Опубликовано 20 ноября 2024, 09:00
2 мин.

Почему новый «блогерский» сбор коснётся всех россиян. Объясняет эксперт

Экономист Разинкина: Бизнес будет вынужден будет повысить цены из-за нового закона о рекламе. В России готовят законопроект, согласно которому распространители рекламы, в том числе блогеры, должны будут дополнительно отчислять в бюджет 3% дохода. Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Разинкина сказала «Секрету», что рекламодатели переложат эти расходы на потребителей.

Что за рекламный сбор

Депутаты Госдумы хотят заставить платить всех, кто имеет отношение к распространению рекламе в интернете:

  • СМИ;
  • блогеры;
  • операторы рекламных систем;
  • посредники между операторами и рекламодателями.

Ставка сбора — 3% от дохода за квартал.

Пока до конца не ясно, будет ли платить по столько каждый участник рекламной цепочки (например, площадка, на которой разместили рекламу, и рекламный агент). Зато уже понятно, что сбор не коснётся федеральных теле- и радиоканалов.

Положение о сборе неожиданного добавили в поправки к закону «О рекламе» перед вторым чтением. Об этом стало известно 18 ноября после публикации в «Коммерсанте». Если проект примут, положение о новом сборе заработает уже с 1 января 2025 года.

К чему приведёт рекламный сбор

кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финуниверситета при Правительстве РФ

Скорее всего, стоимость рекламных контрактов возрастёт, и бизнес вынужден будет повысить цены на свои товары и услуги, чтобы переложить свои рекламные расходы на потребителей. Больше всего от этого могут пострадать малые и средние предприниматели, выживающие в условиях и без того низкой маржинальности.


Может показаться, что новый сбор сыграет на руку теле-, радиоканалам первого и второго мультиплекса, которых данное нововведение не должно коснуться. Отчасти это действительно так, но ожидать массового оттока клиентов к ним всё-таки не стоит, считает эксперт.

«Телевизионная реклама имеет свою специфику: дорого, сложно и долго создавать рекламный продукт, невозможно обеспечить точное его попадание в целевую аудиторию», — отметила Ирина Разинкина.

Куда пойдут собранные деньги

Согласно поправке, деньги собираются направить на поддержку отечественных разработчиков софта и «поддержку развития и функционирования информационных ресурсов».

Долгое время критически важная цифровая инфраструктура России работала на иностранных платформах с использованием импортного софта. Импортозамещение требует масштабных инвестиций в отрасль.

«Государство решило разделить это бремя с теми, кто, по его мнению, тоже будет выгодоприобретателем наличия развитой, стабильной, соответствующей мировым стандартам цифровой и интернет-инфраструктуры», — констатировала Ирина Разинкина.