Опубликовано 08 февраля 2024, 08:40
4 мин.

Штраф или арест: россиянам объяснили, что грозит за использование хайповых VR-очков за рулём в России

Автоюрист Воропаев: За вождение в Vision Pro и подобных очках можно получить штраф от ГИБДД. Очки виртуальной реальности Apple Vision Pro уже взорвали интернет: в Сети вирусятся ролики, как люди ходят в них по улицам, моют посуду и даже садятся за руль. Звучит как дикость, но широкое распространение таких устройств — это дело уже завтрашнего дня. Вот только злоупотребление ими грозит серьёзными неприятностям, в том числе с законом. Что будет российским водителям, которые не снимут VR-шлем и продолжат «ловить покемонов» во время поездки, объяснил автоюрист Лев Воропаев.

«Самые ожидаемый девайс года», очки смешанной реальности (VR и AR) Vision Pro от Apple, едва выйдя, всколыхнули поугасший было интерес к подобным устройствам. При этом технологии дополненной реальности едва ли не более важны, чем возможность с головой погружаться в мир виртуальных игр и путешествий. Перспектива использовать какие-то цифровые технологии в прозрачных очках, позволяющих видеть сквозь них и видеть даже больше, чем без них, сулит человечеству переход на качественно новый способ взаимодействия с окружающим миром.

Однако в этом кроется и своя опасность — привыкнув к AR-помощнику перед глазами, люди могут становиться беспечными и продолжать использовать очки там, где не стоило бы. В том числе даже за рулём. Пока законы большинства стран никак не регулируют этот момент, хотя в США Минтранс уже призвал владельцев гарнитуры смешанной реальности от Apple не использовать устройство за рулём, даже если автомобиль оборудован системой полуавтономного управления.

Но даже если в России такие призывы ещё не звучат, это не означает, что вождение в каких-нибудь Google Glasses или Vision Pro не пройдёт без последствий.

Лев Воропаев
автоюрист

Как использование телефона виртуальные очки расценивать точно не будут. А вот как предметы, ограничивающие обзорность, — однозначно да. Штраф за это нарушение — 500 рублей.

Думаю, первоначально никаких требований на этот счёт не будет, но постепенно будут появляться постановления, требования сотрудников ГИБДД, запрещающие водителям использовать такие устройства за рулём, так как они сильно сужают угол зрения. И в случае невыполнения этих требований, если водитель в таких очках будет ездить и попадаться регулярно, дело может дойти и до административного ареста на 15 суток.


Конечно, всё зависит ещё и от конфигурации этих очков, подчеркнул юрист. Если они будут выглядеть как обычные солнечные очки, например, сотрудник ГИБДД даже не поймёт, что это очки дополненной реальности, и никаких претензий к водителю не возникнет. К очкам полицейские присматриваются обычно, только если в водительском удостоверении написано, что водитель не может вести машину без очков.

А если они выглядят как объёмное устройство, которое очевидно ограничивает угол обзора, то даже пытаться что-то доказать остановившему вас дэпээснику не стоит.

Лев Воропаев
автоюрист

Но сейчас пока таких претензий нет или они единичны — водители и сами пока не особо торопятся водить в Google Glass и VR-шлемах (это и дорого, и неудобно).


Если же водитель всё же сядет за руль в таких очках и устроит аварию, по закону использование подобных устройств пока не входит в перечень отягчающих обстоятельство, объяснил Воропаев. Но оно может характеризовать водителя, особенно если его не в первый раз ловят. На такие нюансы судьи тоже смотрят при вынесении решения, чтобы понять, насколько это несознательный гражданин. Поэтому шанс поймать более жёсткое наказания довольно велик.

Пока речь идёт только об ограничении обзорности — несмотря на прозрачное стекло, большинство VR- и AR-очков — это довольно громоздкие и тяжёлые устройства. По мере совершенствования технологии подобные очки будут становиться всё незаметнее, вплоть до контактных линз с AR-функцией. А это значит, подчеркнул юрист, что нам, безусловно, потребуется новое законодательство в сфере ПДД и КоАП, которое будет регулировать использование таких устройств.

При этом не обязательно запрещать — какие-то функции дополненной реальности могут быть даже полезны водителю, например подсвечивать разметку и малозаметные знаки на дороге, предупреждать о препятствиях, осуществлять контроль скорости движения. Так что регулирование должно касаться именно способов использования AR-очков и линз.

Но реальное его применение будет тесно связано с техническими возможностями сотрудников ГИБДД выявлять нарушения, создающие опасность для дорожного движения.

Лев Воропаев
автоюрист

Вопрос программного обеспечения и контроля. Для чего это устройство, какая программа там стоит, помогает ли она или мешает безопасности движения. Но пока проще обеспечить искусственным интеллектом машины, а не вешать дополнительную электронику на водителя.


Действительно, автомобили сейчас совершенствуются, но и тут регулирование пока отстаёт от прогресса. Хотя на днях стало известно, что Минтранс хочет внести изменения в закон об ОСАГО, касающиеся случаев ДТП с беспилотными транспортными средствами. Это поможет страховым компаниям понимать, кого считать виноватым в таких случаях и как выплачивать страховку.

«Что касается дополнительного искусственного интеллекта, то по этой части пока никаких изменений в законодательстве нет, это всё на уровне экспериментального режима пока. Но такие дополнения однозначно нужны, и нужны в самом ближайшем будущем. Если будут автомобили, которые могут ездить без водителей, помогать водителям, нужно менять Правила дорожного движения», — уверен Лев Воропаев.

А пока законы всё же скорее не позволяют использовать какие-либо компоненты дополненной реальности за рулём. Несмотря на то что в теории это может стать полезным водителю, пока это больше про опасность, чем про безопасность. И говорить о том, как это будет на практике на самом деле, мы сможем ещё очень нескоро — все подобные технологии сейчас только обкатываются и стоят слишком дорого, чтобы стать массовыми в ближайшем будущем.