Как уйти в монастырь и что там ждёт. Объяснил иеромонах
Иеромонах рассказал, как прийти в монастырь и как сильно меняется жизнь в монашестве. Некоторых людей порой посещает настойчивая мысль о монастыре — не просто помолиться, а провести там какое-то время. Для одних это источник покоя, для других — по каким-то причинам необходимый этап в жизни, а для третьих — и вовсе предназначение, осознанное только сейчас. Как уйти в монастырь, кого туда не примут и можно ли в процессе подготовки в монахи передумать и вернуться в мирскую жизнь, «Секрету фирмы» объяснил иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви.
© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Vitaliy Pakhnyushchyy, Pechenev Viktor, Jacek Tarczyński/EAST NEWS
Как можно уйти в монастырь: этапы
В монастырь уходят или приходят
Многие привыкли говорить: «уйду в монастырь», «ушла в монастырь», «ушёл в монастырь». Но по факту это неверно — в монастырь «приходят». Те, кто следует порыву «уйти в монастырь» — от чего бы ни пришлось уходить, — рано или поздно уходят из монастыря.
Монашество определяется волевой установкой личности, а не приходящими житейскими обстоятельствами, от которых мы пытаемся «уйти».
Это как с браком. Когда он и она вступают в брак, ими движет стремление прийти друг к другу. Подобным же стремлением ко Христу проложена и дорога к монашеству.
Моральная подготовка и проба
При этом дорога в монастырь совсем не обязательно ведёт вас к монашеству. И в этом нет ничего неправильного или вредного.
Сначала без формальностей и драматических решений, наведя справки в Сети или по телефону, вы приезжаете в один из множества монастырей страны как гость — паломник, волонтёр.
В большинстве монастырей, мужских и женских, есть гостиницы, где живут как мужчины, так и женщины.
Вы можете провести там несколько дней или недель (иногда и дольше), участвовать в общих трудах и богослужениях и постепенно познакомиться с монастырской жизнью.
Вход в монашество
Если в процессе такого знакомства, частых и многократных поездок в монастыри у вас возникнет намерение продолжить монашеский путь, вы сообщаете об этом игумену (игумении) выбранной вами обители.
Надо учитывать, что в монастырь не примут:
- несовершеннолетних;
- состоящих ;
- содержащих малолетних детей под своей опекой;
- состоящих под судом или следствием;
- имеющих неисполненные финансовые обязательства.
Возможны ограничения по возрасту или по состоянию здоровья в зависимости от условий конкретного монастыря: бывает, что человек в принципе не может находиться в общежитии наравне со всеми.
Если таких препятствий нет, то перед вами открываются дальнейшие этапы подготовки к монашеству:
- ;
- ;
- рясофор (с греч. — ношение рясы).
В разных монастырях и в разных обстоятельствах их длительность бывает разной, или они частично опускаются. Однако принцип у них единый: шаг за шагом провести вас через широкую пограничную зону монашеской страны.
Понятие монашества, подготовки к нему и жизнь в монастырях регламентирует «Положение о монастырях и монашествующих».
А полные правила приёма в трудничество обычно прописаны в «Положении о трудничестве» конкретного монастыря. Минимум требований к человеку — быть крещёным (или желать принять крещение) и получить благословение от своего духовника или священника.
Что брать с собой труднику в монастырь:
- паспорт с постоянной регистрацией по месту жительства;
- страховой полис (ОМС);
- деньги на дорогу до монастыря и обратно;
- личные вещи (средства гигиены, лекарства, рабочая и повседневная одежда и обувь);
- медицинские справки (флюорография, анализы на ВИЧ, гепатит, справки из психоневрологического, наркологического диспансеров и пр.) — их список зависит от конкретного монастыря.
Вы живёте в монастыре со всеми вместе, полностью участвуете в монастырской жизни — в молитве, в богослужениях, в труде, в буднях и праздниках, даже носите рясу и клобук, с виду почти не отличаясь от монашествующих. Вы не просто познакомились с монастырём — вы прониклись его строем и духом, приспособились и привыкли.
Но если всё ещё не определились, не вернуться ли вам обратно, значит, вы ещё не сделали решительного шага.
Постриг
В соответствии с вашим твёрдым намерением и согласием монашеской общины назначается момент перехода границы — пострижения в монашество. Его иногда именуют особым таинством.
Это глубокий и трогательный богослужебный чин, в ходе которого вы получаете новое имя, приносите монашеские обеты, но главное — актом своей свободной воли воспринимаете своё новое состояние на этой земле перед лицом Творца.
Есть глубокое сходство между, казалось бы, двумя противоположностями, браком и монашеством. Брак мы называем «малой церковью»: её создают муж и жена в стремлении друг к другу, чтобы полностью и навсегда стать единым целым. Подобным же стремлением к Христу проложена и дорога к монашеству.
Те, кто приходят в монастырь, минуют «малую церковь» и соединяются с Христовой Церковью, полностью и навсегда.
Стремиться к Богу и посвящать ему свою жизнь — это норма для каждого верующего любой традиционной конфессии, в ней нет ничего специально монашеского. Особенность монашества не в этом, а в нашем отказе от «параллельных» стремлений — брака и семьи, богатства и успехов. Они вовсе не предосудительны, но непричастны избранному пути.
Чем занимаются монахи: жизнь и служение
Центр, стержень монашеской жизни — это участие в таинствах Церкви и молитва, как общая, то есть богослужение в храме, так и личная, у себя в келье. А строго традиционное монастырское богослужение, в свою очередь, служит опорой и образцом для богослужения в соборах и приходских церквях.
Вокруг этого центра совершается повседневный труд в монастыре и общественное монашеское служение.
Здесь надо прежде всего отметить разницу между мужским и женским монашеством.
- В России иеромонахи (монахи, принявшие священнический сан) восстанавливают приходские храмы и возглавляют приходы, чаще всего сельские, несут служение в вооружённых силах, в больницах, приютах и тюрьмах.
- Служение монахинь не менее широкое — оно охватывает практически весь спектр благотворительной, просветительской и медицинской деятельности Церкви. Ещё монахини, получив необходимое образование, организуют богослужебную и церковно-певческую жизнь в приходах, вносят вклад в иконопись, гимнографию, переводческую и научную работу.
Монашество в правовом поле
Нередко слышатся недоумения: «У монахов есть паспорта? Медицинский полис? Они получают пенсию? Голосуют на выборах?...». Да, монашество включает в себя полноправную гражданскую жизнь, сознательное подчинение законам государства.
Да, безусловно, у нас есть и паспорта, и медицинские полисы, как и у всех остальных граждан. Если брата или сестру, принятых в монашескую общину, постигла болезнь, им оказывается надлежащая медицинская помощь с участием квалифицированных врачей, в монастырском лазарете или, при необходимости, в обычной больнице.
И пенсию получаем, как и все, согласно действующему законодательству.
На выборах мы также голосуем наравне со всеми — только сами в политических партиях не участвуем и своих кандидатур не выдвигаем.
Политическая борьба неизбежна при республиканской форме власти, но Церковь целится дальше: наша забота — не о конкуренции политических сил, а о национальном единстве.
Поэтому духовенство, от монастырских послушников и до патриарха включительно, не поддерживает партий и фракций, но при этом активно участвует в обсуждении серьёзных вопросов местного или общенационального значения.