Опубликовано 26 июня 2024, 09:00
10 мин.

Вызов для автомобилиста. Что можно отремонтировать в машине самому и сэкономить на сервисах

Обслуживание и ремонт автомобилей с каждым годом становится всё дороже. Кому не повезло иметь гарантию от сервисного центра, вынужден на любой чих звать мастеров и открывать кошелёк. Конечно, если только сам автовладелец не решит испытать себя и проверить, из того ли места растут его руки. Многие вещи в машине нетрудно отремонтировать самостоятельно, главное — знать, куда смотреть и какие тут могут быть подводные камни. О нюансах, плюсах и минусах ремонта авто своими руками «Секрету» рассказали автоэксперты.

Какие автомобили можно ремонтировать самому

Эксперты сразу предупреждают: не каждый автомобиль есть смысл ремонтировать самому, даже если хочется сэкономить. Медвежью услугу себе таким образом могут оказать те автовладельцы, чья машина всё ещё относительно новая и может обслуживаться в сервисных центрах.

«Если автомобиль у вас на гарантии, то никакие самостоятельные манипуляции с автомобилем лучше не выполнять!» — уверен профессиональный автоподборщик, эксперт сервиса «Автокод» Игорь Шагапов.

Также лучше обратиться к профессионалам владельцам современных авто с интеллектуальными системами управления. Простые и понятные гайды по саморемонту таких систем появляются с некоторым запозданием, да и попытка влезть в айтишку автомобиля, не зная броду, может привести к неприятному результату.

Если ремонт связан с бортовым компьютером, сбросить ошибку или найти поломку сможет только специалист.

Андрей Коромыслов
технический специалист "Krauf автозапчасти"

Современный автомобиль — достаточно сложная конструкция, состоящая из множества систем. Неквалифицированное вмешательство приводит, как правило, к дорогостоящему ремонту с непредсказуемыми последствиями.


А вот отечественные автомобили с большим пробегом в руках одного владельца на протяжении многих лет могут ремонтироваться и в собственном гараже. Но в конечном счёте всё зависит от уровня опыта и профессионализма хозяина машины.

Какие работы по ремонту и обслуживанию по силам автовладельцам

Эксперты сходятся в мысли, что на самом деле всё зависит от квалификации человека.

Пресс-служба ГК АВТОДОМ

Владелец, хорошо зная свой автомобиль, способен провести множество манипуляций самостоятельно, не обращаясь в сервис.

Для одного автолюбителя такие операции, как замена свечей, фильтра или ремня генератора, будут понятны и просты, он может произвести их сам. Для другого даже замена масла станет сложностью.


Да, хорошо бы уметь самостоятельно делать ряд вещей, если уж вы сели за руль техники, требующей регулярного обслуживания. Но экзамен на права не включает в себя экзамен на ремонт автомобиля, так что многие автовладельцы считают умение самостоятельно устранить поломку сугубо необязательным.

А зря. Ведь в жизни иногда бывают такие ситуации, когда на спецов из сервисов надеяться не приходится.

Так что хотя бы минимальное понимание, что в автомобиле может сломаться и как это чинится, автолюбителю всё же необходимо. Зная, что можно самому починить в автомобиле, можно легко понять, насколько серьёзная поломка случилась и стоит ли обращаться к профессионалам в автосервис, отметили эксперты.

Пресс-служба «Автодилера» вместе с экспертами составила список того, что можно отремонтировать самому при наличии умений и инструментов.

Замена лампочек и предохранителей.

Замена лампочек:

  • Откройте капот и найдите местоположение перегоревшей лампочки.
  • Отсоедините проводку или снимите защитный колпачок, чтобы получить доступ к лампочке.
  • Осторожно выньте старую лампочку, избегая касания стекла руками.
  • Установите новую лампочку, убедившись, что она правильно встаёт в гнездо.
Андрей Коромыслов
автоэксперт

Перегоревшую лампу в фаре или в фонаре заменить тоже довольно просто, нужно лишь посмотреть в инструкции по эксплуатации к автомобилю, какой тип ламп используется и какие манипуляции нужно проделать, чтобы замена прошла успешно. \

Следует отметить, что у многих авто замена ламп (особенно, в передних фарах) может быть сильно затруднена, порой приходится даже разбирать бампер для доступа к фаре. Такие операции стоит всё-таки доверить квалифицированной СТО.


Замена предохранителей:

  • Найдите блок предохранителей в автомобиле (обычно в салоне или в моторном отсеке).
  • Используя схему расположения предохранителей, определите нужный предохранитель.
  • Осторожно извлеките его с помощью плоскогубцев.
  • Установите новый предохранитель того же типа и номинала.
Андрей Коромыслов
автоэксперт

Если какая-либо система электрооборудования внезапно перестала работать, проверьте соответствующий предохранитель. Их расположение и назначение можно уточнить в инструкции по эксплуатации.


Проверка и замена масла и технических жидкостей

Андрей Коромыслов посоветовал хотя бы раз в неделю открывать капот и проверять масляный щуп ДВС (при наличии) и резервуары с охлаждающей и тормозной жидкостями.

Если уровень где-либо окажется ниже отметки «min» — долейте до уровня «max» соответствующую жидкость. Тип и способ доливки необходимо выяснить в инструкции по эксплуатации к вашему авто.

Также есть индикаторы и сообщения на панели приборов, которые могут указывать на недостаточный уровень.

Никита Родионов
технический директор FIT SERVICE

Для долгой и беспроблемной эксплуатации двигателя масло и фильтр в нём следует менять с определенной периодичностью.

В зависимости от условий эксплуатации производитель рекомендует выполнять замену в интервале от 7500 до 15000 км пробега или раз в год. Качество масла тоже играет важнейшую роль — выбирайте именно то, которое указано в инструкции.


Для замены масла, кроме обычного слесарного инструмента, понадобится съёмник для фильтра, ёмкость для слива «отработки», эстакада или смотровая яма, отметил Родионов.

Для того чтобы замена прошла успешно, может потребоваться снятие защиты двигателя. Нюансов много, поэтому, если не уверены в своих силах, лучше доверить эту операцию профессионалам.

Но обычно операция по замене масла сводится к простой схеме:

  • Слейте старое масло и замените масляный фильтр.
  • Налейте новое масло через воронку.
  • Проверьте уровень масла и наличие утечек.

Замена масла в трансмиссии и дифференциале может потребовать немного больше знаний и специальных инструментов, но тоже вполне выполнима самостоятельно, добавил Александр Стрельников, основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina.

Замена стеклоочистителей

Стеклоочистители или, по народному, дворники — это для любого автомобиля скорее расходник. Некоторые позволяют менять только щётки — так называются резиновые накладки, непосредственно прилегающие к стеклу. Другие придётся менять полностью.

Делать это нужно, как только эти детали перестают справляться со своей функцией — эффективно очищать стекло от влаги и грязи, не оставляя сильных разводов или непротёртых мест.

Чтобы заменить стеклоочистители:

  • Поднимите старые стеклоочистители от стекла.
  • Нажмите на кнопку или отпустите фиксатор, чтобы отсоединить их от рычагов.
  • Подсоедините новые стеклоочистители к рычагам, защёлкните их на место.
  • Убедитесь, что они плотно прилегают к стеклу.

Проверка и замена воздушного фильтра

Воздушный фильтр — это защитный элемент, который не позволяет попадать частицам пыли в двигатель. Он очищает воздух от посторонних включений, а заодно снижает уровень впускного шума внутри салона.

Чтобы поменять воздушный фильтр, нужно:

  • Открыть капот и найти воздушный фильтр в нижней части двигателя.
  • С помощью специальных инструментов снять фильтр и проверить его целостность и загрязнённость, при необходимости заменить.
Андрей Коромыслов
автоэксперт

Замена воздушного фильтра и фильтра салона, как правило, не представляет больших сложностей, в инструкции по ремонту все нюансы будут подробно описаны.

Обращайте внимание на правильный подбор запасных частей, если осуществляете подбор самостоятельно, каталожный номер детали лучше всего находить в оригинальном каталоге производителя по VIN-коду авто. По оригинальному номеру можно найти качественные аналоги по разумной цене.


Замена колеса

Пробив колеса может случиться и с лучшими из нас, даже если в остальном машину регулярно обслуживают и берегут. Чаще всего это случается посреди трассы в самом неудобном месте — по закону подлости. Если дотянуть на оставшихся трёх до шиномонтажки нереально, можно взять дело в свои руки.

Для замены колеса нужно:

  • Приподнять машину домкратом, чтобы машина перестала опираться на меняемое колесо.
  • С помощью специального ключа ослабить гайки или болты, крепящие колесо.
  • Поднять машину ещё чуть выше, свинтить гайки.
  • Снять колесо, положить на место предварительно вынутой «запаски».
  • Надеть на ось ступицы запасное колесо, прикрутить гайки обратно.
  • Обязательно крепко затянуть крепежи, чтобы от вибрации при езде они не начали раскручиваться! Это чревато потерей гаек/болтов, а то и самого колеса на полном ходу.
Андрей Коромыслов
автоэксперт

Если одно из колёс спущено и накачать его насосом никак не удается, при наличии запасного колеса или «докатки» можно выполнить замену самостоятельно. Внимательно ознакомьтесь с соответствующим разделом в инструкции, обращайте внимание на правильную установку домкрата и на правильную затяжку крепежа на колесе.

Учитывайте, что эта работа сопряжена с определёнными физическими усилиями и вынуждает как следует перепачкаться


Проверка и замена тормозных колодок

Замена тормозных колодок — это одна из самых сложных операций для самостоятельного ремонта. Но всё же её реально провести самому. Главное, не затягивать с этим, если с тормозами начались проблемы.

Андрей Коромыслов
автоэксперт

Если при торможении вы слышите посторонние шумы в виде скрипа, скрежета, шороха — следует обратить внимание на тормозные колодки. Если остаток фрикционной накладки составляет менее 3 мм, колодки необходимо заменить. Замена выполняется комплектом (четыре колодки на одну ось). Перед тем, как браться за замену, посмотрите в инструкции по ремонту или в Сети, как правильно всё сделать.


Но помните, что с тормозами экспериментировать нельзя. Если у вас есть какие-то сомнения, тут точно стоит обратиться к специалистам.

Чтобы заменить тормозные колодки:

  • Разместите автомобиль на ровной площадке и поднимите его с помощью специальных инструментов.
  • Открутите крышку бачка тормозной жидкости, обязательно ослабьте болты колёс.
  • Выверните руль и снимите колесо.
  • После проверки диска открутите направляющие суппорта.
  • Снимите противоскрипные пластины.
  • Установите новые колодки.

Замена свечей зажигания

Необычное поведение автомобиля — плохой разгон, провал мощности во время езды, трудности с запуском и скачки оборотов двигателя — может сигнализировать о том, что его свечам зажигания требуется замена.

В среднем рекомендуется производить замену каждые 30 000 – 50 000 километров, если у вас классические свечи. Если если свечи платиновые или иридиевые, их можно менять реже — каждые 90 000 – 120 000 км. И делать это желательно регулярно, даже если свечи работают исправно.

Чтобы поменять свечи зажигания:

  • Убедитесь, что двигатель остыл.
  • Осторожно отсоедините провода от свечей зажигания.
  • При помощи специального ключа для свечей зажигания ослабьте и выверните старые свечи против часовой стрелки.
  • Вынимая старые свечи из цилиндров, обратите внимание на их состояние: если они покрыты нагаром или изношены, то необходима замена.
  • При установке новых свечей осторожно вставьте новые свечи в цилиндры и заворачивайте их по часовой стрелке.
  • Используя свечной ключ, плотно затяните новые свечи.
  • Наденьте провода на новые свечи, убедившись, что они плотно прилегают, и проверьте правильность подключения, заведя мотор.

Какие работы лучше не выполнять самому

Возвращаясь к вопросу автомобилей на гарантии, лучше даже не пытаться лезть с ремонтом и улучшениями, если вы хотите её сохранить. Максимум — поменять масло или заменить пробитое колесо. Всё остальное может привести к тому, что дальнейшее гарантийное обслуживание в сервисных центрах станет невозможным или дорогим.

Но и с автомобилями без таких условностей не всё так просто. Если для замены свечи или аккумулятора большого ума и технологии не надо, то вмятина на автомобиле гарантированно ведёт вас в сервис кузовного ремонта.

Игорь Шагапов
автоэксперт

Если у вас есть небольшая царапина или «рыжик» (ржавчина), то лучше обратиться к специалисту, так как даже мелкие нарушения в технологии окраски и грунтовки могут в итоге привести к тому, что через год у вас всё сгниёт. Однако к такому методу самостоятельного окраса часто прибегают при продаже авто, поэтому лучше всегда это проверять специальным оборудованием.


Кроме того, крайне осторожно нужно проводить самостоятельные работы по двигателю. По словам Шагапова, самому можно сделать самые простые манипуляции:

  • замену свечей, если у вас начал троить двигатель;
  • замену катушек зажигания;
  • замену ремня навесного оборудования.
Игорь Шагапов
автоэксперт

При этом ремень ГРМ самостоятельно лучше не менять: если вы вдруг перепутаете фазы или что-то собьёте, то вы можете поймать так называемую «встречу» — когда клапаны загибаются об поршень. Это может быть фатально для двигателя.


Итого: стоит или не стоит самому ремонтировать автомобиль

Принимая финальное решение, попробовать отремонтировать свою машину самостоятельно или всё-таки повезти её на СТО, водителю нужно трезво всё взвесить и учесть следующие факторы:

  • на гарантии автомобиль или нет;
  • есть ли у автовладельца опыт в подобных работах или нет;
  • есть ли риски повредить автомобильные системы при таком вмешательстве или нет;
  • ждёт ситуация вмешательства специалистов или нет;
  • готовы ли вы платить умельцам запрашиваемые ими деньги или предпочтёте сэкономить и потрудиться самому.
Никита Родионов
автоэксперт

Нет ничего критичного, если водители самостоятельно заменят щётки стеклоочистителя или дольют масло при необходимости. Это даже нужно делать. Как предписывает ПДД: прежде чем сесть за руль — проверь все уровни под капотом. В некоторых моделях авто легко поменять самостоятельно салонный фильтр, лампы в фарах, некоторые предохранители.

Но если водители самостоятельно меняют запчасти в каких-то более сложных узлах, то здесь рисков уже очень много. Во-первых, все мы знаем, что сейчас в стране огромная доля поддельных запчастей. А уж некачественных и того больше — никто это не анализирует.

Во-вторых, автомобиль — это сложное техническое устройство, и быть автоЛЮБИТЕЛЕМ все-таки недостаточно для ремонта этого устройства. Нужны еще квалификация, инструмент, опыт.

Ну и, в-третьих, при самостоятельных работах нет никаких гарантий. Так что, единожды сэкономив, можно получить гораздо большие затраты, если снова потребуется ремонт того же узла.


Разумеется, этим списком все ремонты, которые можно провести самостоятельно, не исчерпываются. Так что, если есть уверенность в своих силах — пробуйте. Это может оказаться интересным и полезным, как минимум в плане экономии бюджета.

Главное, не забывайте про безопасность, используйте качественные запасные части и материалы и внимательнейшим образом изучайте инструкции по ремонту.