Ржавая, холодная, вонючая. Кому жаловаться на плохую воду в многоэтажке и какой она вообще должна быть
Год за годом суммы в платёжках за ЖКУ растут, чего не скажешь о качестве коммунальных услуг. Тысячам россиян приходится жить с плохой водопроводной водой — она чем-то пахнет, странно выглядит и явно не соответствует температурным нормам. Как добиться положенного по закону и вернуть потраченные на сомнительную жижу деньги? «Секрет» разобрался с юристами и экспертами в сфере ЖКХ.
Какой должна быть водопроводная вода
Требования к качеству воды прописаны в специальном документе — приложении № 1 к правительственному постановлению о коммунальных услугах, рассказывает юрист «Европейской юридической службы» Евгений Корнеев. В нём подробно рассказывается как о холодной, так и о горячей воде.
Вот что требуется от воды холодной.
- Подавать её должны бесперебойно. Перерыв может достигать суммарно восьми часов в месяц и четырёх часов единовременно при аварии — это максимум.
- Давление воды должно составлять от 0,03 до 0,6 МПа (мегапаскаля, или килограмм-силы на квадратный сантиметр).
- Вода должна всегда соответствовать требованиям по составу и свойствам. Никаких отклонений быть не может.
- Строгих требований по температуре нет, в среднем это 7–12 градусов.
Требования к горячей воде немного другие.
- С бесперебойностью подачи всё ровно так же — не больше восьми и четырёх часов перерыва. При аварии на крупной магистрали воды может не быть 24 часа подряд. Также допускается перерыв на время ежегодных профилактических и ремонтных работ (обычно это 10–14 дней, сроки нужно уточнять в своей управляющей компании).
- Давление должно составлять уже от 0,03 до 0,45 МПа (максимальный показатель меньше, чем у холодной, потому что прорыв такой трубы опаснее для жильцов).
- Отклонение состава и свойств горячей воды от требований недопустимо.
- Температура должна составлять от 60 до 75 градусов (так и микробы погибнут, и руки не обожжёшь). Ночью, с полночи до пяти часов утра, отклонение может достигать пяти градусов, а днём — только трёх. Если температура горячей воды ниже 40 градусов, она считается холодной.
Детальные условия по составу и свойствам воды надо искать в специальном СанПиНе. Вот какие ключевые требования предъявляют к воде:
- отсутствие постороннего запаха и привкуса (они должны быть нейтральными и чуть уловимыми);
- прозрачность;
- отсутствие окраски.
Что касается химических показателей, то чаще всего интерес представляют жёсткость, водородный показатель, сухой остаток (или общая минерализация), окисляемость. Вообще показателей здесь очень много, и у каждого свои предельные значения.
Вирусов, бактерий и паразитов в воде также быть не должно.
/imgs/2024/05/20/15/6473630/1e27acbcbb80211f860d05ee00de657c0b6d205b.jpg)
Отклонения от гигиенических нормативов допустимы только при двух условиях: людей не могут опбеспечить водой другим способом; в период отклонений от норм здоровью людей ничего не будет представлять опасности.
Замечу, что подобные отклонения должны носить временный характер, о сроке действия которого сообщается дополнительно.
Кому жаловаться на плохую воду
Аварийке
Если вы заметили, что с водой что-то не так, первым делом нужно обращаться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании — то есть к исполнителю услуги.
/imgs/2024/05/20/15/6473629/982aeb4e412fdc305f8a9c743ce2bc4afbc63822.jpg)
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать обращение и направить работника для проверки факта нарушения. Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушений. Один экземпляр акта передаётся собственнику (или его представителю), второй экземпляр остаётся у исполнителя (управляющей организации).
Если проверку не провели в положенные сроки, то вы имеете право самостоятельно составить акт проверки качества (понадобится экспертиза, о которой мы расскажем ниже). Его должны подписать как минимум два потребителя услуги (вы и ещё кто-то) и председатель совета многоквартирного дома или председатель ТСЖ, ЖСК и так далее. Чаще всего на практике документ подписывают соседи.
Порой жильцам советуют обратиться напрямую к поставщику ресурсов. Действительно, можно попросить его провести проверку и прислать отчёт, вот только по закону за воду внутри дома отвечает именно УК. Так что как только труба скрывается в многоэтажке, поставщик уже ни при чём.
Надзорным органам
Если коммунальщики не реагируют на обращения, стоит написать жалобу в Государственную жилищную инспекцию. Она сама проведёт проверку и при необходимости заставит устранить нарушения, отметил юрист Евгений Корнеев.
Помимо этого, можно обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор. Сделать это можно через сайт или лично, напомнил юрист, статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров. Ведомства могут замотивировать коммунальщиков соблюдать требования законодательства. И как показывает практика, такие обращения довольно эффективны.
Суду
Если вообще никто не хочет заниматься вашей проблемой, а коммунальщики так и ходят безнаказанными, придётся перевести дело в другую плоскость — и обращаться в суд.
В исковом заявлении потребуйте провести независимую проверку качества воды и добиться её соответствия требованиям. Помимо этого, можно рассчитывать на возмещение ущерба.
Но если жильцы в доме активные, то обычно до этого дело не доходит.
Как провести экспертизу воды
Вообще управляющие организации сами отвечают за контроль качества холодной и горячей воды — и должны периодически её проверять. Такова позиция органов государственного жилищного надзора, Роспотребнадзора и Верховного суда.
/imgs/2024/05/20/15/6473627/38dee363f61f19ca5df8dd3a3a8b6658d648dcb5.jpg)
Управляющие организации не только выступают как исполнители коммунальных услуг, но и выполняют работы по содержанию и ремонту системы водопровода, имеют непосредственный доступ к внутридомовым инженерным системам дома. Поэтому они должны контролировать качество воды в пределах границ своей ответственности.
Если нарушения серьёзные и систематические или в УК отказываются проводить проверку, придётся самому устроить экспертизу воды — так у вас на руках окажутся доказательства того, что коммунальщики совсем отбились от рук.
Но как это сделать? Очевидно, что своими силами определить факт нарушения жильцу трудно.
/imgs/2024/05/20/15/6473625/ac7ba3e3f625b03455e6c47b72b01f6587a7b203.jpg)
Единственный параметр, который можно зафиксировать своими силами, — это температура горячей воды (бытовым термометром). Но здесь могут быть претензии со стороны исполнителя, что измерения температуры проведены не поверенным прибором.
Все остальные параметры (давление, мутность, запах, цветность и т. п.) могут быть зафиксированы специальными приборами (манометром для давления) или в ходе экспертизы проб воды.
Выходит, так или иначе придётся обращаться в сертифицированную лабораторию. Как отметил юрист Кочановский, они бывают государственные и частные — в последних подобные услуги обычно обходятся дороже.
Для того чтобы подтвердить нарушение, почти наверняка понадобится только один замер. Ключевое — подробно расписать порядок и место отбора проб воды, чтобы потом результаты экспертизы было сложнее оспорить.
Также экспертизу воды может провести Роспотребнадзор — в случае, если между потребителем и коммунальщиками возникнет спор.
Как добиться перерасчёта за плохую воду
Если вода не соответствует требованиям, то жильцы не обязаны платить за неё столько же, сколько и за воду качественную — они имеют право на перерасчёт.
Температура
- Если горячая вода ниже 40 градусов, можно платить за неё как за холодную.
- Если отклонение температуры сверх нормы, размер платы снижается на 0,1% за каждый час нарушения.
Давление
- Если давление отличается от положенного на 25% и меньше, размер платы снижается на 0,1%.
- Если разница больше 25%, то из квитанции вычитают каждый день предоставления некачественной услуги.
Состав
Если состав не соответствует СанПиН, в квитанции также не учитывают дни предоставления некачественной услуги.
/imgs/2024/05/20/15/6473626/7a71ef83cf864f2778e6bf9109fbe19179a60bc9.png)
Для перерасчёта потребителю необходимо обратиться в УК, ТСЖ с целью зафиксировать время начала и окончания отклонения параметров водоснабжения. Сделать это можно как по телефону, зафиксировав номер заявки у диспетчера, так и письменно либо через сайт системы ГИС ЖКХ.
Если вы обратитесь с просьбой о перерасчёте, не подтверждённой соответствующим образом, то велика вероятность, что вам могут отказать в перерасчёте.
В дальнейшем данные о перерасчёте должны отразить в квитанции.
Как повысить качество воды самому
Бывает так, что вода вроде бы соответствует нормам, но жителей дома всё равно не радует — хотелось бы почище, повкуснее или потеплее. А ещё случаются ситуации, когда решить проблему с водой здесь и сейчас невозможно: управляющие или поставщики ресурсов были бы рады, да только сети и котельные после десятков лет работы в чудовищном состоянии, а их ремонт требует огромных сумм, которых пока нет.
Тогда можно самостоятельно улучшить качество водопроводной воды.
С нагревом воды поможет бойлер — в магазинах можно встретить десятки моделей на любой вкус и кошелёк.
/imgs/2024/05/20/15/6473624/8399099386a135767064a344656bb5ecfeedb97e.jpg)
Если вода соответствует СанПиН, но жителям не нравится вкус или, например, осадок в нагревательных приборах, оптимальным в этом случае будет индивидуальный анализ воды и определение повышенных показателей. На основании полученных результатов можно приобрести соответствующий фильтр.
Помните, что не каждый фильтр поможет от любого загрязнения, подчеркнул эксперт в сфере ЖКХ Павел Степура. Например, если в воде повышена концентрация железа, то можно купить фильтр именно для удаления частиц железа, которые попадают в воду из-за износа внутренних сетей дома.