secretmag.ru
Опубликовано 23 октября 2022, 00:01
4 мин.

Жадность и русофобия. Почему не дешевеют товары, которые везут в страну по параллельному импорту

Казалось бы, легализация параллельного импорта (ввоза товаров без разрешения правообладателя) должна была снизить стоимость таких продуктов. Даже антимонопольная служба (ФАС) предполагала, что за счёт конкуренции поставщиков товары должны стать доступнее. Однако мы видим, что продукты ушедших из России марок стоят теперь вдвое-втрое дороже, чем, например, в Европе, Турции и других странах. Даже несмотря на укрепление рубля.

Жадность и русофобия. Почему не дешевеют товары, которые везут в страну по параллельному импорту

Почему цены не упали

Причины, пожалуй, две.

Первая — это крайне запутанная логистика. Большинство товаров нельзя ввозить напрямую из Европы, США в Россию. Частично — из-за наложенных санкций на экспорт в РФ, частично — из-за личного нежелания поставщиков работать на Россию, боязни скомпрометировать себя.

Как следствие — схема, которая позволяет завозить оптом партии по параллельному импорту, очень сложная с точки зрения закупки, оплаты, логистики.

Большая часть товаров закупается и оформляется через Турцию. Турецкая компания приобретает европейский, допустим, товар. Далее приходится совершать несколько перепродаж в Турции, чтобы запутать следы, ведь контролирующие органы ЕС и США пытаются отслеживать такие сделки.

Каждая такая перепродажа — это 2–3% наценки к стоимости товара. «Запутанность» схемы будет зависеть от того, насколько строго он отслеживается. Например, для запчастей к автомобилям и более сложных товаров перепродаж приходится совершать немало.

Иногда импортёры пользуются схемой «прерванного транзита». Товар закупается в Европе для компании в СНГ с отправкой через Россию, а на границе — где-нибудь в Смоленске или в Пскове — «переуступается» покупателю из РФ.

В любом случае такая непрямая логистика, колоссальное количество бумажной работы, задействование нескольких звеньев в цепочке удорожает саму доставку вдвое по сравнению с прямым маршрутом. То есть вместо условных $10 000 долларов за перевозку контейнера из Италии в Россию мы имеем $20 000.

Помимо реэкспорта через Турцию и «прерванного транзита» параллельные импортёры пользуются рынками других стран. Если вам встречалась Coca-Cola из Казахстана или Узбекистана, вы понимаете, о чём речь.

Если товар сперва импортировали, доставили в одну страну, а его оттуда нужно перекупить, доставить в другую — мы опять получаем удорожание, которое также будет зависеть и от степени наглости местных продавцов этих товаров: уж они-то понимают, что российскому покупателю сегодня выбирать не приходится.

Второе зло — это, безусловно, жадность самих поставщиков. Конкурентного бума, на который рассчитывала ФАС, не случилось. Оказалось, что в нынешней обстановке найти оригинальные товары не так-то просто. Особенно остро, например, проблема стоит опять же в сфере запчастей. И поставщики понимают, что те, кому важна оригинальность, за неимением альтернативы заплатят, в общем-то, любые деньги, лишь бы иметь уверенность в происхождении товара.

Что касается одежды, которая появляется на маркетплейсах вдвое-втрое дороже, чем она продается в Турции, — пожалуй, это можно объяснить совокупностью этих двух факторов. Всё-таки одежда определенных марок или косметика не предметы первой необходимости, и те, кто привык пользоваться определёнными продуктами, скорее всего, продолжат искать и покупать их же, невзирая на цену.

Впрочем, могу предположить, что поставки только устаканиваются, и сейчас ещё присутствует некая эсклюзивность среди поставщиков товаров по параллельному импорту. Но в этот процесс заходят новые и новые игроки, так что, возможно, ожидаемая ФАС конкуренция и снижение цен до приемлемых уровней — это наша ближайшая перспектива.

Можно ли всё-таки найти подешевле

Челночество процветало в 90-е и 2000-е и обрело второе дыхание сейчас, когда возможностей поехать за границу самостоятельно у потребителей всё меньше, а привычного ассортимента во многих сегментах нет. Но если в случае с параллельным импортом есть хоть какая-то уверенность в товаре, то покупка через байеров (новое модное название для челноков) несёт в себе высокие риски.

Байеры — это физические лица, а не предприниматели. Соответственно, у них нет аналогичной ответственности перед покупателями. И если официально ввозимые по параллельному импорту товары таможня проверяет на оригинальность и смотрит документы, подтверждающие безопасность продукции (что очень актуально для электроники или косметики, допустим), то физлиц никто не контролирует.

Так что если это не проверенный вашими хорошими знакомыми, рекомендую дважды подумать, прежде чем обращаться к нему за такими услугами.

Реально ли самому заработать челночеством

Если же вы сами собираетесь заняться челночеством, нужно понимать, что речь не идёт о взаимодействии с поставщиками напрямую: никакой оптовик 3–4 игровые приставки или сумки Gucci не продаст. Значит, идти нужно в розничные магазины и покупать товар без контракта, с обычным чеком.

На таможне товар заявляется как покупка для личного пользования. Если превысить допустимый лимит ($10 000 долларов при перемещении самолётом), то придётся платить пошлину. Ещё на этом этапе таможня может заподозрить, что ввозится коммерческая партия, и будет всячески пытаться этот факт доказать, чтобы заставить уплатить пошлины и штраф.

Если на таможне всё прошло гладко, опасности могут подстерегать дальше. Налоговая самостоятельно или по чьей-то наводке может заподозрить, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, не будучи зарегистрированным ИП или юрлицом, не платя налоги. Тогда она попытается установить этот факт, если он подтвердится, то привлечь к ответственности.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, Unsplash License