Как вернуть деньги за сорвавшееся путешествие и отменённый рейс. Отвечает юрист

16 апреля в 19:22

Пандемия коронавируса сорвала планы многих россиян, планировавших отправиться за границу на майские праздники. Как вернуть деньги за пропавшие авиабилеты? Что делать, если отменили ваш поезд? Как договориться о возврате средств за тур или апартаменты на Booking.com? На главные вопросы отвечает ведущий юрист-аналитик Европейской юридической службы Анастасия Чирикова.

На майские праздники я планировал поехать с семьёй в Европу. Но из-за пандемии коронавируса рейс отменили. Что делать?

Минтранс объявил, что с 27 марта на неопределённое время отменены все международные полёты, кроме возврата на родину наших соотечественников. Значит, пассажир вынужден отказаться от поездки в этот период, а деньги за перелёт ему должны вернуть.

Возврат авиабилетов в условиях объявленной пандемии и закрытия границ — шаг логичный, но довольно сложный. Многие авиакомпании отменяют функцию возврата денег через свои сайты.

Автоматически можно только оформить бонусы на следующие поездки или так называемые ваучеры (сертификаты), но этот вариант прямо не предусмотрен в законодательстве.

Что делать, если авиакомпания отказывается вернуть деньги? Следует обратиться с письменной претензией в адрес компании (если билет куплен через посредника — то обращаться необходимо к нему) и попросить вернуть полную стоимость билета в рублях, а не бонусами. Если вам откажут или не ответят в течение месяца, необходимо решать вопрос в судебном порядке.

У меня была запланирована поездка в США, но рейс до сих пор не отменили. Как вернуть деньги?

Минтранс разъясняет, что если поездка не отменена и «должна состояться после снятия запрета на международное авиасообщение, то отказ от неё считается добровольным». В этом случае деньги возвращают по условиям тарифа.

При таком раскладе вернуть деньги за билет просто: авиакомпании самостоятельно или после обращения гражданина (на сайтах авиакомпаний обычно есть специальная ссылка для возврата билета) аннулируют авиабилеты и возвращают деньги на счёт, с которого они были оплачены.

Но все эти правила распространяются только на российские авиакомпании. Если вы купили билеты в зарубежной компании, нужно обратиться в её российское представительство или заполнить форму обратной связи на сайте.

Фото: mskagency.ru/Сергей Ведяшкин

Я боюсь, что мой рейс в Симферополь отменят из-за коронавируса. Такое возможно?

Что касается полетов внутри страны, то отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований. На данный момент российские авиакомпании продолжают летать по внутренним маршрутам.

Я планировал слетать на майские в Санкт-Петербург, но из-за коронавируса и режима самоизоляции пришлось отказаться от поездки. Могу ли я вернуть деньги?

Возврат билетов на внутренние рейсы происходит по общему правилу — по тарифам билета, которые установлены авиакомпанией.

На майские я купила бумажный билет на поезд в Калининград. Но поездку пришлось отменить из-за коронавируса. Как вернуть деньги за проезд? Нужно ли ехать на вокзал и платить сбор за возврат?

Бумажные билеты можно вернуть как в кассах на вокзалах, так и дистанционно. С 1 апреля по 1 июня 2020 года сбор за их возврат не взимается. Оформить возврат можно как до даты поездки, так и ещё полгода после.

Для возврата нужно заполнить претензионный лист и иметь при себе оригинал билета и паспорт (или другой документ, на основании которого вы купили билет). При этом не имеет значения, был ли билет обычным или невозвратным: возврат можно осуществить в обоих случаях.

Как оформить дистанционный возврат? Нужно позвонить в РЖД по телефону 8 (800) 775-00-00 и попросить отменить поездку. Оператор зафиксирует ваши данные и реквизиты отменяемой поездки, а после согласует с вами кассу на вокзале, где вы сможете получить деньги в течение полугода с даты обращения.

Что касается электронных билетов, их можно вернуть через сайт — без удержания сборов и плат.

На майские я купила путёвку в Турцию. Но поездка не состоится. Могу ли я вернуть деньги?

Да, деньги вернуть можно, но только если поездка не состоялась из-за закрытых границ. Средства можно вернуть, даже если вы оплатили только часть путёвки.

Чтобы получить деньги, необходимо обратиться к своему туроператору с требованием о возврате средств. Форма документа должна быть на сайте туроператора.

Фото: mskagency.ru/Андрей Никеричев

Чтобы можно было урегулировать возврат денег за турпутёвку, власти внесли поправку в закон «Об основах туристской деятельности». Согласно документу, правительство может разрешить туроператору взять деньги на возвраты из фонда персональной ответственности (правила возврата денег туристам).

Это означает, что большинство туристов могут рассчитывать на деньги за нереализованные путёвки. Но нужно отметить следующее.

  1. Под правила подпадают туристы, чьё путешествие отменено именно из-за закрытых границ. Сейчас сложно прогнозировать, когда откроются границы, поэтому говорить о 100-процентном возврате средств туристам, чьё путешествие запланировано на лето или осень, невозможно.

  2. Деньги вернут примерно через восемь месяцев. Только полгода туроператоры будут формировать реестры туристов, которые отказываются от путёвок, плюс ещё 60 рабочих дней потребуется для возврата денег.

  3. На российские путёвки правила не распространяются.

Я забронировал отель в Европе на Booking.com, но поездка не состоится. Как отменить бронь и вернуть деньги?

У Booking.com и у других аналогичных систем бронирования, как правило, есть несколько тарифов, главным различием которых является возврат в случае отмены бронирования. В безусловном выигрыше сейчас те, кто изначально бронировал по возвратному тарифу. Им денежные средства точно вернут. Что касается невозвратных тарифов, то здесь вопрос решается непосредственно с гостиницами.

Фото: mskagency.ru/Сергей Ведяшкин

По Гражданскому кодексу РФ, если гостиница / отель находится не в России и осуществляет свою деятельность исключительно в другой стране, то разрешение всех вопросов будет происходить по праву именно этой страны.

Booking.com и аналогичные агрегаторы хитроумно прописывают в своих пользовательских соглашениях информацию, согласно которой они не несут никакой ответственности, если отель откажется возвращать деньги. Поэтому в таких ситуациях решать вопрос нужно напрямую с гостиницей согласно зарубежному законодательству.

В случае отмены бронирования в России необходимо напрямую обращаться к гостинице с просьбой вернуть денежные средства в полном объёме. В случае отказа направить письменную претензию в адрес гостиницы со ссылкой на ст. 451 ГК РФ. Если ответа не последует, стоит обратиться в суд. Представителям гостиницы в таком случае придётся доказывать фактически понесённые расходы.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе