Стоит ли вписаться в чужую страховку ради скидки на ОСАГО? Рассказываем о нюансах расчёта водительского стажа
Эксперты Цыганов и Демидов: нет смысла вписываться в чужой полис ОСАГО ради стажа. Автостраховка для водителей-новичков в России становится дороже — и неопытные автомобилисты стараются найти способ на ней сэкономить. Поскольку стоимость полиса зависит от стажа, бытует мнение, что пока своей машины нет, стоит вписаться в чужой полис — и набирать его именно так. Работает ли эта схема или особого смысла в ней нет? «Секрет» узнал у экспертов в сфере страхования.
Как считается водительский стаж
Здесь всё однозначно: стаж отсчитывается с момента получения водительского удостоверения. Когда права истекают, в новых указывают год получения первого удостоверения.
Бывает так, что по документам стаж автомобилиста куда больше 10 лет, но на деле водитель за эти годы крайне редко садился за руль — или вообще последний раз ездил, сдавая на права.
Такой водитель становится источником опасности, большим, чем молодой, но обладающим хоть небольшим, но реальным опытом. Тем не менее водитель с большим сроком обладания правами, но не реальной практикой управления транспортным средством, будет считаться опытным.
Доказать обратное сложно: в статистике учитываются ДТП и их участники, а также страховые выплаты. Так что безаварийную езду и отсутствие штрафов всё же сочтут свидетельством опыта и удачливости автомобилиста, а не отсутствием реального стажа.
В России давно обсуждают возможный учёт наличия или долгого отсутствия сведений о водителе в полисе ОСАГО, только его ещё нужно наладить. Но и тогда положение дел не будет на сто процентов соответствовать действительности. Ведь автомобилист может водить автомобиль за рубежом или пользоваться каршерингом — и в систему это не попадёт, пояснил Александр Цыганов.
Стоит ли вписываться в чужой полис ОСАГО
При расчёте страховки учитывают возраст и стаж. Поэтому коэффициент выше для молодых водителей, которые только-только получили права, и ниже для взрослых автомобилистов с большим стажем.
Тем не менее есть причина вписаться в чужой полис, даже если пользоваться машиной вы не будете. На стоимость ОСАГО влияет не один коэффициент, а несколько, и водитель-новичок может попросить внести себя в полис для снижения бонус-малуса (КБМ) — показателя, который зависит от числа аварий, в которых был виновен этот водитель.
Начинающим водителям, которые впервые вписываются в полис ОСАГО, присваивается 3 класс и КБМ, равный 1,17. Через год безаварийного вождения он составит 1, ещё через год — 0,93 и далее будет уменьшаться до минимального значения 0,46 (то есть экономия при покупке полиса составит 54%).
Но для подавляющего большинства водителей в России, которые уже имеют минимальный КБМ или близкие к нему, такая серая схема будет абсолютно невыгодной.
Чтобы, допустим, через пять лет новичок сел за руль с коэффициентом КБМ 0,74, за полис с включённым в список водителей новичком нужно будет платить с надбавкой 17% в первый год, без скидки во второй и так далее (так как КБМ по полису с несколькими водителями берётся больший).
К тому же стоит учитывать, что такую экономию водитель-новичок может моментально обнулить, попав в первый год в ДТП и получив максимально возможный КБМ.
Тем не менее, если водителю всё же удастся добиться приличного безаварийного стажа на бумаге через чужой полис, он сможет рассчитывать на более привлекательные предложения от страховщиков. Выгоду каждый для себя рассчитывает самостоятельно.