secretmag.ru
Опубликовано 22 марта 2022, 04:01
9 мин.

Как составить резюме, которое понравится работодателю. Памятка

Заходим с козырей

Поиск работы — вечно актуальная проблема, которая в разы обостряется в кризис. При этом трудоустройство — сложный и многоэтапный процесс с подводными камнями, один из которых — составление удачного резюме. «Секрет» опросил HR-специалистов и с их помощью составил подборку основных правил по написанию резюме, которое заставит обратить на себя внимание потенциальных работодателей и собрать как можно больше приглашений на собеседование.

Как составить резюме, которое понравится работодателю. Памятка

Главное о резюме

Резюме — это небольшой документ с кратким описанием навыков, предыдущего опыта работы и образования специалиста. В нём также указываются наиболее значимые достижения и рекомендации от руководителей и коллег. Обычно резюме направляется при отклике на вакансию, а порой — напрямую потенциальному работодателю (к примеру, у человека есть компания мечты и он регулярно отсылает туда своё резюме в надежде на ответ).

В России резюме и CV (Curriculum vitae, в переводе с лат. — «ход жизни» или «жизнеописание». — Прим. «Секрета») — одно и то же. Однако в других странах они могут обозначать разные документы. Основное отличие CV от резюме — полное и подробное описание трудовой карьеры в хронологическом порядке с указанием всех научных работ и других достижений. В связи с этим CV заметно объёмнее, чем резюме, и может занимать 5–6 страниц, а то и больше. В этом тексте мы будем использовать эти понятия в качестве синонимов.

Резюме необязательно готовить самому — можно делегировать этот процесс специалистам. Такой вариант подойдёт, если вы не уверены в своих силах (в том числе способности рассказать о себе с профессиональной точки зрения) и хотите избежать возможных ошибок при составлении CV. Карьерные консультанты могут попросить за эту услугу несколько тысяч рублей — итоговая сумма будет зависеть от срочности работы и других параметров подготовки документа.

Идеальное резюме не обеспечит работу мечты, но правильное CV позволит человеку в поиске обратить на себя внимание рекрутера — это и есть основная цель рассылки резюме.

Как составить резюме, которое понравится работодателю. Памятка

Основные принципы оформления резюме

Краткость

Не растекайтесь мыслью по древу. Оптимальный размер резюме— 1–3 страницы 12-м кеглем, уверена старший специалист по работе с персоналом компании «Сеть партнёрств» Анастасия Середина. Ежедневно рекрутеры получают несколько сотен откликов и принимают решение уже после 10–15 секунд чтения — на более детальный анализ у них попросту нет времени.

Не используйте канцеляризмы и абстрактные описания обязанностей — лучше писать понятным языком и сокращать слишком длинные обороты, чтобы потенциальный работодатель не пробирался к сути сквозь набор штампов.

К примеру, написать не «обеспечивал клиентоориентированность компании», а «составлял скрипты для общения с клиентами, следил за их выполнением и в зависимости от обратной связи корректировал их».

Про грамотность

Эксперты рекомендуют перед отправкой резюме воспользоваться одним из многочисленных онлайн-сервисов и проверить текст на наличие ошибок (грамматических, пунктуационных и орфографических). Помимо этого, CV стоит почистить — рекрутерам не понравится, если оно будет визуально грязным, то есть с лишними пробелами или точками.

Избирательность

Тезисно пропишите подходящие для конкретной вакансии вещи. То есть у вас должно быть несколько CV, если вас интересуют несколько позиций. Всё, что мало связано с вакансией, окажется в резюме лишним — и с высокой долей вероятности вынудит рекрутера закрыть файл. Здесь упомяните ключевые слова, совпадающие с требованиями по вакансии, их выбор может сыграть немаловажную роль.

«Во-первых, это нужно для того, чтобы умные машины сайтов по подбору вакансий правильно считали эту информацию и добавили ваше резюме в выдачу рекрутерам, которые задают поиск по ключевым словам. Во-вторых, так ваше резюме не будет пропущено в общем потоке», — пояснила HR-директор OneTwoTrip Марина Малашенко.

Конкретность

Чётко пропишите в своём резюме даты, названия компаний и должностей и другие фактические детали. Абстрактность может помешать — не исключено, что HR-специалист попросту не разберётся, чем и когда вы занимались в прошлом.

К примеру, не стоит писать, что в 2010-х годах вы работали в разных маркетинговых агентствах — такое описание точно покажется рекрутеру недостаточным. Непонятные аббревиатуры, мало известные за пределами вашей бывшей компании, стоит расшифровывать или вовсе не писать.

Правдивость

Здесь всё очевидно. Обман почти наверняка вскроется.

Марина Малашенко
HR-директор сервиса OneTwoTrip

Когда пишут про опыт, знания и навыки, которых нет на самом деле. Это очень быстро выясняется на интервью и обычно продолжать общение с таким соискателем не хочется. Даже если были перерывы в работе, необдуманные переходы, смена профессии или у вас не хватает каких-то навыков, но вы очень хотите попасть на эту должность или в эту компанию — честно напишите об этом.


Правила оформления резюме

Основные правила напрямую связаны со структурой резюме. За основу эксперты предлагают брать в том числе шаблоны популярных сайтов по поиску работы — на таких job-бордах уже есть все необходимые разделы.

При желании можно воспользоваться программами для создания текстовых документов или презентаций (в Microsoft Office и Canva есть подходящие варианты оформления).

«Если пишете с нуля в текстовом редакторе (либо в виде презентации) — старайтесь сделать это в едином стиле, визуально выделяя новые разделы. И не заигрывайтесь с лишними украшениями, шрифтами, картинками и т. п. — пусть будет красиво, но чётко и "смотрибельно"», — рекомендует HR-бизнес-партнёр сервиса по поиску временных исполнителей GigAnt Екатерина Перелетова.

Основная информация

Тут всё банально: начинаем с ФИО. И рядом разместите фотографию — резюме с ней сложнее пропустить.

Эксперты советуют использовать в CV достаточно свежий (не 10-летней давности) портретный снимок по грудь на светлом нейтральном фоне. Не стоит надевать верхнюю одежду или головной убор (или использовать фото, где вы в них).

Анастасия Середина
старший специалист по работе с персоналом компании «Сеть партнёрств»

Даже если вы специалист «креативной» профессии, спокойное портретное фото подчеркнёт ваш серьёзный настрой на сотрудничество с компанией. Если вы хотите подсветить свою индивидуальность, яркого галстука, например, вполне достаточно. А вот фото в прыжке на фоне заката — явно лишнее.

В моём опыте был случай, когда креативный продюсер с «креативным» же фото в резюме прошёл все этапы, его очень ждали в компании. Но гендиректор был достаточно консервативен и не согласовал наём именно из-за фото. Так что свою креативность лучше демонстрировать в портфолио.


Здесь же можно разместить ссылку на портфолио — в первую очередь оно пригодится представителем творческих профессий.

Тут же укажите актуальные контакты: номер телефона, ссылку на мессенджер или адрес электронной почты. Последний должен соответствовать профессиональному статусу кандидата. Имя и фамилия отлично подойдут, в отличие от вариантов в духе kotik1985.

Спорный вопрос — указывать ли в резюме возраст. Некоторые считают это необходимым, другие называют этот пункт необязательным и обращают внимание на то, что именно возраст может повлиять на решение рекрутера по поводу собеседования.

Анастасия Середина
старший специалист по работе с персоналом компании «Сеть партнёрств»

К сожалению, у многих рекрутеров (как и в целом в обществе) есть эйджистские барьеры и стереотипы. Например, «после 45 лет теряется гибкость» или «до 30 лет ещё не менеджер». Обойти их можно, не указывая возраст, а необходимые компетенции подтвердить уже на этапе интервью.

Однажды я наняла на работу главного бухгалтера в возрасте 65 лет, которая не только проявила себя как компетентный сотрудник, но и стала душой достаточно молодого коллектива. И да, мы не догадывались о её возрасте до этапа оформления в штат (были убеждены, что ей максимум 45). Но если бы финансовый директор сразу увидел возраст в резюме, дальше кандидата не пропустили бы.


Параметры поиска

По словам Анастасии Серединой из «Сети партнёрств», многие пропускают пункт «желаемая должность», тем самым лишая себя преимущества. Она убеждена, что нужно указывать, на позицию какого уровня вы готовы согласиться, и добавить ниже несколько «продающих» фактов о себе, чтобы добиться приглашения на интервью.

Воспользуйтесь общепринятыми названиями должностей и отдавайте предпочтение им, не тому, что, например, написано у вас в трудовой книжке (к примеру, руководитель проекта, а не управляющий бизнес-единицы).

Насчёт желаемой зарплаты мнения специалистов разошлись. К примеру, HR-менеджер «Зарплаты.ру» Юлия Избякова считает, что ожидаемый уровень дохода в резюме позволит не тратить время на переговоры с неподходящими компаниями. А вот руководитель управления по привлечению талантов и развитию бренда группы Т1 Алина Котышева призывает не прописывать размер вознаграждения, который может стать лишним ограничением в момент поиска работы, и отложить его обсуждение до личной встречи с рекрутером.

Опыт работы

Это основной раздел любого резюме. Укажите опыт в обратном хронологическом порядке (то есть первым будет фигурировать последнее место работы).

Эксперты придерживаются разных точек зрения насчёт того, информации за какой срок будет достаточно. За минимум HR-специалисты предлагают брать три последних года, а за максимум — 10 лет.

«Не нужно расписывать то, что было более 10 лет назад, это уже нерелевантно и устарело. Если карьера начиналась с должности бармена в кафе как подработка в студенческое время, а сейчас вы agile-практик, уберите информацию о первой работе совсем. Конечно, только если вы опять не хотите вернуться в профессию бармена, — отметила руководитель отдела по подбору и адаптации персонала компании-разработчика «МойОфис» Наталья Юрина.

Не копируйте список обязанностей из должностных инструкций. Потенциальный работодатель должен понимать, чем вы фактически занимались ранее и за что несли персональную ответственность, отметила руководитель HR-департамента в вертикально интегрированном агрохолдинге «Кабош» Таисия Андреева.

В каждой позиции распишите свои ключевые задачи и результаты с количественными или качественными показателями (что вы делали и к чему это привело) — будет достаточно 5–7 предложений для одного места работы. К примеру, можно рассказать, как вы добились снижения издержек или роста продаж (цифры здесь обязательны). В противном случае рекрутеру будет непонятен ваш вклад в успехи компании.

И не забудьте указать сведения о предыдущих работодателях. Анастасия Середина рекомендует в каждом пункте будет неплохо прописать отрасль, численность штата и уровень подчинения (собственно ваши начальники и подчинённые при наличии) — это избавит от дополнительных вопросов и даст рекрутеру более чёткое представление о вашем соответствии вакансии.

Про перерывы в карьере

Опрошенные «Секретом» эксперты отмечают — опыт работы должен быть последовательным и стабильным. Длительные перерывы в карьере важно объяснить в самом CV, например, рассказать про завершившийся декретный отпуск или повышение квалификации. Можно воспользоваться лайфхаком и не указывать месяцы найма и увольнения, оставив только годы. Кстати, объяснять придётся и частую смену работы — рекрутера насторожит, если это происходило чаще раза в год.

Если у вас опыта либо нет совсем, либо он достаточно скромный, укажите достижения школьных и студенческих времён — в частности, расскажите о конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, стажировках и практиках.

Как составить резюме, которое понравится работодателю. Памятка

Образование

Помимо основного образования (названия вуза, факультета и специальности, а также год окончания), можете указать пройденные курсы. Но не стоит писать в резюме всё подряд (помним про принцип избирательности) — список из 25 семинаров, которые имеют мало общего с опытом и должностью, вряд ли заинтересует рекрутера.

Молодым специалистам особенно важно упомянуть дополнительное образование (а также приложить соответствующие дипломы и сертификаты) — это станет плюсом при небольшом или нулевом опыте работы.

В этом же разделе можете смело указывать знание иностранных языков, если это важно в рамках конкретной позиции.

Ключевые навыки

Ещё один крайне важный раздел резюме. Как отметила HR-бизнес-партнёр группы компаний ОТР Дарья Горбатова, здесь важно избегать банальных слов вроде «ответственный» и «коммуникабельный». Прописывайте только профессиональные качества, владение нужными программами и знание специальных инструментов в рамках конкретной позиции.

«Ключевые навыки лучше не игнорировать, потому что это будут ключевые слова для поиска. Благодаря им ваше резюме чаще будет попадаться работодателю. Только не злоупотребляйте — не надо добавлять огромное количество, это приведёт к ненужному объёму в резюме», — добавила руководитель и основатель кадрового агентства HR Puzzle Екатерина Зуйкова.

О себе

Эта часть может быть как в начале, так и в конце резюме. Здесь вы можете указать свои личностные характеристики, которые могут оказаться важными для работодателя. Например, сюда подойдут фразы о том, что вы всегда укладываетесь к назначенному дедлайну или приходите на работу вовремя.

«Пункт "О себе" обычно самый весёлый, потому что туда часто пишут откровенную ерунду. Всего лишь надо добавить пару строчек о своих soft skills и пару строчек об увлечениях, чтобы показать, насколько вы разносторонний человек. Можно добавить свои достижения, которые касаются вашей сферы деятельности, но которых вы достигли вне работы», — продолжила Зуйкова.

Ошибки при составлении резюме

Резюме без учёта вакансии

Эка Ванькова
консультант EP Advisory по карьере в маркетинге и PR

Нужно персонализировать резюме под вакансию. Если вы захотите устроиться работать поваром в ресторан, то вряд ли будете рассказывать о своём знании Photoshop. Директору ресторана гораздо важнее, умеете ли вы готовить. То же самое касается и подачи резюме на одну должность в разные компании. У каждого работодателя свои требования к личным и профессиональным качествам. Важно положительно презентовать себя именно с той стороны, которая важна работодателю.


Ольга Северинова
HR-директор CloudPayments

Когда кандидат выходит в открытый поиск, хорошее решение — составить несколько резюме с разными наименованиями должностей. Допустим, кандидата заинтересовали две вакансии: product owner и руководитель проекта. В этом случае лучший вариант — создать два отдельных резюме и адаптировать их под каждую роль, расставив акценты на наиболее релевантные опыт и навыки. К сожалению, универсальное резюме — зачастую проигрышный вариант и нередко воспринимается HR-службами сомнительно.


Устаревшие пункты в резюме

Анастасия Середина
старший специалист по работе с персоналом компании «Сеть партнёрств»

Семейный статус, наличие детей, категория водительских прав — все эти пункты резюме остались в прошлом. Так же как формулировки «стрессоустойчивость, коммуникабельность, быстрая обучаемость». Главное для рекрутера — ваши достижения. Если они есть, уже не важно, сколько у вас детей, любите ли вы кошек и умеете ли управлять мотоциклом. Об этом вы сможете поболтать на корпоративе со своими новыми коллегами.


Критика бывших работодателей

Ольга Северинова
HR-директор CloudPayments

Дурной тон в подготовке резюме — говорить в негативном ключе о своём прошлом работодателе. Скорее всего, увидев это, HR-департамент сразу же отложит такое резюме.


Неверный тон

Алина Котышева
руководитель управления по привлечению талантов и развитию бренда группы Т1

Не старайтесь выделиться в резюме за счёт юмора и других нестандартных вызывающих способов. Это далеко не всегда приветствуется рекрутерами. Вас запомнят, но место, скорее всего, достанется другому кандидату. Используйте принятые стандартные формы и делайте упор на действительный опыт, знания и достижения.


Инна Анисимова
генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

Не пытайтесь давить на жалость из серии: «Я три месяца без работы — возьмите меня». И не шантажируйте: «У меня ещё 5 предложений, поэтому жду особых условий». Манипуляцией получить место не получится.


Екатерина Перелетова
HR бизнес-партнёр сервиса по поиску временных исполнителей GigAnt

Стоит избегать агрессивных месседжей, например: «Кадровым агентствам (или ещё кому-то) не звонить!». Порой это ещё подкрепляется несколькими хлёсткими эпитетами и прочими нехорошими излишествами. Если очень хочется отсечь предложения из какой-либо категории — имеете право, но обязательно сделайте это вежливо и уважительно, иначе испортите впечатление о себе сразу у всех, кто это прочитает, включая привлекательных работодателей.


P.S. Не называйте файл с резюме «Резюме» или CV. Укажите фамилию, имя и должность. К примеру, Иван Иванов, проджект-менеджер. Так будет больше шансов, что ваш документ не затеряется у вашего потенциального работодателя.