Какой бизнес не нужно открывать в России в кризис. Рассказывают предприниматели
Бытует мнение, что кризис — это время возможностей. Тем временем Минэкономразвития предсказало России двухлетнюю рецессию: в 2022 году экономика страны сократится на рекордные со времен кризиса 2009 года 7,8%, а в следующем упадет еще на 0,7%. На фоне этого — масштабные экономические санкции, которые против России ввёл почти весь мир. А значит, те самые «золотые» кризисные времена уже не за горой. «Секрет фирмы» узнал у бизнесменов, какие предприятия лучше не открывать в это время и почему.
«Не стоит связываться с бизнесом, оборудование и запчасти для которого производят в Европе»
Сейчас невыгодно открывать магазин с любыми направлениями продаж. Аренда, небольшой ассортимент, невозможность часто продавать товары по акции — всё это сыграет не в вашу пользу при сравнении с крупными сетями.
**Хорошо подумайте, открывая производство, если сбыт продукции будет завязан на крупные продуктовые сети.**Магазины требуют крупный денежный взнос за вход, а платят после полной реализации. При этом далеко не факт, что они что-то смогут сбыть: у вас покупают почти за себестоимость, а продают с накруткой до 100%. Кроме того, появились маркировка, ветеринарный контроль, новые акцизы, торговый сбор — это также следует учитывать.
Чтобы понять, куда идти точно не стоит, нужно обратить внимание на спрос в текущем моменте. Например, из-за резкого удорожания ряда товаров (металла, древесины и других стройматериалов) доходность в строительном бизнесе резко упала.
В связи с санкциями не нужно связываться с бизнесом, оборудование для которого производят в Европе и оттуда же идут запчасти. Обратите внимание и на то, что продукция должна быть востребована в России или восточных странах.
Если брать такой раздел бизнеса, как услуги, имейте в виду, что первое, на чем начинают экономить предприятия, — это реклама и обучение сотрудников по повышению квалификации, а граждане — на ремонтных работах и клининге.
«Открывать локальные кофейни формата люкс нет смысла: они не принесут дохода»
Доходы у населения, в отличие от цен, не растут. При этом к высокому качеству еды, напитков и сервиса все успели привыкнуть, особенно в центре Москвы. Постепенно люди будут выбирать более доступные и понятные daily-заведения с напитками и кухней, так что открывать локальные места формата люкс пока нет особого смысла, они вряд ли могут быть доходными.
В предстоящем кризисе будет сложно выстоять одиночкам. В отличие от сетевых заведений с налаженной структурой управления и централизованными сервисами. Более выигрышными будут сетевики со своими производственными мощностями, которые позволят держать оптимальные цены на напитки и еду хорошего уровня за счёт централизации производства, стандартизации процессов и связи финансовой модели с другими структурами бизнеса.
«Спрос на товары ежедневного спроса, медикаменты и пищевые продукты обманчив»
Двигатель любой экономики — это спрос. На первый взгляд кажется, что нужно открывать бизнес там, где спрос сохраняется или растёт. Сейчас, например, можно сказать, что люди чаще покупают товары ежедневного спроса, медикаменты и пищевые продукты.
Но это не означает, что надо бежать и открывать предприятия в этих сферах. Что касается пищевых продуктов, локализация таких производств в России достаточно велика, а вход на рынок относительно дорогой. То же справедливо для производства медикаментов, которые ещё и подлежат длительным испытаниям и сертификации.
Ещё один очевидный критерий выбора ниши для нового бизнеса — посмотреть, какие отрасли и направления сейчас активно поддерживает государство и где оно готово взять на себя часть рисков. Но и тут есть нюанс: если сейчас западные компании ушли с рынка, то нет никаких гарантий, что завтра они снова не вернутся, а значит, есть большая вероятность, что они снова заберут себе существенную часть рынка.
«Не стоит открывать компанию, которая существенно зависит от западных партнёров»
При текущей ситуации на рынке, естественно, не рекомендуется открывать бизнес, который в своей работе будет существенно связан с западными компаниями или создание которого планировалось на внешние инвестиции.
Сейчас иностранные партнёры очень активно покидают российский рынок. Даже многие действующие предприниматели это понимают, но всё равно допускают ошибку и продолжают сотрудничество с ними и не готовят план Б. Если у вас обслуживающая фирма, где зарубежные заказчики составляют более 50%, то ваш бизнес, скорее всего, долго не продержится.
О чём важно помнить
Есть три правила, которые помогут не попасть впросак на стадии планирования бизнеса, рассказал «Секрету» Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp.
Не открывать в кризис тот бизнес, который не знаешь.
Безусловно, кажется, что бизнес — это возможности и надо скорее бежать туда, где можно заработать в этот сложный период максимально, воспользовавшись ситуацией. Но кризис — это прежде всего неопределённость.
«Заниматься тем видом бизнеса, в который вы не погружены, тем делом, подводных камней которого вы не знаете, в кризис точно не стоит. Есть истории быстрых взлётов в сложные времена, но гораздо больше "невыстреливших" историй», — сказал Вешаев.
Не открывать на деньги, которые страшно потерять.
Деньги собственника — это самые дорогие деньги в компании. Делать новый бизнес в кризис на свои, особенно если это подушка безопасности семьи или уже существующей компании, — всё равно что пойти в казино на последние и попробовать сорвать куш.
«Новый бизнес, особенно в условиях турбулентности, лучше делать на привлечённые средства. Это даёт возможность дополнительно проверить бизнес-идею, прибегнув к помощи банков, инвесторов, экспертов, что позволяет существенно снизить риски, а также обезопасить себя и семью в финансовом плане, если что-то пойдёт не так», — сказал Вешаев.
Не открывать проекты с длинным циклом окупаемости.
В кризис не стоит мыслить значительным временным горизонтом, да и в целом стоит сокращать все те проекты, которые связаны с развитием. «Если в спокойные времена ориентироваться на создание того же производственного бизнеса с окупаемостью в 7–10 лет было предельно допустимо, то сейчас предел планирования — 2–3 года», — резюмировал Вешаев.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Jakub Dziubak, Fred Moon, Fabian Irsara