secretmag.ru
Опубликовано 19 февраля 2024, 09:40
4 мин.

МВД не отдаёт новый паспорт — помогут ли жалобы на задержку? Мнение юристов

Юристы рекомендовали жаловаться на МВД при задержке выдачи паспорта. Всем россиянам приходится время от времени менять паспорта: из-за наступления определённого возраста, смены Ф. И. О. или, например, потери документа. По закону новый паспорт должны делать быстро, но на практике процесс нередко затягивается. Что делать, если документ не отдают в положенные сроки, как составить жалобу и каким будет результат, «Секрет» узнал у юристов.

В какие сроки должны сделать новый паспорт

Оформлять внутренний паспорт РФ должны в течение пяти рабочих дней — причём вне зависимости от места жительства или пребывания, а также обстоятельств замены документа, напомнила эксперт объединённого юридического центра «Парфенон» Диана Суворова.

Диана Суворова
эксперт юридического центра «Парфенона»

Что касается заграничного паспорта, для его получения предусмотрен срок в 30 дней, но практика показывает, что могут возникать задержки в силу различных причин: технических неполадок, недостатка ресурсов или проблем у производителей. Так, в 2023 году задержки были вызваны увеличением спроса на биометрические паспорта, что привело к нехватке определённых компонентов, необходимых для изготовления документов.


Если положенные сроки оказались нарушены, у человека есть право защитить свои права. Как это сделать?

На что можно пожаловаться

Подать жалобу на действия, бездействие или решение должностных лиц подразделений по вопросам миграции можно по разным причинам, продолжили члены Ассоциации юристов России — адвокат Кирилл Павленко и директор юридического бюро «Справедливое решение» Кристина Логинова. К ним относятся:

  • нарушение срока регистрации запроса;
  • нарушение срока предоставления услуги (как раз наш случай);
  • требование не предусмотренных услугой документов;
  • отказ в приёме документов;
  • отказ в предоставлении услуги;
  • требование не предусмотренной услугой платы;
  • отказ в исправлении допущенных ошибок и опечаток в выданных документах или нарушение срока исправлений.

Кому жаловаться

В первую очередь нужно понять, кому вообще жаловаться на допущенную несправедливость. Вариантов здесь несколько.

Мария Спиридонова
член Ассоциация юристов России

В случае нарушения государственными органами сроков выдачи паспорта необходимо подать жалобу в орган, предоставляющий государственную услугу, в вышестоящий орган или суд на бездействие должностного лица. Также можно обратиться с жалобой в прокуратуру, что должно ускорить процесс выдачи паспорта.


Кстати, если из-за невыдачи загранпаспорта в положенные сроки пришлось отменить запланированную поездку и потерять на этом деньги, можно потребовать возместить убытки. Для этого тоже нужно обратиться в суд.

Как подать жалобу

В первую очередь стоит отправить онлайн-обращение через портал досудебного обжалования на «Госуслугах». В нём нужно указать проблему, с которой столкнулся человек, а также орган, ответственный за выдачу документа.

Помимо этого, можно подать обычную жалобу — в письменной форме на личном приёме или в электронном виде.

«Жалоба может быть направлена по почте ценным письмом по месту нахождения органа, должностного лица, действия которого обжалуются, а также может быть передана при личном приёме заявителя», — отметили Кирилл Павленко и Кристина Логинова из Ассоциации юристов России.

В электронном виде жалобу можно отправить через те же «Госуслуги» или сервис «Прием обращений» на официальном сайте МВД России.

Что должно быть в жалобе

Жалоба должна содержать:

  • название территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, которое предоставляет услугу, или фамилию, инициалы и специальное звание должностного лица, если проблема в конкретном человеке;
  • Ф. И. О. заявителя, его место жительства, номер контактного телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес, куда нужно направить ответ;
  • информацию о решениях и действиях (или бездействии) должностных лиц, которые и стали причиной жалобы;
  • доводы, на основании которых человек не согласен с этими решениями или действиями.

Когда должны рассмотреть жалобу

После поступления жалобу должны рассмотреть в течение 15 рабочих дней со дня её регистрации.

«А в случае обжалования отказа подразделения по вопросам миграции либо должностного лица в приёме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня её регистрации», — добавили Кирилл Павленко и Кристина Логинова из Ассоциации юристов России.

Каким будет результат

Жалобу могут удовлетворить частично или полностью либо отказаться это делать. Всё будет зависеть от ситуации и содержания жалобы.

Диана Суворова
эксперт юридического центра «Парфенона»

Эффект от поданной жалобы может быть различным и зависит от конкретной ситуации. Чаще всего обращение ускоряет процесс выдачи паспорта и привлекает внимание к проблеме, вызвавшей задержку. Порой жалоба даже может привести к проведению серьёзной проверки и принятию масштабных мер по исправлению нарушений. В любом случае обращение с жалобой является законным способом защиты прав и интересов гражданина.