secretmag.ru
Опубликовано 21 декабря 2021, 19:02
4 мин.

Россиянка засудила Mercedes Benz из-за некачественной машины

Жительница Сочи купила себе новенькую иномарку Mercedes Benz за 3 млн рублей. Но наслаждаться покупкой смогла недолго: через полтора года машина начала «прыгать» при разгоне до 50 км/ч, у неё отказали фары и подогрев пассажирского сиденья, а также отклеились уплотнители на дверях. Чтобы вернуть деньги за некачественное авто, женщине пришлось дойти до Верховного суда.

Россиянка засудила Mercedes Benz из-за некачественной машины

В 2017 году жительница Сочи Екатерина Саян (имя изменено) решила купить себе новую иномарку. Пришла в автосалон и выбрала Mercedes Benz в расцветке «белый бриллиант». За авто женщина заплатила чуть больше 3 млн рублей. Гарантия на авто составляла два года.

И уже через полтора радость от дорогостоящей покупки окончательно испарилась. У машины одна за другой начали отказывать системы подогрева и освещения, а также начала барахлить коробка передач. Так как недостатки обнаружились в гарантийный период, женщина пошла чинить машину к дилеру, который продал ей авто.

Впрочем, ремонт не помог. Вскоре все исправленные по гарантии поломки проявились вновь. Тогда женщина направила АО «Мерседес-Бенц РУС» претензию и потребовала вернуть деньги за автомобиль.

Компания провела проверку, которая показала: с машиной действительно не всё в порядке. В акт осмотра занесли сведения о том, что не работает подогрев переднего пассажирского сиденья, а во время пробной поездки при движении в гору наблюдаются некомфортные переключения передач с 4-3 и 3-2.

Впрочем, оснований для расторжения договора купли-продажи АО «Мерседес-Бенц РУС» не усмотрела.

«Признаков существенности обнаруженных недостатков не отмечено, "толчки" являются эксплуатационным проявлением физических процессов переключения передач», — дали своё заключение в компании и отказались вернуть деньги.

Екатерина с таким выводом была не согласна — и подала в суд сразу и на дилера, и на представителя бренда Mercedes в России.

Что решили суды и почему ВС с ними не согласился

Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая показала:

«В автомобиле обнаружены неисправность системы подогрева переднего правого сиденья, нехарактерные толчки при переключении передач при подъёме на скорости около 50 км/ч. Перечисленные неисправности устранимы и не входят в перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

Руководствуясь этими выводами, суд поддержал компании, отказавшиеся возвращать деньги за авто. С таким решением согласились апелляция и кассация, где Екатерина пыталась оспорить это решение.

Чтобы восстановить справедливость, россиянка пошла обжаловать действия нижестоящих инстанций в Верховный суд — и нашла там понимание. ВС нашёл существенные нарушения, которые суды допустили при рассмотрении этого дела.

Даже после гарантийного ремонта все недостатки автомобиля проявились вновь — и это подтверждает акт осмотра компании-производителя.

«Суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о том, насколько существенны были эти поломки, и ограничился лишь выяснением вопросов о возможности их устранения и о наличии или отсутствии запрета на эксплуатацию автомобиля с указанными недостатками», — пояснил ВС и добавил, что таким образом, суд первой инстанции неправильно применил закон и не выяснил обстоятельства, входящие в предмет доказывания.

Решение отменили, а дело направили на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Чем это дело полезно для россиян

Дело Екатерины Саян показывает, что вернуть деньги можно даже за такой технически сложный товар, как автомобиль, — и сделать это можно спустя длительное время. Впрочем, окончательно всё станет ясно только после нового рассмотрения.

Александр Малахов
адвокат МКА «Клишин и партнёры»

Автовладелец вправе рассчитывать на замену автомобиля на новый или возврата денежных средств, исходя из стоимости аналогичного автомобиля на момент обращения с требованием (плюс санкции). Это правило работает, если человек обнаружил в автомобиле неустранимые недостатки (или недостатки, которые нельзя устранить без несоразмерных расходов или затрат времени) или недостатки, которые выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения.

Как поступить, если попался некачественный товар? Рассказывает Дмитрий Безделин, юрист Европейской юридической службы.

Потребителю необходимо заявить о том, что у товара есть недостатки, в письменной форме с требованием безвозмездно их устранить. Если недостаток выявлен в первые пятнадцать дней после приобретения, можно и вовсе отказаться от товара и потребовать вернуть деньги или заменить на товар надлежащего качества.

Как сделать всё правильно? Во-первых, нужно распечатать заявление в двух экземплярах и попросить организацию поставить отметку о принятии на вашем экземпляре. Этот документ нужно сохранить.

После того как компания устранила недостатки, потребителю нужно взять у неё информацию:

  • о дате обращения с требованием об устранении обнаруженных недостатков товара,
  • о дате передачи товара для устранения недостатков товара,
  • о дате устранения недостатков товара с их описанием,
  • об использованных запасных частях (деталях, материалах),
  • о дате выдачи товара по окончании ремонта.

*Все документы должны быть оформлены в письменной форме.

Такую информацию обязаны предоставить в силу ст. 20 Закона о правах потребителей.

Вышеуказанные доказательства помогут потребителю в дальнейшем, ссылаться, например, на существенный недостаток в товаре.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, pngwing.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)