secretmag.ru
Опубликовано 16 февраля 2023, 00:03
7 мин.

Штрафуют и обсчитывают. Как не потерять кучу денег, пользуясь каршерингом

Поездка на автомобиле каршеринга может обойтись слишком дорого. За несколько километров пути вместо 300–400 рублей некоторые пользователи вынуждены платить десятки и даже сотни тысяч. Всё потому, что каршеринговые фирмы любят штрафовать своих клиентов — и делают это не всегда обоснованно. А уж если вы попали в аварию… Расскажем, какие ловушки расставили каршеринговые фирмы в договорах со своими пользователями и легко ли найти на них управу.

Штрафуют и обсчитывают. Как не потерять кучу денег, пользуясь каршерингом

© «Секрет фирмы», freepik.com/senivpetro

Как люди расплачиваются за ДТП

В конце 2022 года молодой москвич Владимир Греков взял в каршеринге седан Kia Rio. На этой машине он по своей вине попал в небольшое ДТП — слегка притёр другую машину. На заднем бампере каршерингового авто осталась заметная царапина.

На место аварии приехал представитель каршеринговой компании и успокоил: ремонт вряд ли будет стоить больше 5000 рублей.

Повреждения на машине, которую арендовал Владимир

Повреждения на машине, которую арендовал Владимир

© Фото Владимира Грекова

Однако позже за ремонт бампера компания выставила Владимиру счёт почти на 23 000 рублей (копия расчёта есть в распоряжении «Секрета»). Сумма показалась ему завышенной. Впрочем, спорить он не стал, ведь пользовался дорогим тарифом со страховкой — по нему клиент возмещает не более 15 000 рублей. Эту сумму компания сама сняла с карты Владимира.

Он рассказал о своей истории в одном профильном паблике. Вскоре другой участник этого сообщества прислал ему фотографию этой же Kia Rio: царапину так и не устранили.

«Как я понимаю, каршеринговые фирмы не ремонтируют повреждения, если они не критичные. Но деньги с пользователей собирают и оставляют себе», — посетовал Греков.

Это похоже на правду: в каршеринге полно машин с покоцанными бамперами. И если летом найти и сфотографировать повреждения перед арендой обычно не составляет труда, то зимой под снегом, тем более в темноте, их легко и пропустить. Притом не только царапины, но и более серьёзные изъяны.

В такую ситуацию попал Теймур Аммаев. 15 декабря 2022 года в Москве была сильная метель. В тот день он арендовал Volkswagen Polo и доехал по своим делам без приключений. Но через четыре дня ему выставили счёт за трещину на бампере — почти 47 000 рублей.

«Я её просто не заметил: она была за снегом, — говорит Теймур. — Я понимаю, что не смогу оспорить это — сам виноват, что не зафиксировал повреждение. Но не понимаю, откуда взялась такая сумма? Уверен, они за 10 000 рублей в каком-нибудь гараже всё сделают».

Сначала Теймур не хотел платить и думал о том, чтобы оспорить оценку ущерба в суде. Но каршеринг быстро передал взыскание коллекторам. Аммаеву не захотелось с ними разбираться, и он заплатил.

В соцсетях клиенты каршеринга часто жалуются на завышенные суммы ремонта. Например, с одного требуют 190 000 рублей за новый бампер для Renault Arkana, а другому за восстановление вылетевшей через бордюр на газон Volkswagen Polo насчитали… 1,9 млн рублей! Это сопоставимо с ценой новой машины. В том числе замену коробки оценили более чем в 1,2 млн рублей. Правда, по договору клиент компенсирует только 25% стоимости и платит штраф в 50 000 рублей, поэтому итоговая сумма требований составила чуть больше полумиллиона рублей.

Как каршеринги не стесняются сурово штрафовать

Другая боль клиентов — штрафы. Прокатные компании готовы наказывать арендаторов рублём за малейшие провинности. Чаще всего эти меры понятные и логичные: не надо курить в автомобиле, участвовать на нём в гонках и портить оборудование. Но некоторые пункты правил — и, главное, их применение на практике — как минимум неоднозначные.

Например, за грязь в салоне можно попасть на штраф до 5000 рублей. И это нормально, если вы испачкали сиденье соусом от шаурмы и раскидали по салону бычки. Но если на улице распутица, грязь на ковриках, порогах и даже внутренних картах дверей кажется естественной.

Так подумал Максим Смирнов, когда арендовал в Москве Nissan Qashqai — и не стал всё это фотографировать. Зато следующий арендатор сфотографировал — и Максима оштрафовали на 3000 рублей. Правда, Смирнов сумел обжаловать это решение в службе поддержки сервиса. Но теперь фиксирует даже малейшее пятнышко в салоне.

Грязный салон, за который пользователя чуть не оштрафовали

Грязный салон, за который пользователя чуть не оштрафовали

© предоставлено Максимом Смирновым

Другие клиенты жалуются на штрафы за прокол колеса. Сумма обычно небольшая — 2000–3000 рублей. Но кто застрахован от того, чтобы наехать на острый камень или гвоздь? Такое случилось с известным у себя на родине волгоградским ведущим Глебом Гетмановым: за прокол на трассе ему выставили аж 15 000 рублей.

Волгоградский каршеринг вообще лютует по отношению к клиентам. Если человек едет не с пустыми руками, его наказывают за… перевозку грузов. Например, отец четверых детей Владимир Маркин вёз в салоне сложенный детский столик и попал из-за этого на 50 000 рублей. А с ростовчанки Екатерины Печенюк та же фирма потребовала 200 000 рублей за то, что она везла на заднем сиденье зеркало.

Ещё один пример абсурдного штрафа: в Новосибирске человека наказали на 15 000 рублей за то, что на одной из городских улиц… нет асфальта. Он проехал по ней и даже забуксовал в грязи. Каршеринг расценил это как езду по бездорожью, что запрещено договором. Хотя всё происходило на улице Петухова — одной из основных магистралей города-миллионника.

Штраф может прилететь не только от компании, но и от ГИБДД. И здесь тоже есть несколько любопытных нюансов, бьющих по кошельку клиента каршеринга.

Во-первых, вряд ли стоит рассчитывать, что удастся воспользоваться 50-процентной скидкой от ГИБДД (действует по некоторым нарушениям в первые 20 дней). Компании не обязаны успеть за этот срок передать постановление о нарушении клиенту. Более того, им выгодно самим оплатить штраф со скидкой, а клиенту выставить его чуть позже в полном объёме. А за «администрирование оплаты» они ещё возьмут до 20% от суммы в протоколе. Чем не заработок?

Во-вторых, если у наказания есть «вилка» (от и до), то готовьтесь платить по максимуму. Например, первый проезд на красный свет «стоит» 1000 рублей. Но это у вас проезд первый, а на этой машине кто-то наверняка уже попадался на этом. Поэтому наказание вам, скорее всего, придёт как за повторное нарушение, а это уже 5000 рублей.

Самые жёсткие пункты в договорах с каршерингами

«Секрет» изучил договоры с клиентам в трёх крупных каршеринговых фирмах, работающих в нескольких городах России. И обнаружил в них неоднозначные моменты и даже юридические ловушки, опасные для благосостояния клиентов.

  • Если вы попали в ДТП, нельзя завершать аренду до окончания оформления аварии. Потраченное время вам компенсируют баллами. Если повезёт.
  • Не стоит возить пьяных пассажиров (хотя казалось бы!). За это в одном из каршерингов полагается штраф в 15 000 рублей.
  • Дрифт и другие проявления опасного вождения (шашечки на дороге, слишком высокая скорость) могут стоить больше 100 000 рублей.
  • Самый жёсткий штраф прилетит тем, кто передаст управление другому человеку. Даже если у него будет аккаунт в том же сервисе каршеринга, а вы будете с ним в салоне. За это вас нахлобучат на 150 000 рублей.
  • За повреждение видеорегистратора, мультимедийной системы или отключение телематики — от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Если вы вдруг оставите машину с запущенным двигателем, открытыми окнами или дверями и из-за этого её кто-то может угнать — с вас 20 000 рублей. Даже если никто и не пытался ничего угонять.
  • Если вы попали в ДТП, но виновник скрылся с места аварии и его не удалось найти — платить будете вы.
  • Не стоит буксировать или прикуривать другие машины. Такая помощь может стоить до 50 000 рублей.

Что говорят юристы

Большинство опрошенных «Секретом» юристов говорят, что жалобы на каршеринг — массовое явление. Например, в фирме DestraLegal утверждают, что им практически каждый день поступают запросы с претензиями от клиентов таких сервисов. «За 2022 год мы обработали больше тысячи жалоб водителей на штрафы от каршеринговых сервисов», — отметили в компании.

Три самые интересные истории из их практики
  • Мужчина хранил свои зимние вещи на складе. Арендовал автомобиль в каршеринговом сервисе, чтобы забрать их домой, а на склад увезти летние. Вещи он перевозил в больших пакетах наподобие мусорных. Каршеринг выставил пользователю штраф за перевозку строительных материалов, хотя водитель представил и накладные, и договор хранения, где было расписано, что на складе хранится одежда.

  • Водитель ехал по заснеженному двору и петлял между машинами. Было скользко, машину заносило. Он боялся, что может зацепить припаркованные автомобили, поэтому, паркуясь, поднял несколько раз ручник. Каршеринг расценил это как дрифт и оштрафовал.

  • Пользователь сел на пассажирское сиденье, в этот момент приложение попросило сделать селфи. Мужчина сделал — и был оштрафован за передачу управления третьему лицу, поскольку фото было сделано не на водительском месте.

Легко ли судиться с каршеринговыми компаниями? Здесь показания юристов расходятся. Ведущий юрист «Европейской юридической службы» говорит, что сложно, потому что чаще всего у автомобилистов нет необходимой доказательной базы. Не сделал фото или не записал состояние машины на видео — ничего не докажешь

Глава юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров утверждает, что судиться с каршерингами даже проще, чем со многими другими организациями. Мол, на отношения с ними распространяется закон «О защите прав потребителей», а он изначально повёрнут лицом к клиентам как слабой стороне договора.

Так или иначе, люди действительно идут в суды и добиваются своей правоты. Например, чтобы доказать завышенную стоимость ремонта, обращаются к независимым экспертам. Так один гражданин снизил себе cумму взыскания с 1,3 до 1,2 млн рублей — немного, но лучше, чем ничего.

Со штрафами всё оказалось интереснее. Казалось бы: мы подписываем договор — значит, соглашаемся со всеми прописанными в нём санкциями. Согласился платить 100 000 рублей за дрифт — уже не отвертишься.

Но это не совсем так. Все опрошенные нами юристы ссылаются на ст. 333 Гражданского кодекса РФ. Она говорит о том, что, если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения, суд вправе её снизить. И они «с удовольствием применяют» эту статью — так 150-тысячный штраф легко можно превратить в 5–10-тысячный, говорят юристы.

Как не попасть в неприятность с каршерингом

Советы наших экспертов довольно простые:

  1. Прочитать договор, особенно пункты со штрафами. Самое «страшное» мы пересказали, но нюансов там ещё много, и у каждой компании они свои.

  2. Всегда фотографировать машину со всех сторон, желательно с разных ракурсов. Для верности лучше записать ещё и видео. Можно завести себе папку в облаке и сгружать всё туда, чтобы не засорять память на телефоне.

  3. Относиться к автомобилю, как к своему: соблюдать ПДД, не парковать где придётся, водить аккуратно, не создавая опасных дорожных ситуаций.