В 2020 и 2022 годах в мире произошли важные события, которые создали для России новые ограничения и угрозы. Из-за этого российская экономика начала меняться. И в последние полтора года в России наблюдается быстрый рост экономики. Это видно по увеличению производства в основных отраслях. Но при этом цены растут быстрее, чем планировалось. Сейчас важно понять, надолго ли сохранится такая ситуация и какие риски она несёт. От этого зависит, какие задачи нужно решать в первую очередь.
Ясно одно: российская экономика вступила в новый период своего развития. Каким он будет, пока до конца не известно. Но уже сейчас можно утверждать, что возникшие ограничения (не только связанные с санкциями и общей международной обстановкой, но более фундаментальные — технологические и демографические) никуда не денутся.
Поэтому удовлетворять растущий спрос, опережающий рост которого в отдельных сегментах создаёт ситуацию с признаками перегрева, придётся решать с опорой в первую очередь на внутренние источники.
Да, эта стратегия усложняет экономику, в том числе за счёт удлинения производственных цепочек внутри страны. Но помимо экономического развития у этой стратегии есть и другая важная задача — обеспечить независимость страны в непредсказуемом мире.
Какую экономическую политику мы ждём
Чтобы экономика быстро росла, а жизнь людей становилось лучше — и всё это без резкого роста цен, — нужна очень грамотная экономическая политика. Она должна совмещать как инструменты, обеспечивающие сбалансированность экономики, так и инструменты, стимулирующие сначала локальный рост (в отдельных секторах, отраслях или регионах), а потом и всей экономики в целом.
Но тут возникает противоречие: чтобы начать развитие, нужно нарушить баланс в системе (это особенность всех систем: физических, биологических и экономических). Однако слишком сильное нарушение сбалансированности в экономике способно привести к её деградации.
В такой ситуации важно, чтобы экономическая политика государства была единой, а все её участники взаимодействовали между собой. Роль и степень участия разных игроков может меняться.
Большую роль здесь могут сыграть специальные организации развития, такие как ВЭБ.РФ. Эти организации могут запускать и поддерживать отдельные проекты, соединяя их в единую систему. Там мы получим эффект для всей экономики страны.
Как работают организации развития
Пример такой практики — Фабрика проектного финансирования, поддерживающая инвестиционные проекты в приоритетных отраслях российской экономики. Недавно президент говорил о необходимости увеличить её возможности, чтобы охватить ещё больше проектов. Отбирая и поддерживая такие проекты, ВЭБ, государство и банки-партнёры объединяют усилия и устраняют узкие места, игнорирование которых может создать проблемы в будущем.
Уже запущена серия проектов структурной адаптации экономики к новым условиям: строятся и модернизируются порты, таможенные склады, газотранспортная инфраструктура.
Поэтому именно организации развития должны точечно влиять на решение узких мест. Без этого не поддержать экономический рост без негативных эффектов.