Россиянин подал в суд из-за того, что не смог записаться к врачу через «Госуслуги»
Россиянин не смог записаться к врачу через сайт «Госуслуг» и сайт владимирской больницы — ему оставалось лично приехать за десятки километров в медицинское заведение и отстоять очередь за талончиком. Мужчину это не устроило и он пошёл в суд, чтобы наказать всех виновных в цифровом недоразумении. Почему подобные ситуации суды не решают комплексно и редко находят крайних, «Секрету» рассказали юристы.
Весной 2019 года житель посёлка Головино Владимирской области Алексей (* имя и фамилия изменены) из-за болей в желудке обратился к терапевту в поликлинику возле дома. Врач после осмотра выдал бумажное направление к гастроэнтерологу, но уже в областное учреждение, которое находится во Владимире — в 30 км от дома мужчины. Занятость с утра до ночи не позволяла Максаков лично доехать до больницы и выстоять очередь за талоном. Поэтому он решил записаться на приём через интернет.
Максаков открыл портал «Госуслуги», однако в списке доступных ОКБ (областных клинических больниц) нужное учреждение не обнаружил. Дальше он зашёл на сайт «Регистратура33» — это единый портал здравоохранения Владимирской области с электронной регистратурой. Больницу Максаков нашёл, но сайт сообщал, что расписание врачей недоступно. Третьей попыткой стало обращение по номеру горячей линии, однако и здесь неудача: телефон был постоянно занят.
Сначала с вопросом «почему не работает онлайн-запись» Максаков обратился в региональный Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), который отвечает за работу сайтов медорганизаций. Но в МИАЦ стрелки перевели на ОКБ: сказали, что работа электронной регистратуры — зона ответственности больницы. В ОКБ тоже перевели стрелки — предложили обратиться в местную амбулаторию. Туда, где Максаков получил бумажное направление, хотя, по мнению ОКБ, ему должны были выписать электронное. То есть должна работать система «врач — врач», а не самозапись через интернет.
Сама же ОКБ не может записать Максакова, потому что в 2018 году в ней заменили программное обеспечение. Теперь локальная база данных оторвана от единой. Чтобы они синхронизировались, нужны 800 000 рублей, о чём уже давно знает Департамент здравоохранения.
В итоге, никто на себя ответственность не взял. Максаков решил добиться справедливости и пошёл в суд, сообщив, что нарушено его «право на своевременное и бесплатное получение медицинской помощи», и потребовал наказать виновных в бездействии.
Что решил суд
Владимирский районный суд виновными признал руководителей областной больницы, Головинской амбулатории и МИАЦ. Бездействие каждого из трёх участников на разных стадиях работы над электронной системой стало причиной, по которой пациент не смог записаться к врачу. Среди ответчиков был и региональный Департамент здравоохранения, но его исключили из числа виновных.
Суд потребовал от двух больниц и МИАЦ восстановить работу системы «врач — врач» в течение месяца. Областная больница подала апелляцию. Но проиграла.
Дело без конца
Но осенью 2019 года история не завершилась: в июле 2020 года Максаков сообщил суду, что он получил электронное направление от терапевта Головинской амбулатории. Но государственную услугу записи в целом так и не восстановили. Она работает только к ограниченному списку врачей. И через «Госуслуги» и портал «Регистратура33» записаться тоже всё ещё нельзя.
Представители ОКБ и МИАЦ возразили, что всё работает, систему интегрировали в единую региональную базу. А вопросы с «Госуслугами» и «Регистратурой33» суд изначально не поднимал. Суд также указал, что главное требование исполнено — Максаков получил своё назначение через электронную запись по принципу «врач — врач». Поэтому в новом иске мужчине отказали.
Что говорят юристы
По мнению юристов, дело показало, что суды не решают проблему комплексно. Следующему пострадавшему вновь придётся бегать по инстанциям и выяснять, почему ничего не работает и как получить заветный талончик.
По мнению Владимира Постанюка, адвоката Московской коллегии адвокатов «Постанюк и Партнёры», чтобы решить проблему не для одного гражданина, а наладить систему в целом, с новым иском в суд может обратиться уже прокурор в интересах неопределённого круга лиц.
В целом российские суды достаточно редко удовлетворяют подобные иски либо принимают половинчатое и усечённое решение, как в данном случае. Я бы рекомендовал использовать комплексный подход в понуждении власти к исполнению её обязанностей: помимо обращения в суд, писать заявление в прокуратуру региона и Генеральную прокуратуру РФ, обращение в правительство региона и профильное министерство, а также задействовать обращение через депутата любого уровня. К депутатским запросам и обращениям в силу закона совсем иное отношение чем к жалобам обычных граждан.
Отсутствие доступности медицинской помощи, в том числе и в информационных ресурсах, — это нарушение ст. 6 ФЗ-323. Контроль и надзор за исполнением закона должен осуществлять Минздрав и региональные органы — тот же Департамент здравоохранения Владимирской области. Но, к сожалению, такие истории с нарушением прав не редкость в регионах. И, конечно, каждый раз обращаться за талончиком через суд — абсурдно. Но и мало кто из пациентов так делает: в большинстве случаев идут платно лечиться, если есть возможность. Если нужно попасть по ОМС, я рекомендую обращаться в свою страховую компанию. Там быстро найдут контакт с руководством медицинской организации и предоставят соответствующую услугу: талоны к узким специалистам, на диагностические мероприятия.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, pngwing.com