Везёт как утопленник. Как спасти машину после затопления и с кого требовать компенсацию за это мокрое дело
Рекордные ливни, затопившие Москву и ряд других городов в июне 2024-го, заставили понервничать немало автовладельцев. Согласитесь, неприятно обнаружить, что твоя «ласточка» переквалифицировалась в «рыбку», особенно если этот казус не предусмотрен страховкой. Можно ли спасти машину после затопления и что делать, если там уже нечего спасать, разобрался «Секрет».
Что в автомобиле страдает от воды
Салон
Если вода поднялась на несколько десятков сантиметров и проникла внутрь припаркованного автомобиля, пострадает прежде всего салон. Реальный ущерб зависит от того, как скоро собственник заметит затопление, как быстро машину удастся эвакуировать из мокрого места и насколько оперативно её просушат.
Если салон машины намокнет и она простоит закрытой несколько дней, в ней непременно появится неприятный запах сырости и плесени — вместе с самой плесенью и грибком. Их споры могут разрастись на обивке даже из синтетических материалов.
А уж дорогой кожаный салон после такого придётся спасать очень долго, тщательно и без гарантированного результата — споры могут остаться в натуральной коже даже после обработки и снова пуститься в рост, стоит влажности чуть подрасти.
Обнаружить случившееся легко по характерному запаху сырого белья, забытого и закиснувшего в стиральной машине.
Что делать
В этом случае лучше сразу заказать полную химчистку салона, а после несколько дней сушить его с приоткрытыми окнами в сухом и тёплом месте.
Если же пребывание в воде было длительное, в салоне могут разрушиться элементы обивки и наполнителей сидений, разбухнуть деревянные и фанерные вставки, может размочиться клей, который держал части обивки на месте. В этом случае потребуется полноценная реставрация салона или даже замена сидений.
Электрика
Новые автомобили просто напичканы электроникой, а как всем известно ещё со школьных уроков химии, металл, из которого сделаны электроды и чипы, окисляется в воде. И особенно бурно — если по ним пущен электрический ток. Так что при затоплении могут закиснуть контакты и сгореть предохранители, что выведет электронику машины из строя.
При этом опытные автовладельцы, оставляя машину надолго, скидывают клеммы с аккумулятора, чтобы не высаживать его. В случае затопления это реально спасёт им машину: как минимум не будет короткого замыкания, и большая часть электроники, просохнув, снова заработает.
Сами аккумуляторы в современных авто герметичные, так что при затоплении не пострадают — максимум разрядятся. А вот встроенные в медиапанель экраны, навигатор, видеорегистратор контакта с водой, скорее всего, не переживут.
Что делать
Даже если во время затопления прочая электрика не пострадала, это не значит, что она не окислится и не выйдет из строя позже, стоит только снова подать на неё ток. Чтобы этого не случилось, придётся разобрать буквально весь салон, отсоединить, очистить и просушить каждый провод и шлейф, прежде чем снова попытаться заводить машину. Это долгая, кропотливая и дорогая работа.
А вот заводить машину, не удостоверившись, что все опасности для электрики устранены, никак нельзя.
Двигатель и топливная система
Вода, попавшая в двигатель машины, — это одно из самых фатальных и неприятных последствий затопления.
В норме двигатель внутреннего сгорания работает на топливно-воздушной смеси. В цилиндрах двигателя она возгорается, расширяется в объёме и давит на поршень, который двигает коленвал. Потом идёт такт сжатия — и так по новой.
Если в эту смесь попадает вода, которая имеет гораздо большую плотность, чем бензин, дизель и машинное масло, на такте сжатия происходит гидроудар — при попытке опустить поршень он встречает сопротивление, но уйти воде некуда. В итоге шатун клинится, гнётся или ломается, и может даже произойти разрыв цилиндра двигателя.
В таком случае ремонт двигателя нерентабелен — проще и дешевле его заменить.
Что делать
Если вода попала в топливный бак, но машину не заводили и гидроудара удалось избежать, можно попытаться спасти двигатель. Для этого надо:
- Разобрать двигатель, снять головку блока и просушить поршневые.
- Очистить распределительный вал и клапаны.
- Снять поддон и вылить масло, очистить всё от остатков воды и грязи.
- Сменить масляный и воздушный фильтры и топливный насос.
- Снять и очистить дроссель.
- Проверить свечи и катушки зажигания.
- Слить всё топливо и масло из системы и заменить на новые.
Трансмиссия и прочие части машины
Коробка передач, особенно если у вас машина-автомат, тоже содержит электронные компоненты, которые при попадании воды выйдут из строя. Вода может проникнуть туда через вентиляцию или датчики.
Если коробка передач намокла, но ещё не запускалась, нужно обязательно слить из неё воду, открыть, очистить электронные блоки и контакты, просушить и заменить в ней все жидкости.
Пострадать от воды может и кузов, особенно если там уже есть повреждения. Если машину затопило грязной водой, она будет ещё и не очень чистой, так что кузов надо будет сначала отмывать под давлением, а после проверять все царапины и вмятины, выправлять их, обрабатывать от коррозии, красить.
Пропущенный дефект впоследствии может обернуться ржавчиной, и тогда может потребоваться уже более серьёзная жестянка, вплоть до замены частей кузова, переваривания и полной покраски заново.
Наконец, вода вымывает смазку из всех частей авто, включая мосты и раздатку. По-хорошему, их тоже надо просушить и смазать. А если машина постояла в воде несколько дней, не помешает заказать антикоррозийную обработку всего низа, для чего машину нужно будет загнать на подъёмник или «яму».
А вот охлаждающая и тормозная система достаточно герметичны и обычно от затопления не страдают.
Как предотвратить затопление
Машина — не катер, и в норме штурмовать водные преграды не должна. Да, есть некоторая категория внедорожников, способные это делать — при условии высокого клиренса и высоко расположенного отверстия воздухозаборника, через которое вода в первую очередь начнёт поступать в системы автомобиля. Но и они пасуют перед лужами глубже 25–30 см.
Так что, если вы водите не трактор и не грузовик с огромными колёсами, разумным будет при перекрывшем вам дорогу бурном потоке поискать пути объезда. Или ждать, пока дороги просохнут. «Слабоумие и отвага», верные спутники любителей приключений, могут обойтись тут гораздо дороже упущенного времени.
Если ливень застал вас в дороге и потоки воды образовались прямо на шоссе, по которому вы двигаетесь, обязательно снизьте скорость.
В противном случае можно познакомиться с таким неприятным явлением, как аквапланирование. Дорожная поверхность становится скользкой, колёса теряют сцепление с асфальтом, намокшие тормоза работают хуже, и случись что — тормозной путь окажется намного дальше обычного.
Особую опасность представляют лужи, под которыми не видно поверхности дороги. Если попытаться проехать их на скорости, можно угодить в подводную яму — а там уже и поднявшаяся волна плеснёт в накренённую машину.
Если так случилось, остановитесь, удалите воду из салона при помощи подручных средств, откройте капот и проверьте масляный щуп — если вместо привычного масла на нём белая эмульсия, это значит, вода уже попала в топливную систему и взбилась с маслом, как майонез. В этом случае сразу вызывайте эвакуатор — запустить двигатель снова можно будет только после полной замены масла.
А вот если вас затопило на парковке, тут, что называется, соломку везде не подстелешь. В теории, конечно, можно перепарковать машину на возвышенность, например, на горку или на многоэтажную парковку (но не подвальную, конечно).
На практике сделать это при налетевшем залповом ливне часто не успевается, а до него опасность «какого-то дождя» выглядит преувеличенной. Да и мест на безопасной высоте может просто не быть.
В любом случае, если обещают сильные дожди, убедитесь, что ваша машина как минимум стоит на твёрдом покрытии, а не на грунте. Грунт ливень может размыть, и тогда вы обнаружите свой автомобиль не там, где вы его оставили, а в нескольких метрах от — и хорошо, если не в кювете или в страстном поцелуе с другой машиной.
Как правильно просушить машину после затопления
Выше уже было сказано, что в случае затопления худшее, что может предпринять хозяин машины, — завести её и попытаться куда-то поехать, уповая на то, что ущерб визуально не выглядит страшным. Такое поведение чревато покупкой нового двигателя, заменой по кругу всей электрики, коробки передач, — и с какого-то момента проще уже будет продать эту машину на запчасти и купить новую.
А вот правильная последовательность действий будет такой:
-
Шаг 1. Заглушите двигатель, снимите клеммы с аккумулятора, вручную удалите воду из салона.
-
Шаг 2. Вызовите эвакуатор и перевезите автомобиль как минимум в сухое место, как максимум — сразу в сервис.
-
Шаг 3. Попросите в сервисе по кругу проверить машину по описанным выше возможным проблемам и как можно быстрее начать просушку.
В хорошем автосервисе в первую очередь проверят наличие воды в двигателе. Для этого они проверят на влажность воздушный фильтр, если он мокрый — выкрутят свечи. Затем покрутят двигатель стартером — если внутри вода, она будет брызгать из свечных колодцев. И проверят масло — если с ним всё в порядке, вкрутят свечи и запустят двигатель, а если нет — зальют свежее масло и только после этого запустят двигатель и проверят работу поршней.
Кроме того, если намок салон, придётся разбирать всю обивку, снимать торпеду и войлочный пол и долго сушить всё это по отдельности.
Если салон лишь немного намок, вы можете попробовать удалить остатки влаги самостоятельно. Для этого нужно разложить по мокрым местам холщовые пакетики с рисом, силикагелем или кошачьим наполнителем для туалета — они хорошо впитывают влагу.
Известен случай, когда после урагана владелец затопленного автомобиля Audi решил высушить его как утонувший iPhone и просто засыпал всю машину двумя тоннами риса. Как ни смешно, это даже помогло, правда, электронику всё равно не спасло.
Можно ли получить компенсацию при затоплении авто
Самый лучший и самый надёжный вариант хоть как-то компенсировать ваши затраты в случае, если «она утонула», — это купить страховку КАСКО с защитой от гидроудара.
Надо понимать, что стандартные страховки затопление и гидроудар как страховой случай не рассматривают, а дополненные будут стоить на 10–30% дороже обычной.
При этом, если у вас есть страховка, ваш порядок действий при обнаружении затопления авто меняется:
- В первую очередь вам нужно вызвать страхового агента, и пока он не приедет и не оценит ущерб, никуда автомобиль не перемещать, в том числе на эвакуаторе.
- Параллельно вам нужно вызвать ГАИ, чтобы они зафиксировали факт затопления — справка от них будет обязательной при обращении в страховую за компенсацией.
- Вам нужно будет получить одобрение страховой, и только ПОСЛЕ этого начинать разбирать и сушить машину. Так что попинывайте их, чтобы они дали это одобрение как можно быстрее.
Если страховая компания отказывает в выплате страхового возмещения, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением, если размер ущерба не превышает 500 000 рублей. Перед обращением в суд нужно направить обращение финансовому уполномоченному.
Но есть нюанс. Если владелец машины был такой молодец, что сознательно или по собственной лихости загнал её в лужу и не предпринял ничего, чтобы этого избежать, никакой компенсации от страховой ему не предусмотрено. Сам виноват.
Нужно понимать, что даже если в страховом договоре есть защита от гидроудара и затопления авто, водитель обязан был со всей должной осмотрительностью постараться избежать страхового случая. То есть, если было предупреждение от МЧС о предстоящих ливневых грозах, затоплениях, оползнях, обвалах, цунами и так далее, то водитель должен был предусмотрительно не садиться за руль.
Кроме того, если водитель видит впереди непреодолимое водное препятствие, например дорогу, которая уходит вниз под гору и затоплена, либо затоплен съезд или подземная развязка, то водитель, конечно, может туда поехать, но доказывать правомерность наступления страхового случая и свою должную осмотрительность будет уже довольно сложно.
При возникновении у страховой вопросов вам придётся через суд доказывать, что поездка по воде — не ваша прихоть, а последствия стихийного бедствия или ДТП, в которое вы попали вместе с вашей машиной.
А вот если ваша машина стояла на парковке, никого не трогала, и тут внезапный дождик обернулся потоком воды по пояс и утонувшими автобусами, проблем с КАСКО не будет.
И даже если страховки у вас нет, прежде чем рвать на себе волосы за неосмотрительность, стоит поискать ответственных за такой казус.
Не стоит забывать, что за содержание дорог, развязок, парковок (и ливнёвок на них) несут ответственности организации, которые ими управляют. На придомовой территории это могут быть УК, ТСЖ, советы домов, на трассах — администрация города или района, ведомства министерства транспорта. В Москве за ливнёвки отвечает, например, Мосводосток.
И если договор страхования не покрывает ваш случай, можно обратиться с претензией, а потом и с иском в суд к органу или организации, в чьём управлении находится этот участок дорожного полотна, развязка или парковка.
Поскольку страхование КАСКО добровольное, многие автолюбители его не имеют. Однако в силу статей 15 и 1064 Гражданского кодекса они имеют право на возмещение ущерба с виновного лица.
Если автомобиль находился под открытым небом — возмещение убытков маловероятно, т. к. с большой вероятностью данное происшествие суд сочтёт форс-мажором (обстоятельством непреодолимой силы).
Если же автомобиль находился на подземном паркинге, шансы взыскать убытки резко возрастают.
Но решив посудиться с владельцами паркингов, штрафстоянок, гаражных кооперативов и т. д., здраво оцените, действительно ли есть их вина в том, что вашу машину залило водой.
Иногда ситуация действительно выглядит так, что беды можно было избежать — почистить ливнёвки, разгрести мешающий сходу воды мусор, починить крышу. И тогда ответственные хотя бы частично могут компенсировать вам понесённый из-за них ущерб, если суд признает их виновными в халатности.
Однако бывает и так, что все приготовления оказываются бесполезными перед мощью стихии. А сами такие случаи и вовсе прописаны в договоре аренды гаража или парковочного места, как форс-мажорные, за которые никто ответственности не несёт.
И тогда приходится либо надеяться на страховую, либо нести все затраты на восстановление авто в одиночку. Ну, или таки продавать на запчасти, покупать новую и впредь внимательнее читать прогнозы погоды.
- tsi-auto.ru
- nivus.ru
- Открытые источники