Припадок за рулём: когда вождение с «диагнозом» грозит штрафами, лишением прав и риском для жизней
Эксперт раскрыл, при каких заболеваниях надо сдать права, не дожидаясь инспектора. В России до сих пор распространено представление о болезнях как о чём-то, что нужно «перебарывать» — болеть на ногах, ходить на работу с температурой и водить машину, накачавшись лекарствами, большинством воспринимается как вариант нормы. Однако довольно часто пренебрежение своим здоровьем оборачивается трагедией. Водитель, проигнорировавший плохое самочувствие или скрывший диагноз, чтобы получить права, в любой момент может стать фигурантом криминальной хроники или некролога. С какими болезнями нельзя садиться за руль и когда лучше самому сдать права после их дебюта, «Секрет» разобрался вместе с автоюристом.
С какими болезнями запрещено водить машину
При получении или замене прав водители обязательно проходят медкомиссию, включая обследование у психиатра и нарколога. Это не праздное требование и не бюрократическая проволочка, призванная заставить потратить побольше денег.
Люди не роботы, и от того, как они в целом «функционируют», напрямую зависит их способность управлять автомобилем, справляться с внештатными ситуациями на дорогах, не терять концентрацию при длительном нахождении за рулём. Не говоря уже о том, что, если человеку станет плохо во время движения, его автомобиль превратится в неуправляемое орудие массового ДТП.
Запреты и ограничения на вождение автомобиля приведены в статье 23 ФЗ «О безопасности транспортных средств». Существует целый перечень заболеваний, при которых права не выдадут или выдадут, но с запретом вождения без спецсредств и определённых категорий транспорта. В частности:
- Эпилептические расстройства всех видов. Припадки, при которых человек перестаёт контролировать себя и свои движения и, зачастую, теряет сознание, могут сопутствововать целому ряду заболеваний — от собственно эпилепсии до неврологических нарушений вследствие травмы головы и болезней.
- Шизофрения, БАР, тяжёлая депрессия, расстройства личности и другие психические заболевания. Тут опасность представляют как возможные галлюцинации, которые заслоняют для водителя реальный мир и могут спровоцировать рискованное поведение, так и расстройства настроения. Например, при панических атаках человеку резко становится не до вождения, он может просто бросить руль, закрыть лицо руками или попытаться выйти из машины прямо на ходу. При БАР в маниакальной фазе водитель может вообразить себя крутым гонщиком-дрифтером, которому никакие ПДД не указ. А в тяжёлой депрессии — внезапно решить уйти из жизни прямо посреди поездки и намеренно спровоцировать аварию. Кроме того, многие препараты для лечения психических расстройств сами по себе сильно влияют на концентрацию внимания и могут вызывать сонливость.
- Невротические болезни, в том числе связанные со стрессом. Это не приговор на всю жизнь, но если у человека нервный срыв, за руль ему лучше не садиться и отложить получение прав.
- Употребление психоактивных веществ. Если у человека есть проблемы с алкоголем и наркотиками и различные психические расстройства, связанные с этим, права ему просто не выдадут до стойкой ремиссии (выздоровления и избавления от зависимости). Велик риск, что соблазн употребить окажется выше соображения о необходимости сразу после этого садиться за руль.
- Слепота обоих глаз. При этом, если хотя бы на одном глазу сохраняется зрение или водитель может видеть с помощью очков, это препятствием к вождению не становится. А вот ахроматопсия — невозможность видеть и различать цвета, кроме черного и белого, — 100%-ное противопоказание.
- Умственная отсталость и ослабление памяти. По всем возможным причинам, в том числе развившиеся в результате травмы или болезни (склероз, болезнь Альцгеймера и т. п.).
Кроме того, есть заболевания, которых нет в списке, но которые могут давать в качестве осложнения различные неврологические нарушения. Например:
- Послеинсультное состояние. От инсульта или инфаркта, в том числе за рулём, не застрахован никто, так что само по себе это заболевание не внесено в перечень. Однако после инсульта, как и после некоторых травм головы, может развиться деменция, амнезия, частичный паралич, слепота.
- Болезнь Паркинсона. Самой по себе в списке её нет, но водитель должен отдавать себе отчёт, что, помимо снижения когнитивной функции, один из явных её симптомов — трясущиеся руки — может помешать рулить. А при поздних стадиях заболевания развивается деменция — прямое противопоказание к тому, чтобы садиться за руль.
- Травма головы, если она привела к серьёзным последствиям для психики и когнитивных функций.
Такие болезни, как онкология, сердечно-сосудистые заболевания, мигрени, астма, диабет, гипертония и т. п., противопоказаниями к вождению не считаются — при условии, что человек заботится о состоянии своего здоровья и принимает поддерживающее лечение.
Однако ограничение при этих заболеваниях может быть связано с приёмом лекарств, которые влияют на концентрацию, могут вызывать головокружение, сонливость, обмороки. Кроме того, тот же сахарный диабет может приводить к обморокам с эпилептической симптоматикой: если врач предупреждает о таких рисках, стоит расценивать это как прямое противопоказание, как при органической эпилепсии.
Отсутствие каких-то конкретных заболеваний в перечне не отменяет личную ответственность водителя за своё состояние и здравый смысл. Обострение состояния, которое может помешать вести машину — повод не садиться за руль или немедленно остановиться, а не терпеть. Даже если у вас простое ОРВИ, но высокая температура мешает соображать, лучше отказаться от поездки на личном транспорте.
Что грозит нарушителям
Не все болезни можно выявить, особенно если человек заинтересован в том, чтобы скрыть их. Некоторые россияне идут на хитрость и умалчивают на медкомиссии о каких-то симптомах или ранее поставленных диагнозах.
Ответственности за это законом не предусмотрено ни для водителя, ни для выдавшего ему справку врача. Инспектор ГАИ при подозрении на наличие у водителя заболевания, мешающего ему управлять транспортом, может остановить его и проверить права, а также настоятельно рекомендовать ему прервать поездку на сегодня.
Но принудительно отправить на медицинское освидетельствование при одном только подозрении инспектор не может, если только водитель не нарушил ПДД и если нет подозрения, что принятые им лекарства могут вызвать симптомы опьянения.
Ответственность для водителя возникает только в том случае, если при медосвидетельствовании в его крови найдут этанол или следы наркотических и психотропных веществ.
Даже если соответствующие лекарства выписал врач, за вождение после их приёма предусмотрено лишение прав на 1,5–2 года и штраф до 30 000 рублей. Если прав нет — возможен арест на 10–15 суток.
В случае повторного нарушения штраф может вырасти до 200 000 — 300 000 рублей, а виновнику назначают обязательные или принудительные работы, или даже лишение свободы на срок до 2 лет. А если в результате произошло ДТП и погибли или были тяжело ранены люди, штраф может доходить до 500 000 рублей, а срок — до 3 лет.
Но с лекарствами всё более-менее понятно, а вот с болезнями всё не так просто. Некоторые из них могут выявиться уже после получения прав, и тогда до следующего медосвидетельствования водитель несколько лет может ездить как бомба замедленного действия.
Автоюрист Лев Воропаев указал что в этом случае нет инструментов, принуждающих человека пойти и сдать права в случае заболевания, не выявленного медкомиссией. Врачи в норме информацию о здоровье пациентов в базы ГАИ не передают. Поэтому тут многое остаётся на откуп честности и человечности водителей.
/imgs/2025/04/22/11/6794472/6b0c9ae257baa5fb838502e0ff7585584144697a.jpg)
Здесь больше человеческий фактор, потому что все эти медицинские заболевания связаны с безопасностью дорожного движения. И если человек такими заболеваниями обладает, то высок риск наступления опасных последствий в виде дорожно-транспортного происшествия, в том числе с жертвами. Поэтому водитель сам должен принять меры для того, чтобы исключить своё движение по дорогам.
Однако, как показывает практика, российские водители не торопятся проявлять гражданскую сознательность, признаёт эксперт.
/imgs/2025/04/22/15/6794790/27b17cd935764fcb3d71f567b4fd52eb3b2134c3.jpg)
В подавляющем большинстве сами граждане, к сожалению, не очень активны в этом направлении. Для того чтобы прекратить регистрацию, необходимо обратиться в прокуратуру и в суд с иском о прекращении права управления ТС до так называемой рецессии или ремиссии заболевания. Сами водители со спорными диагнозами крайне редко обращаются с заявлениями в ГИБДД о прекращении действия их водительского удостоверения.
Даже если человек что-то утаил на медкомиссии, вряд ли кто-то сможет доказать, что у него был умысел скрыть какое-либо заболевание. Поэтому чаще всего говорить о какой-то ответственности не приходится.
Юрист пояснил, что законом предусмотрена ответственность только для тех водителей, которые по состоянию здоровья имеют право водить с ограничениями. Например, только в очках. Или только транспорт категории B. Если инспектор при проверке прав обнаружит, что они нарушили это требование, то по закону им грозит штраф от 5000 до 15 000 рублей.
/imgs/2025/04/22/15/6794791/10e0eef9e0315d6f7edfd3e08a45315cb52f30b1.jpg)
Статья 12.7 КоАП РФ предусматривает ответственность в случае отсутствия права управления. Инспектор сам определяет тяжесть нарушения при назначении штрафа. Назначить его могут, если зафиксированы медицинские противопоказания и, соответственно, прав нет вовсе — не выдали или прекратили их действие через суд. Или если есть ограничения, а водитель их не выполняет.
Если у человека уже есть права, а заболевание дебютировало после их получения, его состояние могут выявить на медкомиссии только в двух случаях:
- при обязательной замене водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия;
- при получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.
До тех пор водитель может продолжать водить, даже если ему поставят диагноз, исключающий или ограничивающий это. Но нечестное поведение может здорово аукнуться, если в результате ухудшения состояния человек спровоцирует серьёзное ДТП.
Лев Воропаев пояснил, что при авариях со смертельным исходом или серьёзными травмами у участников в отношении виновных возбуждается уголовное дело, а судьбу водителей решает суд. И вот там-то, если выяснится, что у человека есть диагноз, а он скрыл его и продолжал ездить, судья может рассматривать это как негативную характеристику личности обвиняемого. И, соответственно, назначить более строгое наказание.