев», — рассказал кандидат юридических наук Максим Тимец.
При этом очищать автомобиль от упавшего снега или льда нельзя — его надо сфотографировать и не трогать до приезда правоохранителей, добавил генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры» Сергей Гебель.
Кроме того, можно вызвать независимого эксперта для оценки ущерба. Правда, придётся проверить у него лицензию — без неё суд не примет его заключение. При этом оплачивать его работу придётся самому. Нужно ставить перед специалистом правильную задачу: например, если машина получила серьёзные повреждения и может не подлежать ремонту, надо оценивать разницу между стоимостью автомобиля до и после происшествия, уточнил генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артём Швайка.
Как определить виновника
Чтобы найти ответственного за ущерб, нужно узнать, кто отвечает за обслуживание территории, где всё произошло.
В многоквартирных домах
За очистку снега с крыш многоквартирных домов отвечает управляющая компания или товарищество собственников жилья. Они обязаны содержать в чистоте и порядке общедомовое имущество, в том числе общие балконы (на которые можно выйти через подъезд), крыши и козырьки домов.
Правила очистки крыш регулирует специальное постановление Госстроя РФ. В разных регионах регламенты уборки наледи и снега могут отличаться, но максимально допустимая толщина снега по всей стране в любом случае составляет 30 см, а длина сосулек — 10 см.
При этом с карнизов балконов и лоджий сосульки должны сбивать сами собственники квартир. Дело в том, что они не относятся к общедомовому имуществу. При этом УК или ТСЖ обязаны создать комфортные и безопасные условия проживания.
Так что владельцу квартиры не обязательно высовываться из окна и самому сбивать сосульки с балкона — вместо этого надо своевременно сообщить о проблеме. Тогда ответственные за содержание дома пришлют сотрудников, чтобы сбить сосульки или убрать снег.
Собственник может переложить ответственность на УК, если до этого просил убрать сосульки, но так и не получил ответа. Доказать невиновность поможет заявление, которое он писал в управляющую компанию. Без официальных письменных обращений на успех можно не рассчитывать.
На муниципальных объектах
Муниципальные объекты чистят организации, с которыми заключён соответствующий договор, или штатные сотрудники. В любом случае ответственность за упавшую глыбу будут нести заведующие конкретных учреждений: в больнице это главный врач, а в школе — директор. Именно они должны проследить, чтобы кто-то взял на себя уборку и хорошо её сделал.
Возле частных организаций
Если сосулька упала на машину на парковке у магазина, офисного здания, ТЦ или другой частной организации, ответственность лежит на её собственнике. Найти его можно через Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Нужно получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости или отчёт из ЕГРН на объект недвижимости — для этого достаточно знать кадастровый номер помещения. Его присваивают каждому объекту недвижимого имущества при постановке на государственный учёт.
Кадастровый номер можно раздобыть на сайте Росреестра, если ввести там адрес нужного объекта.
Если проблема в дереве
Кто именно отвечает за это дерево, выяснит полиция после заявления о повреждении машины. Чтобы понять, кто будет платить компенсацию (их нередко обламывают накопившиеся снег и лёд), там выяснят, кому оно принадлежит и кто должен был за ним следить. Возможно, его посадил кто-то из жильцов, тогда отвечать за последствия придётся им. Найти владельца будет сложно, ведь он мог давно переехать, да и таблички с именем на дереве явно не будет.
Если же дерево принадлежит конкретной организации, найти владельца будет проще: это может быть УК, ТСЖ, собственник земельного участка или администрация населённого пункта.
Как получить деньги
Если повреждённое авто застраховано по каско, компенсацию можно получить без суда. Однако тут всё зависит от выбранного полиса: ущерб от падения снега и сосулек может не быть страховым случаем.
Если каско нет, после оценки нужно связаться с виновником, которого вы уже нашли, и предложить ему возместить ущерб. В случае его отказа можно смело идти в суд. Вину управляющей компании докажут акты осмотра кровли, фотографии скопления снега или сосулек, а также протокол осмотра места происшествия.
«В большинстве случаев добровольно ущерб никто не возместит, но соблюдение претензионного порядка будет говорить суду о вашей добросовестности. Если вы являетесь жителем дома и клиентом УК, это позволит взыскать с неё штрафные санкции и неустойки», — пояснил Артём Швайка.
Если пострадавший не житель дома, то на неустойку и штраф рассчитывать не сможет, так как не выступает потребителем услуг конкретно этой управляющей компании. А вот претендовать на компенсацию ему ничего не мешает.
Права владельца повреждённого автомобиля прописаны в законе «О защите прав потребителей». Пострадавший сможет получить от виновника затраты на проведение экспертиз и судебные расходы, компенсацию морального вреда, неустойку за неудовлетворение требований по возмещению вреда, а также штраф в размере 50% от всех сумм, взысканных судом.
«В нашей практике был случай, когда на автомобиль клиента упал снег с крыши многоквартирного дома, в котором он проживал. Было разбито лобовое стекло, помята крыша, причинены иные внешние и внутренние существенные повреждения. Управляющая компания отрицала свою вину, поэтому мы воспользовались законом "О защите прав потребителей". В результате суд принял решение в пользу нашего клиента», — добавил Артём Швайка.
Когда на деньги можно не рассчитывать
Бывают ситуации, когда на компенсацию рассчитывать не приходится. Например, если управляющая компания заранее предупредила, что будет чистить крышу, и попросила убрать припаркованные у дома машины. В таком случае представители УК обязаны оградить опасное место лентой. Если все предупреждения проигнорировать, то вам могут отказать в компенсации. Также о деньгах можно забыть, если припарковать автомобиль в неположенном месте.
Не получится возместить ущерб и при падении на авто дерева, если причиной стал ураган или другие обстоятельства непреодолимой силы.
Каско тоже может не заплатить компенсацию, даже если полис признает случай страховым. Денег ждать не стоит, если машина пострадала по вине водителя: например, её припарковали под знаком «Осторожно, сосульки!».
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Oziel Gómez, mskagency.ru