secretmag.ru
Опубликовано 11 июля 2022, 22:33
12 мин.

Россияне ринулись в айти, но компании не хотят их нанимать. Почему так

Пандемийный и постпандемийный период, пожалуй, войдёт в историю как время расцвета IT-курсов. Только за 2021 год на обучение престижным специальностям россияне потратили почти 47 млрд рублей — это пятая часть от объёма всего рынка EdTech в РФ. Но многие студенты, который заплатили сотни тысяч рублей, чтобы войти в айти, так и не нашли работу. Зато создали видимость ажиотажа на рынке труда. За половину 2022 года прирост резюме в IT-сфере составил 36%, а вакансий — всего 4%. Несмотря на это, компании жалуются, что при всём этом выборе нанимать просто некого. Рассказываем, как так вышло.

Россияне ринулись в айти, но компании не хотят их нанимать. Почему так

Отечественной IT-индустрии не хватает около 1 млн специалистов, сетовал на январском совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Однако сейчас, по статистике HeadHunter, ситуация начала стремительно меняться: с февраля на работные сайты ринулись сотни IT-специалистов. В июне 2022 года число резюме выросло на 54% (по отношению к тому же периоду 2021-го).

«В течение 2020 года на hh.ru в среднем ежемесячно были активны 194 000 резюме соискателей в IT, в течение 2021 года — 205 000, в первой половине 2022 года — 269 000. Таким образом, прирост IT-резюме составил почти 40% за 2 года. При этом рост наблюдается по всем без исключения IT-специальностям — от дата-сайентистов до программистов С++», — рассказала «Секрету» Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.

В то же время предложений работы в IT стало значительно меньше. После февральских событий многие компании ушли из РФ, другие — приостановили наём из-за неопределённости на рынке. По данным «Хабра», в районе 30% компаний в марте этого года уменьшили наём, а 4% — вынуждены были сокращать сотрудников. Число вакансий на HeadHunter уменьшилось год к году на 21% (данные по июню).

Свидетельствует ли это о том, что сфера IT перенасыщена кадрами (как начинающими, так и опытными) и от рынка соискателя мы переходим к рынку работодателя?

Обратная сторона релокейта

Опрошенные «Секретом» представители IT-компаний и специалисты по рынку труда говорят о том, что львиная доля откликов сейчас — от недавних выпускников онлайн-курсов, или так называемых джунов. Но и открытых для новой работы опытных соискателей (мидлов и сеньоров) за последние полгода стало значительно больше — правда, ищут их не на работных сайтах, а в профессиональных сообществах и по закрытым базам, рассказали «Секрету» Артем Зыза, продакт-менеджер «Хабр Карьеры» и руководитель HR-проектов Platforma Виктория Богданова.

«Специалисты без опыта работы или с опытом работы от 1 до 3 лет занимают 29% из ищущих работу на HeadHunter в первой половине 2022 года. С опытом работы более 6 лет — свыше половины (53%) всех IT-резюме. Остальные 17% указывают опыт от 3 до 6 лет», — рассказала Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.

Массовый исход иностранных компаний принёс неоднозначные результаты. С одной стороны, уходя, западные игроки увели с собой опытных разработчиков. Так, в один только Узбекистан, по данным на апрель, релоцировались более 3000 IT-специалистов из РФ и Беларуси от разных работодателей. В Дубай переехали специалисты Google, Goldman Sachs, McKinsey, Boston Consulting, JPMorgan и Rothschild & Co и других филиалов зарубежных компаний в РФ. Deutsche Bank вывез из РФ в Берлин более сотни айтишников вместе с их семьями и домашними животными.

Часть уехавших спецов начала возвращаться (и не только из условного Узбекистана, но и из стран ЕС). По данным премьер-министра Мишустина, таких (возвращающихся) — 85% (статистику собрали по данным с сим-карт).

Зарплаты программистов, релоцировавшихся в ЕС, ниже, чем в Москве, кроме того, есть очевидные проблемы у держателей зарплатных российских карт, объясняет Артур Хасиятуллин, региональный директор TraceAir (российско-американский стартап, который контролирует строительство при помощи дронов) в России.

Артур Хасиятуллин,
региональный директор TraceAir в России

Техлид во Франции в среднем получает €2800 (около 180 000 рублей) после вычета всех налогов и сборов, достигающих 45%. В Москве не найти на идентичную позицию человека ниже, чем за 300 000 рублей. К тому же, такой специалист может оформиться в качестве ИП с налогом в районе 8% (исправлено, ранее здесь говорилось про самозанятость. — Прим. «Секрета»). Также стоит учитывать высокие расходы на аренду квартир в ЕС: в той же Франции за однокомнатную квартиру в Париже придется заплатить €1100–1500 (около 70 000–96 000 рублей).

В Москве же, напротив, из-за увеличения количества предложений по аренде объектов и уменьшения спроса однокомнатную квартиру в районе Садового кольца можно найти в диапазоне 40 000–45 000 рублей. Раньше такие квартиры стоили 70 000–80 000 рублей.


C другой стороны, конкуренция с западными компаниями обостряется, так как опытных айтишников мотивирует сам переезд в Европу, объясняет Жанна Русакова, HR BP-платформы автоматизации маркетинга Mindbox.

Впрочем, не все российские айтишники, работавшие на международные компании, согласились с ультиматумом о релокации. И теперь эти специалисты вышли на рынок. Так что в каком-то смысле искать крутых айтишников стало легче, говорят опрошенные «Секретом» эксперты.

Евгения Гулина,
директор по персоналу Positive Technologies

На рынке появляются хорошие специалисты из крупных международных компаний, уходящих из России. Нам эта ситуация помогает, так как раньше эти люди просто не искали работу. На некоторые позиции стали нанимать быстрее. Это касается в первую очередь таких направлений, как QA (quality assurance инженеры, тестировщики), frontend, поддержка. Что касается программистов (разные стеки), то, несмотря на общий рост числа кандидатов, найти действительно крутых специалистов по-прежнему непросто.


Мария Харченко,
HR-директор бухгалтерского сервиса для предпринимателей «Кнопка»

Айтишников всегда было непросто привлечь, но сейчас ситуация стала более приятной. Во-первых, мы готовы работать с удалёнными сотрудниками. Даже с теми, кто пошёл по пути релокации. Инструменты и отлаженная система работы позволяют сотрудникам быть эффективными и полезными для компании, даже находясь за пределами России. Во-вторых, далеко не все люди готовы к релокации, поэтому вынуждены искать вакансии в России.


Нынешний приток айтишников — не предел. Предложений от опытных спецов станет ещё больше через 2–3 месяца, когда у них закончатся выплаченные при сокращении штата отступные и настанет момент, когда необходимо двигаться дальше, прогнозирует Александр Азаров, гендиректор компании — разработчика программного обеспечения WaveAccess.

Джуны в неравной схватке

На этом фоне недавнему выпускнику онлайн-курсов приходится непросто: найти первую работу порой становится непосильной задачей. Да и попасть на эти самые айтишные курсы стало местами сложнее. Так, поступающие на «Яндекс.Практикум» (сервис онлайн-образования) студенты жалуются, что на платные курсы по аналитике приходится поступать как в университет — по конкурсу.

Опрошенные «Секретом» эксперты наблюдают нестабильность на рынке EdTech. С одной стороны, основатель Karpov Courses Анатолий Карпов говорит о кратном росте спроса на его продукт.

Анатолий Карпов,
основатель школы программирования Data Science Karpov Courses

В конце февраля мы готовились к разным исходам и были крайне рады, когда весной стали ставить рекорды по выручке. Если в 2020 году наши курсы прошли 250 человек, а в 2021-м — 1250, то в 2022-м мы уже успели выпустить 3500 специалистов.

Мы проводили опросы, которые показали, что люди восприняли геополитические события как спусковой крючок: нельзя откладывать жизнь. Они решились пойти на курсы, чтобы использовать новую профессию как социальный лифт


С другой стороны, основатель и руководитель школы интенсивного обучения веб-программированию Saintcode в Санкт-Петербурге Евгений Гриценко заметил рост спроса, но не платёжеспособности.

«Несмотря на высокую стоимость курса — сейчас это 150 000 рублей — его покупают. После 24 февраля в 3 раза выросло количество обращений. В то же время конверсия из заявки в оплату обучения выросла только на 30%», — рассказал Гриценко.

По числу выпускников, которые находят работу в IT после курсов, сведения тоже разнятся. В Skillbox говорят, что успешно трудоустраивается 88% пользователей, обратившихся в их Центр карьеры (данных, сколько выпускников обращаются в центр, нет). Karpov Courses говорит о 90% трудоустроенных выпускников, которые находят работу в течение 3 месяцев после выпуска. Skypro рассказывает о том, что 35% учеников находят место ещё до окончания обучения и 13% — в течение месяца после.

При этом сами игроки предупреждают о том, что онлайн-школы часто манипулируют данными об успешном трудоустройстве. «Считают, например, процент от тех, кто пришёл к карьерным консультантам, согласился на бесплатные стажировки (и через месяц вылетел)», — пояснила Светлана Шиманская, руководитель карьерного центра в онлайн-университете Skypro.

Так рынок перегрет?

На самом деле трудоустройство даже 60% недавних выпускников онлайн-курсов — дело вряд ли осуществимое. Особенно — если учитывать тот факт, что работодатели не спешат нанимать новичков, которых нужно обучить до нужного уровня и ещё начислять зарплату всё это время.

«Компания смотрит на джунов через призму инвестиций, так как должна вложить время и ресурсы в его обучение. На собеседовании быстро становится понятно, почему кандидат переучился — искренне интересуется и обладает системными знаниями или пришел только за деньгами. Так и получается, что кандидатов много, а подходящих мало», — сказала Елена Охота, заместитель руководителя отдела управления персоналом компании Axoft.

Общая ситуация такова: вкладываться в обучение новых кадров, особенно в условиях, когда компании не могут прогнозировать своё будущее, готовы только крупные игроки. И то — только в формате стажировок, чтобы вырастить спецов под себя и потом нанять не по конским ценам.

«Чтобы увеличить число молодых разработчиков, аналитиков, тестировщиков и т. д., мы выстраиваем собственную стажёрскую программу. Это позволяет в короткий срок "воспитать" начинающих инженеров», — рассказали в пресс-службе Ozon.

Наталья Краснобаева,
CEO&Founder Hopper IT

Мы крайне неохотно берем выпускников курсов, которые предлагают «стать крутым айтишником за 2 дня». Нам выгоднее развивать собственных джунов, которые пришли в компанию на стартовые позиции вроде технической поддержки: они знают наши продукты, они лояльны к бренду и уже адаптированы к процессам и культуре компании.


Но возиться со стажёрами готовы не все. Как правило, на обучение и адаптацию в профессии джуну требуется не меньше года, а этого времени у некоторых компаний просто нет.

«Когда ты можешь в любой момент закрыться через 3 месяца после очередных изменений рынка, физически нет возможности думать об обучении молодых сотрудников. При этом мы всегда рады видеть в команде талантливых джунов, но именно курсы по IT, которые он или она прошли, играют небольшую роль. Важны мотивация и талант, а не корочка: пусть лучше будет самоучка, но с огнем в глазах», — сказал Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед».

Жанна Русакова,
HR BP-платформы автоматизации маркетинга Mindbox

Выпускников онлайн-курсов действительно стало много, мы их рассматриваем на наши программы стажировки наравне с выпускниками технических вузов. При этом конкурс всё равно высокий, примерно 1 из 40–50 кандидатов будет принят на стажировку по итогам тестовых заданий и собеседований.


Елена Иванова,
старший IT-рекрутер компании Webinar Group

Джунов сейчас очень много, это факт. Многих людей привлекает высокий спрос на IT-специалистов и конкуренция между компаниями в борьбе за лучшего сотрудника, готовность их «перекупать». Мы ищем, как правило, специалистов начиная от уровня middle, чтобы человек сразу мог закрывать потребности бизнеса. Но иногда, конечно, набираем джунов, правда, очень-очень редко.


Юлия Ким,
HR-директор компании Jump.Finance

К сожалению, редко бывает, что у джуна есть опыт в коммерческой разработке, — чаще всего это является ключевым фактором при выборе кандидата. Мы, например, не рассматриваем соискателей без опыта, так как у нас сложный финтех-продукт, который требует фундаментальных знаний и практического опыта со сложными технологиями — зачастую ни один онлайн-курс эти потребности не закрывает.


В целом подавляющее большинство компаний, опрошенных «Секретом», говорят о том, что сейчас трудовой рынок IT перегрет из-за наплыва большого количества выпускников онлайн-курсов. И их зарплатные ожидания далеко не всегда соответствуют опыту и навыкам, поэтому бизнес не спешит их расхватывать.

«К нам в компанию c головным офисом на Урале стучатся ребята от 25 до 35, в основном без профильного образования в IT, только после курсов. Вот недавно был железнодорожник с предложением стать джун-разработчиком и запросом на зарплату в 50 000–60 000. Это завышенное ожидание для такого кандидата: зарплатный срез по нашему уральскому региону на стартовые позиции ниже Москвы на 10–15%», — сказала Екатерина Кашигина, ведущий HR-менеджер IT-сервиса Callibri.

По Москве джуны, как правило, просят в районе 70 000 рублей. «Довольно большое количество малоквалифицированного персонала сегодня на IT-рынке, при этом запросы по уровню вознаграждения у них довольно высокие. Однако адекватных, реально оценивающих себя специалистов мы охотно берем», — добавил Владислав Уткин, директор по IT производственной компании «Технониколь».

Тенденции таковы: количество специалистов в IT растёт, а на рынке происходит коррекция набранных за безумные, нерыночные заработные платы айтишников за последние 2–3 года (когда компании перекупали разработчиков друг у друга), полагает Руслан Ахтямов, директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT.

«Сейчас всё пришло в норму и компании не сокращают людей, потому что им не нужны айтишники, а они просто приходят в соответствие с реалиями. Работодатель увольняет дорогих, неэффективных, набранных за большие деньги сотрудников и приглашает к себе людей за приемлемые деньги. Так что айтишникам нужно готовиться к тому, что больше не будет раздачи бесплатных денег», — резюмировал Ахтямов.

Каких спецов до сих пор ищут?

Говорить о решении проблемы с дефицитом кадров в IT-сфере (о чем говорит всё бизнес-сообщество и даже власти) пока слишком рано. На полное удовлетворение потребности бизнеса уйдёт минимум года три, сходятся во мнении опрошенные «Секретом» эксперты. А кратковременное обучение на курсах не только не решает проблему кадрового голода, но и может её усугубить, создав видимость профицита, полагает Екатерина Дементьева, директор по персоналу компании — разработчика ПО «МойОфис».

«Реалии таковы, что, например, юрист, который при помощи короткого курса переквалифицировался в разработчика, менее интересен работодателям в качестве сотрудника отдела разработки. В шаблонных ситуациях он, скорее всего, сориентируется, но при возникновении необычного кейса у человека с большой долей вероятности случится ступор», — пояснила Екатерина Дементьева, директор по персоналу компании — разработчика ПО «МойОфис».

Среди специалистов, которые до сих пор пользуются самым большим спросом среди работодателей, эксперты называют разработчиков на React и Golang, а также тимлидов, DevOps engineer, продакт-менеджеров.

Галина Канцелярист,
директор по кадровым и административным вопросам ГК InfoWatch

Одной из самых сложных вакансий мы считаем поиск разработчиков на языке Golang (Go). Во-первых, язык сравнительно молодой, а значит, мало опытных разработчиков. Во-вторых, в пандемию коронавируса мы наблюдали взрывной рост web-сервисов, и крупные компании просто расхватали специалистов. Для нас сложность закрытия вакансии заключается ещё и в том, чтобы замотивировать его выбрать нас. Гошники — это именно тот случай, когда у кандидата на руках сразу несколько офферов с прекрасными условиями. Нам приходится конкурировать, в том числе и с более крупными компаниями, которые предлагают кандидатам оклады выше рынка.


Артем Зыза,
продакт-менеджер «Хабр Карьеры»

Самое большое расхождение спроса и предложения мы видим в администрировании и разработке ПО. Специалисты не идут на вакансии даже с учетом того, что работодатели повышают зарплаты. В тестировании и аналитике спрос совпадает с предложением: специалисты идут на вакансии, в вакансиях растут зарплаты. Менеджмент, дизайн и маркетинг — сферы, в которых специалисты идут на более низкие зарплаты. По языкам картина такая: работодатели больше всего ищут разработчиков на React, а у соискателей лидирует Python.


Алена Шеина,
руководитель отдела рекрутинга компании Selectel

В связи с уходом ряда международных IT-компаний с российского рынка появилась потребность в замещении их продуктов отечественными аналогами. Это масштабная задача, которая требует большого количества сильных кадров. Самыми дефицитными остаются senior backend разработчики, тимлиды, DevOps engineer, продакт-менеджеры.


Татьяна Гладюк,
директор по персоналу и организационному развитию холдинга S8 Capital

Сейчас всё так же востребованы направления эксплуатации DevOps, SRE-инженеры, специалисты облачных технологий и разработки. При этом перекоса у нас не случилось: количество резюме в основном равномерно перекрывает возникающие вакансии. Основные сложности возникают в поисках Fullstack, когда один специалист должен быть экспертом в нескольких технологиях, например, сильным менеджером команды и при этом техническим экспертом с практическим опытом kubernetes + golang + paas.


А значит, для новичков всё же есть неплохие шансы войти в айти. Главное — знать, как это правильно сделать. Для начала потенциальному айтишнику стоит честно признаться: не дань ли это моде и готов ли он работать за сильно меньшую, чем грезилось, зарплату.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com