«Тебя считают недалёким». Минусы, о которых нужно знать, перед тем как стать продажником
Работа в продажах привлекает многих россиян. И не случайно: эта профессия, несмотря на все сложности в экономике, одна из самых востребованных. Манят специалистов и высокие зарплаты — до 250 000 рублей в месяц (а в редких случаях и выше). Хотя сфера широкая и специфика у разных видов продаж разная, минусы у профессии общие. Какие именно — рассказывают игроки рынка.
Нужно 24/7 общаться с людьми и подстраиваться под каждого собеседника
Записная книжка должна состоять из тысячи контактов разного уровня: сила продажника — в связях и нетворкинге. Но иногда хочется отдохнуть и побыть с самим собой, а времени на это нет.
Нет универсального «золотого» скрипта, который подходил бы всем клиентам. Одним нужно продавать агрессивно, другим — более дипломатично. Каждый раз надо пробовать что-то новое и искать индивидуальный подход.
Природная харизма будет плюсом, но не стоит полагаться на нее целиком и полностью. Знание товара и активный нетворкинг — то, без чего продажнику не обойтись.
Продаёшь даже близким и перестаешь радоваться праздникам
Обратная сторона медали работы продажника — это порой и круглосуточная работа, поскольку клиент может позвонить/написать до и после рабочего дня. И ещё ты перестаешь так сильно радоваться праздничным выходным: между праздниками и сразу после традиционно слабые продажи, в нашем случае отгрузки.
У меня есть несколько знакомых сейлзов, которые не могут выключить внутреннего продажника, выйдя из офиса. При общении с ними кажется, будто они пытаются понять, что полезного могут от тебя получить. Но уметь переключаться очень важно.
Постоянные отказы и, как следствие, выгорание
Продажи — это эмоционально затратная работа. Ты тратишь время на выстраивание отношений с клиентом, налаживаешь с ним крепкий контакт, но в итоге можешь ничего ему не продать. К этому непросто подготовиться.
Работа продажника бьёт по самооценке. Трудно с прежним азартом продавать, зная, что тебе до этого пять человек отказали. Идёт вечная борьба с самолюбием. При этом важно помнить, что отказывают не лично тебе, а тому, как ты продаешь и что ты продаешь.
Холодные продажи — это большая головная боль. У клиентов они вызывают раздражение по ряду причин: увеличение количества спам-звонков и мошенников, нежелание тратить время на общение с незнакомым человеком. Скрипты разговоров воспринимаются больше как неумелая манипуляция, а не помощь.
Если говорить о продажах услуг в B2B, то к общему скепсису по поводу холодных продаж добавляется тот факт, что приобретение услуги означает для покупателя ответственность не только перед собой, но и перед компанией.
85% потенциальных клиентов отказываются от заключения договора по простой причине: из-за невозможности пощупать и оценить продукт они вынуждены брать на себя все риски по покупке услуги, например интеграцию новой технологии в свой отдел или в процессы всей корпорации.
Клиенты ругают продукт, начальник недоволен, отказы идут один за другим. Будет тяжело, если принимать всё это на свой счёт. С выгоранием могут столкнуться даже опытные сейлзы. Эта работа требует стабильной психики и нацеленности на результат.
Во многих компаниях ценят разработчиков, инженеров и дизайнеров. Продажников же часто считают недалёкими и легкозаменимыми. Но именно продажники приносят в компанию деньги, из которых все остальные получают премии.
Качество товара или услуги зависит не от тебя
Могут попадаться сложные в переговорах люди, которые изъясняются не всегда на русском литературном, а на русском матерном. И еще есть нюанс: к сожалению, не всегда результат зависит от тебя. Твои согласования с клиентом о перевозках могут наткнуться на проблемы логистики (связанные со сроками, упаковкой и даже особенностями подъезда к складу). Но их нам зачастую удается благополучно разрешать.
Продавая услугу для B2B-клиента, нужно быть готовым к тому, что менеджер по продажам не влияет непосредственно на качество предоставляемой услуги, а значит, и на свой доход. Если проектная работа коллег или коллектива в целом будет неудачной, например над пилотным проектом, то никакого продолжения работы с клиентом ожидать не стоит, как и получения процентов от новых продаж ему.
Большой заработок придёт не сразу
Продажник редко может зарабатывать круглые суммы уже на старте. Если на собеседовании в компанию рассказывают про 1,5 млн рублей бонусами, которые продажница Алёна получила за квартал, нужно понимать, что это редкость, что к таким деньгам Алёна шла долго и что тут много нюансов. Можно месяцами сидеть на копеечном окладе, но, когда сделки начнут закрываться, расклад будет совсем другой. Только терпения хватает не у всех.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License