Индекс оливье. На сколько и почему главный новогодний салат подорожал за 10 лет

Объясняет эксперт
31 декабря 2019 в 14:26

Оливье — главный праздничный салат России. На протяжении десяти лет набор продуктов для его приготовления становился дороже, а тазик салата на новогоднем столе — меньше. «Секрет фирмы» проследил, как менялась его цена с 2010 по 2019 год, а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов рассказал, с чем это было связано.

Как появился оливье

На Неглинной улице в Москве находится театр «Школа современной пьесы». Он располагается в старинном голубом здании, которое раньше было рестораном «Эрмитаж». В дореволюционной России он принадлежал французскому повару Люсьену Оливье.

«Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, ещё тогда прославившийся изобретённым им "салатом Оливье", без которого обед не в обед и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то», — писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». По его же словам, после революции 1917 года салат стали готовить «из огрызков». Но тогда он приобрёл массовость, из него исчезли куропатки и раковые шейки, на смену им пришла варёная колбаса, а дорогие фарфоровые тарелки заменил тазик.

Набор этих продуктов растёт в цене, и с каждым годом россияне могут позволить себе всё меньше новогоднего салата.

Алисен Алисенов, экономист:

— В целом мы видим тенденцию на подорожание основных групп продовольственных товаров. Но при этом овощи и фрукты подешевели. Увеличение НДС не отразилось на их стоимости, потому что традиционно к ним применяют льготную ставку 10%. На продукты вторичной переработки, деликатесы (колбасу и т. д.), льготная ставка не распространяется — они облагаются по ставке 20% и подвержены влиянию роста НДС.

Что касается инфляции, в повышении стоимости продовольственных товаров инфляционная составляющая минимальна. Рост цен обусловлен увеличением налоговой нагрузки — в 2019 году повысились размеры страховых отчислений. Это связано с тем, что предельная база для страховых взносов была проиндексирована на 10%. Она составила 1,15 млн рублей — сумму, с которой платятся страховые взносы в размере 30%. Были также проиндексированы налоги на малый бизнес — повышены корректирующие коэффициенты. Естественно, повышение налогов малый бизнес перенёс на конечного потребителя, включив его в цену продовольственных товаров, услуг и т. д.

Очень сильно на стоимости продуктов питания отразилось повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) из-за налогового маневра. Государство попыталось сдержать цены, введя так называемый обратный акциз. Это несколько снизило накал и налоговую нагрузку на бизнес. Но тем не менее повышение ставок НДС на бензин и дизельное топливо всё равно вызвало рост цен. Ставка акциза на топливо не могла не отразиться на подорожании всех товаров — произошёл «эффект отложенного роста».

Но рост цен был несущественным. Главная причина тому — падение реальных доходов населения, сужение платёжеспособного спроса. Доходы населения падают, поэтому бизнес вынужден брать какие-то потери на себя, минимизируя свою прибыль. Это тоже не очень хорошо, потому что минимизация прибыли сокращает ресурсы для будущих накоплений, инвестиций и т. д. Но в условиях падающего спроса бизнес вынужден сдерживать цены. Если бы реальные доходы населения росли более быстрыми темпами, мы бы увидели несколько иную картину в плане стоимости тех или иных видов товаров.

Почему за десять лет оливье так подорожал

Цены резко выросли в 2015 году. Это связано во многом с ослаблением рубля. Если к сентябрю 2014 года курс был где-то 32–33 рубля за доллар, то уже к концу года он поднялся до 60 рублей. В середине 2015 года курс достигал порядка 70 рублей за доллар. Это снизило потоки импорта в страну. Программа импортозамещения ещё не была запущена, а только анонсирована, и результат от её работы появился чуть позже. На тот момент очень много товаров, в том числе продовольственных, Россия импортировала, поэтому после девальвации рубля произошёл резкий скачок цен.

Но цены на товары могли бы вырасти ещё больше, если бы 1 января 2015 года не был сформирован Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В него изначально вошли Россия, Белоруссия и Казахстан, позже присоединились Армения и Киргизия. Кстати, в этом и прошлом году определённую роль в снижении цен на продовольственные товары — овощи и фрукты — сыграло именно это объединение, так как в рамках ЕАЭС на товары провозглашается действие четырёх свобод: товарного рынка, капитала, услуг и рабочей силы.

Беспошлинный ввоз товаров и программа импортозамещения, к которой страны ЕАЭС присоединились в начале 2015 года, стали сдерживающими рост цен факторами. А стимулирующими — девальвация рубля и неготовность заменить основные продуктовые позиции внутреннего рынка.

Более-менее удачно программа импортозамещения была реализована в сельском хозяйстве. После 2015 года можно видеть падение цен на овощи и фрукты как раз по этой причине. Плюс ещё подключение стран ЕАЭС: беспошлинный ввоз, открытие границ. Если посмотреть на состав участников — это страны с хорошими природными условиями, чья сельскохозяйственная продукция поставляется на российский рынок.

Что подорожает к следующему Новому году

То, без чего не обходится ни один новогодний стол, — спиртные напитки в ассортименте. Каждый год на них растут акцизы. Очередное нововведение — с 2019 года к подакцизным товарам приравняли виноград, который используется в производстве вин, шампанских виноматериалов и виноградного сусла. В 2019 году акциз составил 25 рублей за тонну. Планировали, что он останется на том же уровне и в 2020 году, но в конце сентября в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым размер акциза увеличится на 5 рублей, до 30 рублей за тонну.

Очень сильно подорожали акцизы на различные вина. В 2020 году размер акциза составит 31 рубль за литр, а до 2022 года подорожает на два рубля. Также повысились акцизы на шампанское: в 2020 году — 40 рублей за литр, в 2021-м — 41 рубль и в 2022-м — 43 рубля.

Кроме того, впервые со следующего года ставки на вина, в том числе на фруктовые и игристые, больше не будут дифференцироваться в зависимости от того, защищено географическое наименование места их происхождения или не защищено. Это окажет сильное влияние на их подорожание. Изначально в 2020 году акциз должен был составить 19 рублей за литр незащищённого вина и 5 рублей за литр защищённого. Но с учётом изменения Налогового кодекса установлена единая ставка для вина: 31 рубль за литр. Наши национальные производители вина должны были платить 5 рублей за литр, а теперь — 31 рубль. Налоговая нагрузка увеличилась в шесть раз. Та же история с игристым. Была запланирована ставка 37 рублей за литр для незащищённого вина на 2020 год, 14 рублей — за литр защищённого. В итоге мы получаем единую ставку 40 рублей за литр.

Вывод

В целом причины роста цен — налоги и в какой-то степени инфляция, но в большей степени — повышение акцизов, НДС, общей совокупной налоговой нагрузки на бизнес за счёт индексации коэффициентов. Цены могли бы быть и выше, если бы не сдерживающий фактор — падающий спрос. Он связан с тем, что доходы большей части населения снижаются пять лет подряд.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе