21 апреля в 13:50

К вам едет ревизор. Кого коснутся проверки малого бизнеса в 2021 году и как к ним подготовиться

Объясняет эксперт
В 2021 году для малого бизнеса действует льготный период — «надзорные каникулы». Правительство запретило включать такие компании в ежегодные планы проверок до конца года. Но есть ряд исключений. Руководитель практики «Корпоративное право» юрфирмы «Шаповалов, Ляпунов, Зарицкий и партнёры» Ирина Попова рассказала, к кому всё-таки могут прийти ревизоры и как подготовиться к их визиту.

Кого и как будут проверять

От плановых проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:

  • организацию или ИП привлекали к административной ответственности и приостановили работу компании;
  • с момента окончания проверки, по итогам которой назначили наказание, прошло менее 3 лет.

Также проверок не удастся избежать малому бизнесу, у которого есть так называемые объекты контроля, отнесённые к чрезвычайно высокому и высокому риску, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Это, например, образовательные учреждения, дома престарелых, транспорт и т. д.

Но и для таких компаний правительство сделало несколько послаблений:

  • выездные проверки разрешили проводить дистанционно, по видеосвязи;
  • они не могут длиться больше 10 рабочих дней;
  • плановую выездную проверку могут заменить новой формой контроля — инспекционным визитом. Визит может длится только один день, и инспектор вправе ограничиться только осмотром, опросом, инструментальным обследованием, а также может запросить письменные объяснения и истребовать документы. Правда, о проведении выездной проверки уведомляют письменно, а вот инспекционный визит может проводиться внезапно.

Узнать, попадает ли организация в 2021 году в сводный план проверок, можно на портале прокуратуры РФ.

Если малое предприятие обнаружило себя в списке проверяемых и не согласно с законностью этой проверки, необходимо подать заявление в орган, который собирается прийти с проверкой — и приложить документы, поясняющие ваши соображения.

При этом внеплановые проверки никто не отменял. Если в органы контроля поступили сообщения о нарушении прав потребителей или трудового законодательства — это гарантированный повод для визита инспекторов. И никакие льготы и каникулы в этом случае не действуют.

Как подготовиться к проверке

Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать какую угодно информацию от любых работников предприятия. У проверяющего, как и у проверяемого, есть определенные права и обязанности.

Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица. И только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Наемные работники могут отвечать проверяющим только о своей работе, не давая оценок и не делая выводов о предприятии в целом.

Как показывает практика, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют несколько основных видов нарушений.

Они касаются:

  • Заключения гражданско-правового договора. Должны быть четко прописаны обязанности работодателя и сотрудника.
  • Оформления трудового договора. Часто работодатели составляют документ с ошибками или уклоняются от заключения соглашения с работниками.
  • Зарплат — сотрудники могут получать меньше положенного по документам и МРОТ.
  • Обучения технике безопасности и охране труда, медосмотров. Людей можно допускать к работе только после проверки необходимых знаний и получения должных справок.
  • Учёта рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время.
  • Увольнений по инициативе работодателя.
  • Формирования налоговой базы, а также своевременности и полноты платежей.
  • и т. д.

За каждое выявленное нарушение, как правило, выписывают штраф. Сумма соответствует значимости правонарушения. Иногда могут вынести только предупреждение.

Как себя вести при выездной проверке

  1. Проверить документы проверяющих и изучить приказ. В нём должно быть указано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт.
  2. Предоставить запрашиваемую информацию, документы — всё, о чем говорится в приказе.
  3. Обязательно присутствовать при проверке. Сопровождать инспекторов, отвечать на их вопросы и задавать вопросы по существу.
  4. Не мешать ревизорам и не уклоняться от проверки.
  5. Следить за сроками. На малом предприятии сотрудники проверяющих органов могут находиться суммарно не более 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.
  6. Если ревизоры назначат экспертизу — не платить за неё. Все экспертизы проводятся за счёт государства. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования.
  7. Если нужна помощь — пригласить юриста или сотрудников аппарата регионального или федерального бизнес-омбудсмена. По закону они могут принять участие в проверке.
  8. Проверить акт. Инспектор составляет этот документ в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предпринимателя. В акте указывают дату, место, продолжительность проверки, присутствовавших, а также нарушения, если они есть. К акту могут приложить протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, его можно получить в течение трёх дней после визита ревизоров, если ждать не нужно — сразу после проверки. Если вы не согласны с содержанием акта, необходимо это указать в нём же. Это необходимо, чтобы в дальнейшем можно было обжаловать действия инспекторов.

Какие документы нужно подготовить к проверке

Невозможно перечислить абсолютно все документы, которые могут оказаться обязательными в тех или иных ситуациях, но вкратце список основных достаточно универсален и подойдёт для большинства компаний.

  • Организационно-правовые документы: копии всех редакций устава, протокол или решение о создании ООО и т. д.
  • Документы по основной деятельности: лицензии и разрешения, документы на контрольно-кассовую технику (ККТ) и договоры на её обслуживание.
  • Кадровые документы: трудовые книжки всех работников, трудовые договоры со всеми дополнительными соглашениями и т. д.
  • Бухгалтерские документы: накладные, кассовые и товарные чеки и т. д.

Проверок не надо бояться. Нужно воспринимать их спокойно, заботиться о сохранности и комплектности необходимых документов, чётко знать свои права, а также заблаговременно привлекать квалифицированных юристов, не дожидаясь этапа, когда уже «всё сгорело».

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе