Ржавая, холодная, вонючая. Кому жаловаться на плохую воду в многоэтажке и какой она вообще должна быть
Год за годом суммы в платёжках за ЖКУ растут, чего не скажешь о качестве коммунальных услуг. Тысячам россиян приходится жить с плохой водопроводной водой — она чем-то пахнет, странно выглядит и явно не соответствует температурным нормам. Как добиться положенного по закону и вернуть потраченные на сомнительную жижу деньги? «Секрет» разобрался с юристами и экспертами в сфере ЖКХ.
Какой должна быть водопроводная вода
Требования к качеству воды прописаны в специальном документе — приложении № 1 к правительственному постановлению о коммунальных услугах, рассказывает юрист «Европейской юридической службы» Евгений Корнеев. В нём подробно рассказывается как о холодной, так и о горячей воде.
Вот что требуется от воды холодной.
- Подавать её должны бесперебойно. Перерыв может достигать суммарно восьми часов в месяц и четырёх часов единовременно при аварии — это максимум.
- Давление воды должно составлять от 0,03 до 0,6 МПа (мегапаскаля, или килограмм-силы на квадратный сантиметр).
- Вода должна всегда соответствовать требованиям по составу и свойствам. Никаких отклонений быть не может.
- Строгих требований по температуре нет, в среднем это 7–12 градусов.
Требования к горячей воде немного другие.
- С бесперебойностью подачи всё ровно так же — не больше восьми и четырёх часов перерыва. При аварии на крупной магистрали воды может не быть 24 часа подряд. Также допускается перерыв на время ежегодных профилактических и ремонтных работ (обычно это 10–14 дней, сроки нужно уточнять в своей управляющей компании).
- Давление должно составлять уже от 0,03 до 0,45 МПа (максимальный показатель меньше, чем у холодной, потому что прорыв такой трубы опаснее для жильцов).
- Отклонение состава и свойств горячей воды от требований недопустимо.
- Температура должна составлять от 60 до 75 градусов (так и микробы погибнут, и руки не обожжёшь). Ночью, с полночи до пяти часов утра, отклонение может достигать пяти градусов, а днём — только трёх. Если температура горячей воды ниже 40 градусов, она считается холодной.
Детальные условия по составу и свойствам воды надо искать в специальном СанПиНе. Вот какие ключевые требования предъявляют к воде:
- отсутствие постороннего запаха и привкуса (они должны быть нейтральными и чуть уловимыми);
- прозрачность;
- отсутствие окраски.
Что касается химических показателей, то чаще всего интерес представляют жёсткость, водородный показатель, сухой остаток (или общая минерализация), окисляемость. Вообще показателей здесь очень много, и у каждого свои предельные значения.
Вирусов, бактерий и паразитов в воде также быть не должно.
Отклонения от гигиенических нормативов допустимы только при двух условиях: людей не могут опбеспечить водой другим способом; в период отклонений от норм здоровью людей ничего не будет представлять опасности.
Замечу, что подобные отклонения должны носить временный характер, о сроке действия которого сообщается дополнительно.
Кому жаловаться на плохую воду
Аварийке
Если вы заметили, что с водой что-то не так, первым делом нужно обращаться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании — то есть к исполнителю услуги.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать обращение и направить работника для проверки факта нарушения. Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушений. Один экземпляр акта передаётся собственнику (или его представителю), второй экземпляр остаётся у исполнителя (управляющей организации).
Если проверку не провели в положенные сроки, то вы имеете право самостоятельно составить акт проверки качества (понадобится экспертиза, о которой мы расскажем ниже). Его должны подписать как минимум два потребителя услуги (вы и ещё кто-то) и председатель совета многоквартирного дома или председатель ТСЖ, ЖСК и так далее. Чаще всего на практике документ подписывают соседи.
Порой жильцам советуют обратиться напрямую к поставщику ресурсов. Действительно, можно попросить его провести проверку и прислать отчёт, вот только по закону за воду внутри дома отвечает именно УК. Так что как только труба скрывается в многоэтажке, поставщик уже ни при чём.
Надзорным органам
Если коммунальщики не реагируют на обращения, стоит написать жалобу в Государственную жилищную инспекцию. Она сама проведёт проверку и при необходимости заставит устранить нарушения, отметил юрист Евгений Корнеев.
Помимо этого, можно обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор. Сделать это можно через сайт или лично, напомнил юрист, статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров. Ведомства могут замотивировать коммунальщиков соблюдать требования законодательства. И как показывает практика, такие обращения довольно эффективны.
Суду
Если вообще никто не хочет заниматься вашей проблемой, а коммунальщики так и ходят безнаказанными, придётся перевести дело в другую плоскость — и обращаться в суд.
В исковом заявлении потребуйте провести независимую проверку качества воды и добиться её соответствия требованиям. Помимо этого, можно рассчитывать на возмещение ущерба.
Но если жильцы в доме активные, то обычно до этого дело не доходит.
Как провести экспертизу воды
Вообще управляющие организации сами отвечают за контроль качества холодной и горячей воды — и должны периодически её проверять. Такова позиция органов государственного жилищного надзора, Роспотребнадзора и Верховного суда.
Управляющие организации не только выступают как исполнители коммунальных услуг, но и выполняют работы по содержанию и ремонту системы водопровода, имеют непосредственный доступ к внутридомовым инженерным системам дома. Поэтому они должны контролировать качество воды в пределах границ своей ответственности.
Если нарушения серьёзные и систематические или в УК отказываются проводить проверку, придётся самому устроить экспертизу воды — так у вас на руках окажутся доказательства того, что коммунальщики совсем отбились от рук.
Но как это сделать? Очевидно, что своими силами определить факт нарушения жильцу трудно.
Единственный параметр, который можно зафиксировать своими силами, — это температура горячей воды (бытовым термометром). Но здесь могут быть претензии со стороны исполнителя, что измерения температуры проведены не поверенным прибором.
Все остальные параметры (давление, мутность, запах, цветность и т. п.) могут быть зафиксированы специальными приборами (манометром для давления) или в ходе экспертизы проб воды.
Выходит, так или иначе придётся обращаться в сертифицированную лабораторию. Как отметил юрист Кочановский, они бывают государственные и частные — в последних подобные услуги обычно обходятся дороже.
Для того чтобы подтвердить нарушение, почти наверняка понадобится только один замер. Ключевое — подробно расписать порядок и место отбора проб воды, чтобы потом результаты экспертизы было сложнее оспорить.
Также экспертизу воды может провести Роспотребнадзор — в случае, если между потребителем и коммунальщиками возникнет спор.
Как добиться перерасчёта за плохую воду
Если вода не соответствует требованиям, то жильцы не обязаны платить за неё столько же, сколько и за воду качественную — они имеют право на перерасчёт.
Температура
- Если горячая вода ниже 40 градусов, можно платить за неё как за холодную.
- Если отклонение температуры сверх нормы, размер платы снижается на 0,1% за каждый час нарушения.
Давление
- Если давление отличается от положенного на 25% и меньше, размер платы снижается на 0,1%.
- Если разница больше 25%, то из квитанции вычитают каждый день предоставления некачественной услуги.
Состав
Если состав не соответствует СанПиН, в квитанции также не учитывают дни предоставления некачественной услуги.
Для перерасчёта потребителю необходимо обратиться в УК, ТСЖ с целью зафиксировать время начала и окончания отклонения параметров водоснабжения. Сделать это можно как по телефону, зафиксировав номер заявки у диспетчера, так и письменно либо через сайт системы ГИС ЖКХ.
Если вы обратитесь с просьбой о перерасчёте, не подтверждённой соответствующим образом, то велика вероятность, что вам могут отказать в перерасчёте.
В дальнейшем данные о перерасчёте должны отразить в квитанции.
Как повысить качество воды самому
Бывает так, что вода вроде бы соответствует нормам, но жителей дома всё равно не радует — хотелось бы почище, повкуснее или потеплее. А ещё случаются ситуации, когда решить проблему с водой здесь и сейчас невозможно: управляющие или поставщики ресурсов были бы рады, да только сети и котельные после десятков лет работы в чудовищном состоянии, а их ремонт требует огромных сумм, которых пока нет.
Тогда можно самостоятельно улучшить качество водопроводной воды.
С нагревом воды поможет бойлер — в магазинах можно встретить десятки моделей на любой вкус и кошелёк.
Если вода соответствует СанПиН, но жителям не нравится вкус или, например, осадок в нагревательных приборах, оптимальным в этом случае будет индивидуальный анализ воды и определение повышенных показателей. На основании полученных результатов можно приобрести соответствующий фильтр.
Помните, что не каждый фильтр поможет от любого загрязнения, подчеркнул эксперт в сфере ЖКХ Павел Степура. Например, если в воде повышена концентрация железа, то можно купить фильтр именно для удаления частиц железа, которые попадают в воду из-за износа внутренних сетей дома.